Представление о времени у детей
статья

Екатерина Москаленко

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно. Отмечу, что представление о времени у детей чрезвычайно своеобразные – и это служит причиной домашних конфликтов, которые изводят как родителей, так и детей.

С одной стороны, в любом случае, конфликты неизбежны. Ребёнок тренируется на нас разрешать их конструктивно. С другой стороны, уж очень тяжело это даётся родителем, особенно бесконечные детско-родительские конфликты по причине отсутствия или нехватки времени.

Наши дети живут здесь и сейчас, сосредоточены на том, чтобы провести это «сейчас» с удовольствием. Никакое «потом» они даже и вообразить себе не могут. Поэтому бесполезно напоминать им о предстоящих ЕГЭ, контрольных, олимпиадах, поступлением в музыкальную школу, например. Всё это так же далеко от них, как XXIII век.

К сожалению, наши дети, в силу отсутствия жизненного опыта, лишены возможности заглядывать в будущее. 

Что делать в ситуациях, "когда весь мир не может подождать Вашего ребёнка?" Чтобы дети справились с концепцией времени, оно должно быть для них наглядно. Предлагаю несколько инструментов, которые помогут сохранить гармонию в  отношениях  с  ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_predstavlenie_o_vremeni_u_detey.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

«И пусть весь мир подождёт»

Представление о времени у детей

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно. Представление о времени у детей чрезвычайно своеобразные – и это служит причиной домашних конфликтов, которые изводят как родителей, так и детей.

С одной стороны, в любом случае, конфликты неизбежны Ребёнок тренируется на нас разрешать их конструктивно, с его наивной точки зрения, оттачивая тем самым на нас свои зубки, вооружаясь  разнообразием методов их разрешения. С другой стороны, уж очень тяжело это даётся родителем, особенно бесконечные детско-родительские конфликты по причине отсутствия или нехватки времени.

Отмечу, что наши дети живут здесь и сейчас, сосредоточены на том, чтобы провести это «сейчас» с удовольствием. Никакое «потом» они даже и вообразить себе не могут. Поэтому бесполезно напоминать им о предстоящих ЕГЭ, контрольных, олимпиадах, поступлением в музыкальную школу, например. Всё это так же далеко от них, как XXIII век.

Для иллюстрации, приведу пример, когда дети так долго торгуются, оттягивая тем самым, момент начала выполнения домашних заданий или укладывания спать.

Взрослым не понятен факт оттягивания времени. Зачем торговаться, если ребёнок в любом случае ляжет спать или обязан будет выполнить уроки. Результат очевиден. Ляжет поздно – не выспится, не выполнит уроки - получит «двойку», всё равно завтра придётся всё сделать, только уже в двойном объёме. Но для ребёнка «завтра», это почти никогда, а прямо сейчас он отбил у вас целый лишний час для игр. Победа!

К сожалению, наши дети, в силу отсутствия жизненного опыта, лишены возможности заглядывать в будущее. Приведу пример. Ребёнок играет в пляжный волейбол, ярко светит солнце, шум прибоя заглушает речь взрослых с предостережениями. Мяч улетел на дорогу. Ребёнок устремился за ним. Картины, которые видят в этот момент ребёнок и взрослый кардинально отличаются. Ребёнок спешит догнать мяч, не оглядываясь на дорогу, ему хорошо и спокойно. Родители видят опасность, внезапно может выехать машина. Данная ситуация наглядно демонстрирует, что  наши дети с трудом предвидят последствия своих необдуманных действий.

Чтобы дети справились с концепцией времени, оно должно быть для них наглядно. Предлагаю Вам  несколько инструментов, которые помогут сохранить гармонию в  отношениях  с  ребёнком.

Инструменты,  которые помогут детям наглядно распределять время:

  1. Песочные часы, таймеры

Помогают контролировать действия ребёнка, учат самоконтролю.

  1. Календари

Календарь, повешенный над рабочим столом ребёнка, где расписан каждый день в этом месяце поможет рационально распределять своё время, как малышу, так и школьнику.

В случае, когда родители вешают календарь дошкольнику, обратите внимание на отрывные календари, как правило, они очень нравятся детям.  Важно не подписывать предстоящие события, так как малыш ещё не умеет читать, а декорировать его наклейками и условными обозначениями, понятными Вашему ребёнку.

 

  1. Механические таймеры (например, кухонные)

Такие таймеры помогут отследить ребёнку, сколько ещё времени осталось на его деятельность.

  1. Приложения для планшетов и телефонов:

-Sand Timer (песочные часы)

- Kids Timer

- Time Timer

Данные приложения визуализируют для ребёнка понятия о времени.

  1. Таймеры для компьютера

В интернете можно скачать программы с таймерами для компьютера.  

  1. Листочки-напоминалки

Липкие листочки-напоминалки, приклеенные на зеркало, к монитору компьютера, на календарь помогут внести коррективы в расписание, которое уже сформировано, не упустить детали.

  1. Блокноты с ежедневным расписанием

Такие блокноты можно изготовить самостоятельно или приобрести в магазине. В случае, когда ребёнок ещё маленький,  расписание на день вписывают родители. Малыш ставит только «отметку» о проделанной работе, например, «+».

Дети постарше самостоятельно способны заполнить планируемые мероприятия. Таким образом, ребёнок наглядно сможет отследить, сколько дел ему ещё предстоит сделать.

  1. Планы-графики

Данный инструмент будет актуален для подростков и студентов с целью отслеживания планов сдачи зачётов и экзаменов.

  1. Будильник

Будильник может стать полезным инструментом не только для пробуждения, но и сигналом о начале запланированной деятельности ребёнка.

  1.  «Вербальное напоминание» или «тут-тут-тут»

Телефонный звонок родителя или личное напоминание о том, что ещё предстоит сделать ребёнку. Отмечу, что в данном случае, родителям необходимо спокойно и монотонно напоминать ребёнку о том, что он планировал сделать. Важно это делать без эмоционально. Здесь родитель выступает в роли «сигнала», на который бессмысленно сердиться, тем самым, сохраняя доверительные отношения с ребёнком.

Конечно, чтобы освоить все предложенные инструменты понадобится время. Но и самостоятельность, к сожалению, не приходит сама по себе. Предложите ребёнку на выбор наиболее интересный для него «инструмент», и мы уверены, что результат не заставит себя долго ждать.

С уважением, педагог-психолог

Е. В. Москаленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрального представления ко Дню защиты детей

Сценарий праздника для учащихся начальных классов, посвященный Дню защиты детей. Мероприятие начинается с театрального представления детей и продолжается на спортивной площадке....

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие представлений о временных ориентировках.

Я работаю с детьми, имеющими ОВЗ с ЗПР. В 1 класс поступают дети, не знающие характерных признаков  времени года, путают последовательность времен года. В силу низкой осведомленности детей об окр...

Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4 классы). Из опыта работы.

Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4) классы. Из опыта работы....

Конспект индивидуального занятия Тема занятия: «Представление о времени».

Цель занятия: сформировать представление о времени (час, минута, секунда), познакомить с разными видами часов, сформировать чувство времени, развивать навык определения времени и закрепить умение...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Субъект жизни должен обладать способностью организовать собственную жизнь. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей...

Конспект урока Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.

Цель: Формировать временные представленияЗадачи:Познакомить с временным понятием: быстро, медленноСовершенствовать знания о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Учить определять временные отноше...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...