Совершенствование мыслительных операций на занятиях
план-конспект урока (2 класс)

Развивать познавательные способности учащихся на основе системы развивающих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sovershenstvovanie_myslitelnyh_operatsiy.docx 24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок составила Лугинина Галина Факеевна

Учитель начальных классов МКОУ Юголукская СОШ

Тема:  Совершенствование мыслительных операций на занятиях.

Цель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  1. приучать детей выделять математические отношения в условиях задач, уметь рассуждать, опровергая неправильное, доказывать правильность решения;
  2.  активизировать умственную деятельность; развивать логическое мышление, смекалку, находчивость, интерес к математике;
  3.  вызывать положительные эмоции в связи с интеллектуальной деятельностью.

Тип занятия: сочетание различных форм занятий

Материалы и оборудование: презентация,   карточки с числами, веер цифр;

солнышки для самооценки,  компьютер и мультимедийная установка;

набор геометрических фигур, числовая таблица (демонстрационная). Математические бусы из цветной бумаги (демонстрационные). Математические бусы – раздаточный материал по количесту детей

Планируемые результаты: Личностные:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные:

Познавательные: 

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Регулятивные:

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные: 

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные: Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ход занятия.

  1. Мотивационный этап ( 2 мин)

Ребята, сегодня мы будем учиться рассуждать, опровергать неправильное, доказывать правильность решения. Будем выполнять различные упражнения. А каждое упражнение с секретом. Я думаю, что мы постараемся, и у нас все получится. 

Целью нашего занятия будет показать умение решать логические  задачи, анализировать, сравнивать, работать самостоятельно и вместе

  1. Повторение ранее изученного (актуализации знаний) (2-3 мин)

Работа по числовой таблице.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту числовую таблицу. Сколько всего на ней чисел? (9) Сколько двузначных? (5) Однозначных? (3) Трехзначных? (1) Сколько чисел четных? (3) Нечетных? (5) Сколько всего цифр записано? (16) Сколько разных цифр? (6) Назовите двузначное число, где сумма десятков и единиц равна наибольшему однозначному числу? (72) Назовите двузначное число, где разность между десятками и единицами равна наименьшему однозначному числу? (99) Дети, вы хорошо поработали по числовой таблице.
3. Задания на развитие внимания.(10-15 мин)

Использую метод познавательной игры.

- К нам прилетела семейка облаков. Давайте узнаем какое облако кем является. На облаках написаны письма. Они разные. Это потому что все члены семьи считают по – разному. Я буду читать про каждого, а вы указывать к какому облаку, что относится. Это задание на развитие внимания.

- Дедушка любит играть в дротики. Он считает в обратном порядке.

- Мама при счёте пропускает каждое пятое число.

- Сыну нравится направлять ветер. При счёте он вместо 3 – го числа говорит ш – ш.

- Бабушка считает десятками.

-Папа любит грозу и помню при счёте он называет только числа в которых есть цифра  2.

17, 16, 15, 14, 13, 12   (дедушка)

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11 (мама)

1, 2, ш, 4                      (сын)

25, 26, 27, 28, 29         (папа)

10, 20, 30, 40, 50, 60   (бабушка)

- Следующее задание. Разгадывание ребусов:

100 Л             (стол)

ПРО 100 Р    (простор)

ВИ 3 НА        (витрина)

7 Я                 (семья)

ПО 2 Л          (подвал)   

4. Задание на развитие памяти. (10 мин)

Задачи в стихах (дети сигналят ответы веером).

А) Красная Шапочка шла по тропинке.

Семь пирожков в плетенной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть раздала.

Зайчику,  ёжику, мышке и белочке.

Сколько гостинцев осталось у девочки?      (Слайд 3)                                (3)

Б) Дружно муравьи живут и без дела не снуют:

Два несут травинку, три несут былинку.

Пять несут от ёлки колючие иголки.

Сколько муравьишек занято работой?      (Слайд 4)                   (10)

В) Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?                     (Слайд 5)                     (6)

Г) Четырнадцать зёрнышек мышка нашла.

