Обучение навыкам бесконфликтного общения младших школьников
статья

Русских Ирина Юрьевна

Статья    "Обучение навыкав бесконфликтного общения младших школьников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 10 Колпинского района СПб

Доклад на тему:

«Обучение навыкам бесконфликтного общения младших школьников».

Педагог-психолог

Русских И.Ю.

2020-2021 уч. год

Санкт-Петербург


С первых дней обучения первоклассники не умеют слушать учителя и друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты. Ребёнку в раннем школьном возрасте присуща определённая агрессивность. Многие дети в начальной  школе импульсивны, часто ссорятся, не могут  договориться друг с другом. Некоторые учащиеся  устраивают драки, обижают других детей, не контролируют своё поведение, что приводит к конфликту.

Что такое конфликт?

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов характеризуют: «Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

Конфликт ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, вражда, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев.

Основой конфликта является конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концепции Ф.М. Бородник и Н.М. Коряк, для того, чтобы ситуация переросла в реальный конфликт, необходимо открытое столкновение, т.е. инцидент.

Каждая из противоборствующих сторон стремясь обладать объектом конфликта, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т.е. на выигрыш только одной из сторон.

Конфликтная ситуация

Инцидент

                                                                             

Конфликтную ситуацию может спровоцировать мимолётный гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию, агрессивное поведение.

Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмехаются, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкают, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят частичное игнорирование – непринятые в игры, разговоры; полное игнорирование – бойкот.

АГРЕССИЯ

                    ПРЯМАЯ                                                                    КОСВЕННАЯ

СЛОВЕСНАЯ                МАТЕРИАЛЬНАЯ                           ИГНОРИРОВАНИЕ

                                                                                               

ФИЗИЧЕСКАЯ                                                            ПОЛНОЕ              ЧАСТИЧНОЕ

Признаками агрессивного поведения младшего школьника являются:

- упрямство, стремление возражать, отказываться;

- драчливость вспыльчивость;

- приступы гнева, ярости, негодования;

- желание обидеть, унизить, оскорбить;

- властность, потребность настаивать на своём;

- эгоцентризм, неумение понять интересы другого;

- самоуверенность, завышенная самооценка.

Наличие 6-7 признаков говорит о высокой агрессивности, 3-5 –  средней, 1-2 –  низкой.

Как работать с агрессивным школьником?

Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.

«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

Найти повод похвалить, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедиться, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.  

Надо изучить интересы и склонности агрессивного ребёнка. Давать поручения, требующие решительности, инициативы, опираясь на его положительные качества.

Помочь освоить не только командирские, но и подчинённые, второстепенные роли в коллективной деятельности детей. Чаще проводить занятия с коллективными видами деятельности со сменой ролей.

Отсутствие агрессивности так же не лучший вариант для ребёнка. Такие дети не умеют  постоять за себя и других, они не возражают, соглашаются, стараются всегда оставаться в тени. Их пассивность, несамостоятельность, нерешительность и некоторая заторможенность мешают развитию произвольной регуляции поведения, столь важной для обучения в школе.

Эти дети нуждаются в стимуляции активности, им надо давать задания, предполагающие проявление инициативности и самостоятельности, попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок. Они очень нуждаются  в поощрении и доброжелательном внимании, чтобы почувствовать уверенность в собственных силах.

Для минимизации конфликтных ситуаций в классе необходимо проводить совместные мероприятия для сплочения дружного коллектива:

- Создание и осуществление  социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив;

- Проведение классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме;

- Осуществление на уроках групповых видов деятельности, с частой сменой  состава микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными учащимися;

- Поддержание комфортного и благоприятного психологического климата в классе, гасить вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушать каждого ребенка, постараться понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах;

- Избегание проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважать в каждом ребенке, прежде всего, личность;

- Совместное празднование дней рождения детей, общешкольных праздников, нового года;

- Участие в коллективных общешкольных конкурсах;

- Создание в классе единой системы традиций и ценностей;

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

•        Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

•        Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

•        Какие традиции есть в нашем классе?

•        Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.

•        Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

- Создание правил класса. Необходимым условием бесконфликтного взаимодействия является наличие правил, по которым функционируем группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил класса;

- Оформление классного уголка с фотографиями детей помогает детям чувствовать себя единым классом;

- Во время совместных мероприятий организация игр, направленных на бесконфликтное взаимодействие детей в классе:

«День рождения» (сплочение группы, профилактика негативного отношение к друг другу)

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница» (поддержка группового единства, снятие напряжения)

Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

«Отгадай!»

Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто где сидит, должен назвать его по имени.

«Через стекло»

Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

        Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

Классным руководителям совместно с педагогом-психологом необходимо обучить  школьников способам решения конфликта и стратегии поведения в конфликте.

 

Но сколь разнообразны ни были бы стратегии в конфликтной ситуации, непременным условием для её конструктивного разрешения является:

  • умение понять своего оппонента, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • желание объективно разобраться в причинах конфликта;
  • готовность сдерживать свои негативные чувства;
  • готовность обоих найти выход из трудной ситуации. Необходимо делать акцент не на «Кто виноват?», а на «Что делать?».

 

Игры для обучения детей бесконфликтным навыкам общения:

Упражнение “Рисунок вдвоем”

Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей. Умеете ли вы справляться с конфликтными ситуациями?

Игра «Попроси игрушку»

Группа учащихся делится на пары, один из участников пары  берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Игра «Хороший друг»

Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Учитель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

—   Как человек находит друга?

—   Почему так важны в жизни хорошие друзья?

—   Есть ли у тебя друг в классе?

Игра «Ты мне нравишься»

Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе учителя садятся в общий круг.

Учитель: Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

—  Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

—   Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

—   Дружные ли дети в классе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения младших школьников

Приметой последнего десятилетия в развитии отечественной педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной (личностно-ориентированной)...

Бесконфликтное взаимодействие младших школьников

Как учить дружить в начальной школе...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

У ребенка в четвертом классе сменяется ведущая деятельность от учебно-познавательной деятельности до общения со сверстниками в общественно-полезной   деятельности. Однако межличностное ...

Доклад на тему: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он бу...

Доклад на тему: « Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания».

Данный доклад посвещен проблеме совершенствования техники чтения младших школьников, так как оно является одним из важнейших компонентов учебной деятельности....

Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения

Международная программа по оценке качества обучения PISA -  это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем...