Взаимодействие с ребенком в зоне его ближайшего развития.
консультация

Тинт Наталия Викторовна

В данном материале освещены основные теоретические понятия, практические рекомендации педагогам, приведена литература на данную тему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_rebenkom_v_zbr.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с ребенком в зоне его ближайшего развития

Обидейко Ю.В (семейный  психотерапевт)
Романов А.М. (
кандидат психологических наук, психолог высшей категории)

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения             «Центр восстановительного лечения» имени С. С. Мнухина»

Известный советский психолог Л.С. Выготский, описал важное для обучения понятие: зона ближайшего развития [1],[2],[3],[4],[5]. Его он противопоставил уровню актуального развития. Эти понятия он определял следующим образом.

        Уровень актуального развития — это то, что ребенок может сделать самостоятельно, без чьей-либо помощи. Он отражает уже сформированные навыки и способности. Л. С. Выготский отмечал, что “в сущности говоря, при определении умственного возраста ребенка с помощью тестов мы почти всегда имеем дело с таким уровнем актуального развития”, но этот показатель “не определяет с достаточной полнотой состояние детского развития на сегодняшний день”[5, с.12]. Поскольку он отражает уже развитые функции, а “состояние развития никогда не определяется только созревшей частью”[2, с. 429].

В качестве иллюстрации того, что актуальный уровень не является единственным показателем психического развития, Л. С. Выготский приводит пример тестирования двух мальчиков. При определении их “умственного возраста”, они оказываются в состоянии выполнять задания соответствующие 8 годам. Обычно на этом исследование прекращается, но если его продолжить и прийти детям на помощь, используя различные подсказки, наводящие вопросы, и т.д., то их результаты оказываются различными, один ребенок достигает интеллектуального возраста, соответствующий 12, а другой — 9 годам. Таким образом, уровень психического развития этих детей различается, поскольку, при оказании им помощи, один ребенок улучшает свой результат на 4 года, а другой — только на 1. Это расхождение Л.С. Выготский и называл зоной ближайшего развития [2].

В описанном, выше примере, автор указывал также и на то, что зона ближайшего развития может различаться у детей с одинаковым уровнем актуального развития. И это различие, как отмечал Л. С. Выготский, приводит к тому, что эти дети будут отличаться в школе друг от друга (динамика их успеваемости будет различна), несмотря на, сходство уровня их актуального развития. В пользу этого свидетельствуют проведенные им исследования [1], из которых он делает следующий вывод: “зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития” [2, с. 429].

        Л. С. Выготский отмечал, что данный показатель раскрывает еще не сформированные способности, находящиеся в стадии развития. Таким образом, “зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день”[1, с-42].

Суммируя всё вышесказанное мы пришли к выводу, что обучение ребенка лучше всего проводить в рамках зоны его ближайшего развития. Для того, чтобы раскрыть потенциал каждого и его возможности, необходимо совсем немного: оказать поддержку, подбодрить в сложную минуту, сказать добрые слова, похвалить, чтобы простимулировать его попытаться сделать что-то самому. В этом случае ребенок получает и поддержку от значимого взрослого и бесценный опыт того, как самому справляться с трудностями. И конечно же, радость достижений. Все это способствует закреплению позитивного образа образовательного процесса, который очень важен для ребенка. От природы все дети любознательны, но с годами эта уникальная способность теряется, что связано с несколькими причинами. Одна из них, это отсутствие положительного подкрепления, желание взрослых всё сделать самостоятельно, чрезмерная опека, недостаток времени и профессиональное выгорание специалистов.   В этих случаях любознательность начисто отбивается и тогда к психологам приводят ребенка, чаще подростка, который совершенно не хочет учиться и заниматься. И восстановить былой интерес уже практически не возможно.

 Литература:

1. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Психология. — М.: “ЭКСМО-Пресс”, 2002.

3. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

4. Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

5. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития. // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

 10.11.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕБЁНКА ОБУЧАЮЩЕМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВЗРОСЛОГО В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР, СУЖАЮЩИЙ ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Стиль  семейного  воспитания  играет  большую   роль  в  отношении  к  учебной  деятельности  ,  так  как происходит  неосознанный...

Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".

Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА

Обучение грамоте первоклассников в зоне ближайшего развития каждого ребёнка...

Как не поддаваться панике и организовать взаимодействие с ребенком в период дистанционного и электронного обучения

В материале представлены рекомендации для родителей по организации взаимодействия с детми в период дистанционного обучения...

Родительское собрание «Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком»

Разработка родительского собрания на тему "Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми"....

Значение зоны актуального и ближайшего развития в период адаптации первоклассников.

При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дош...