Четыре из них кроту отдала.

А те, что остались, в чулане закрыла,

И трогать мышатам она запретила.

Мышата лишь в щелочку смотрят на них.

Считают и спорят: ну сколько же их?           (Слайд 6)             (10)

Д) Во дворе играли дети.

Всех их вместе было десять.

Семь мальчишек среди них. А девчонок?

                  Сколько их?                               (Слайд 7)              (3)

Е) Две весёлые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по  пять,

Чтобы было что читать.

 Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.            (Слайд 8)                            (10)

Ж)  В карманах у Нины

Лежали мандарины:

В левом – пять, а в правом – два.

Три штуки Нина отдала.

Сколько мандаринов

Осталось у Нины?                       (Слайд 9)                                  (4)

З) В парк  на прогулку Оля ходила,

В парке птичек разных кормила:

Восемь синичек да два воробья.

Сколько всего?

Отвечайте, друзья!                         (Слайд 10)                            (10)

И) Глупый маленький мышонок

В сыре дырочки считал:

Сверху три и снизу три,

Слева три  и справа три.

Сколько дырочек всего?

Кто сосчитает за него?             (Слайд 11)                                   (12)

К) Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?       (Слайд 12)                              (10)

Л) Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Ягоды, зерна в нее положили.

Гости себя не заставили ждать –

Стали мы птиц на кормушке считать:

Два свиристеля, четыре синицы,

Три снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечайте скорей!                         (Слайд 13)                               (10)

 

 (Дети получают поощрительные призы, кто не ошибся.)

Чтение слов на обратной стороне карточек .)

IV. Физминутка

Музыкальная презентация

V. Блок самопроверки и самоанализа

Упражнение «Математические бусы». Бусы сделаны из бумаги. Вывешиваются на доске (демонстрационные). У каждого ребенка бусы нарисованы на листе. Дети, посмотрите, пожалуйста, на эти математические бусы, они сделаны из разных цифр. А в тех кружочках, где чисел нет, расставьте минусы и плюсы, чтобы данный получить ответ.

1) + + + -

2) - + -

3)+ + - -
Решение логических задач. (Каждый ученик должен был решить одну задачу дома и задать ее детям в классе). Дети, вы подготовили дома по одной задаче с секретом. Каждый сейчас расскажет свою задачу, а мы все вместе попробуем решить.

  • Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
  • Я на дорогу в школу трачу 5 минут. Сколько минут мы потратим, если пойдем вдвоем с сестрой?
  • На веревке завязали 3 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • В очереди на прием к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. Третий и пятый больные пошли в кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди?
  • Двое пошли – 5 монет нашли, Четверо пойдут – много ли найдут?
  • Половину всех своих золотых монет Буратино отдал за обед в харчевне, а остальные 3 монеты он по совету лисы Алисы и кота Базилио закопал в землю. Сколько монет было у Буратино?
  • Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножек, чтобы сделать для Буратино, Пьеро и Мальвины по одному стульчику?
  • На столе стояло 4 стакана молока. Алеша выпил один стакан молока. Сколько стаканов осталось?

 Учитель. Дети, я для вас тоже приготовила задачу. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивая? (Если дети сразу не сообразят, задача дается для домашнего задания).

VI. Домашнее задание.

Составить дома свою задачу

VII. Рефлексивный блок.

- Со всеми заданиями справились?

У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый – занятие понравилось: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный – задания на занятии оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

- Молодцы, дети! Вы очень хорошо работали. Любите математику, ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически, мыслить и находить выход из любой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Внеклассное занятие на развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 класс(работа с одаренными детьми)

Принципиальной задачей этого занятия является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний....

Конспект занятия по внеурочной деятельности."Умники и умницы. Совершенствование мыслительных операций"

Задания по формированию познавательных процессов учеников начальной школы...

Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций на занятиях в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей прави...

Конспект внеурочного занятия. Тема: "Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций" (2 класс).

         Название кружка, автор: «Юным умникам и умницам», Холодова О.           Направление внеуроч...