Детская агрессия
статья

Трофимова Татьяна Владимировна

Причины появления, возрастные особенности, направления работы с детской агрессией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx12.09 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия

АГРЕССИЯ — совокупность действий, физическое или вербальное поведение, цель которого состоит в нанесении ущерба, вреда кому-либо или чему-либо. (Р.С. Немов)

Целью агрессии может быть:

– принуждение;

– усиление власти и доминирование;

– управление впечатлением;

– аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

– месть за перенесенное страдание;

– причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности человека. В широком значении агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не регулируется правовыми нормами, хотя может не одобряться с точки зрения религиозных и морально-нравственных норм

По форме агрессию подразделяют на:

– физическую (избиение, ранение,);

– вербальную (оскорбление, клевета, угроза);

– прямую;

– косвенную (сплетни, злобные шутки);

– инструментальную(агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой либо иной цели);

– эмоциональную (аффективную).

Кроме того, агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя.

По эффективности:

– конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);

– деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб

самой личности или окружающим).

Анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

  • способов усвоения подобных действий;
  • факторов, провоцирующих их появление;
  • условий, при которых они закрепляются.

С точки зрения теории социального научения (А. Бандура), агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям.

Основным же социальным источником агрессивного поведения является семья. С одной стороны, это могут быть прямые проявления агрессии в семье по отношению к ребенку (физическое насилие, оскорбления, негативные оценки, подавление личности), с другой стороны, различные семейные факторы (недостаточные сплоченность семьи и близость между родителями и ребенком, конфликтность, неадекватный стиль семейного воспитания, агрессия отца по отношению к матери и др.).

Представители теории объектных отношений (Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер) говорят, что опыт взаимоотношения с объектами в период раннего детства (до трех лет) имеет решающее значение для нормального психического развития. Нарушения отношений в диаде «мать – дитя» служат важным фактором формирования расстройства, характеризующегося размытой идентичностью, непостоянством в межличностных связях, плохим эмоциональным контролем и импульсивностью, склонностью к агрессивным срывам. Э. Эриксон отмечает в этиологии отклонений негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни человека.

         По данным М. Эйнсуорт, около 70 процентов годовалых американцев отличаются надежной привязанностью к материи и в дальнейшем проявляли дружелюбие и сотрудничество; около 30 процентов младенцев настроены по отношению к матери враждебно, избегающие или амбивалентно и в последующие годы были неуверенны и конфликтны.

Многие лица с криминальным поведением пережили травму материнской депривации. Исследования Дж. Маккорд (1983) показали, что половина из тех, кто в детстве был отвергнут нелюбящими родителями, будучи взрослыми, оказались осуждены за серьезные преступления.

        Согласно взглядам А. Адлера, корни отклонений не столько в комплексах («комплекс неполноценности», «комплекс превосходства»), сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное (часто решающее) влияние на возникновение девиантного поведения. Усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение агрессивного поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других.

Предпосылки развития агрессивного поведения у детей:

  1. Жестокое обращение родителей с детьми

Взрослые могут причинять страдания своим детям, как дурным обращением, так и игнорированием их. Данные статистики относительно насилия в семьях, отражают процесс, в котором насилие порождает насилие. Согласно результатам  опросов в неблагополучных семей, чем больше родители бьют своих детей, тем чаще эти дети нападают не только на братьев и сестер, но и на родителей.

  1. Применение дисциплинарных наказаний

Мнения специалистов, занимающиеся проблемами развития  и воспитания детей, расходятся по вопросу применения наказаний. В то  время как одни из них считают, что в определенных ситуациях применение физических наказаний допустимо, другие настаивают на том, что родители никогда  не должны бить своих детей, пытаясь контролировать их поведение. Специалисты, решительно выступающие против применения физических наказаний, фактически имеют ввиду любое наказание в качестве утверждающего власть метода воспитания ребенка, посредством которого воспитывающий стремиться с помощью силы добиться своей цели. С этой точки зрения, силовые методы нежелательны, так как порождает скорее упрямство и агрессию, а не принятие моральных стандартов общества.

  1. Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
  2. Несогласованность воспитания — социально-психологическая характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей.
  3. Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений.
  4. Гиперопека - это чрезмерная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности. Ребенок, особенно желанный и долгожданный, вызывает бурю новых эмоций, родители чувствуют серьезную ответственность за малыша и начинают его чрезмерно опекать. Конечно, желание родителей уберечь свое дитя от неприятностей, понятно. Но иногда оно переходит все разумные границы. Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний ребенка, в стремлении родителей все делать за или вместо него – одевать, кормить, умывать, а, по сути – жить вместо ребенка.

Гиперопека родителей лишает ребенка самостоятельности, подавляет волю и свободу, его энергию и познавательную активность.

 Гипоопека - противоположность предыдущему стилю воспитания, она выражается в недостатке внимания к ребенку. И такой стиль воспитания таит в себе не меньше опасности. Иногда родители считают, что обеспечивая уход за ребенком: организуя полноценное питание, покупая красивую одежду и игрушки, они полностью выполняют свои воспитательные функции. Но у каждого ребенка есть естественная потребность во внимании родителей. Ребенку необходимы любовь и забота, понимание и поддержка. Отсутствие полноценного общения может привести к изменениям в личностном развитии ребенка.

Проявление агрессии:

В целом,детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищенность порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к одноклассникам. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но всё же его авторитет побуждает ребёнка сдерживать себя.

Агрессивность в подростковом возрасте может проявляться в виде раздражительности , подозрительности , пассивно-агрессивном поведении, обидах. Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам.

Агрессивное поведение подростковчасто означает «быть похожим на взрослых». Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они могут начать красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом. Приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома.

Таким образом, возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в3–4 года,6–7 лети14–15 лет.

Направления работы:

1. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

2. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

3. Снижение уровня личностной тревожности.

4. Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей.

5. Развитие позитивной самооценки.

5. Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессия. Её причины и последствия

Материал для проведения родительского собрания во 2-3 классах...

Проблемы детского развития: детская агрессия

Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции  детей. Подборка групповых занятий, подвижных игр, игр для преодоления детской а...

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...

Агрессия у детей. Причины и последствия детской агрессии.

Выявить и понять причины агрессии у детей школьного возраста. Почему возникает агрессия? Как можно с ней справиться?...

Родительское собрание " Детская агрессия и жестокость в детском мире"

Данный материал знакомит с видами и причинами детской аргессии...