Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций на занятиях в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Умники и умницы».
статья (3 класс) на тему
Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций на занятиях в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Умники и умницы».
Учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»,
Шарапова А.В.
В соответствии с ФГОС начального общего образования предметом итоговой оценки учащихся становится достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержания программы курса состоит из 5 разделов:
- Развитие восприятия.
- Развитие памяти.
- Развитие внимания.
- Развитие мышления.
- Развитие речи.
Направление «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
По мнению Элберта Хабборта, цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Главная цель современной педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться. Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и перерабатывать информацию.
Чтобы у младшего школьника развивалось творческое, нестандартное мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление, восторг и любопытство. Поэтому с 1 класса стараюсь прививать своим ученикам интерес к учению. На каждом уроке включаю задания на развитие логического мышления.
Например, в 1 классе - задания со спичками, математические раскраски, ребусы, шарады и др. развивающие упражнения. Заинтересовавшись этой темой, одна из учениц успешно сделала проект, собрав информацию о ребусах и головоломках.
Во 2 классе ученики стали сами подбирать и приносить интересные задания. Познакомились с логогрифами – заданиями, в которых новое слово получается путем добавления или убывания буквы и пробовали сами создавать подобные задания
Большое внимание уделяю развитию памяти. Этому способствует включение в урок так называемых «запоминательных» упражнений.
Например:
- Синенькая юбочка.
- Посмотрите на девчат. Постарайтесь рассмотреть внимательно (смотрят на картинку). Ответьте на вопросы:
У кого на голове синие бантики: у Марии или Бибианы?
Как зовут девочку в синих сапогах?
У кого из девочек чёлка и костюм в горошек?
У кого из девочек есть котёнок: у Хуаны или Бибианы?
- Запоминательная минутка.
На доске написаны имена людей и даты, с которыми связаны счастливые события в их жизни. Вы должны три раза прочитать этот список. А потом убрать его и по памяти записать то, что запомнили.
Витя и Флора поженились 17 июля 1976 года.
Лариса родилась 12 мая 1987 года.
Юля защитила кандидатскую диссертацию 21 июня 2013 года.
Мэр запланировал грандиозное событие 25 февраля 2015 года.
С начала обучения привлекла учеников к занятиям на платформе учи.ру. Систематически выделяла время разбору интересных заданий из олимпиад, проходивших на данной платформе. Хочу поделиться своей новой находкой в этом году – платформа Логик Лайк.
Регулярно решаем и обсуждаем задания олимпиад, проходивших в городе и республике.
При решении логических заданий, уделяю внимание самостоятельности, а после ученики начинают обсуждать и доказывать свою правоту. Развиваются коммуникативные навыки учащихся. На данный момент могу утверждать, что на уроке ученики не боятся выступать перед классом, работать с коллективом, имеют навыки работы в группах.
На занятиях «Умники и умницы» ребята учатся мыслить, решая интеллектуальные и эвристические задачи, участвуя в метапредметных олимпиадах, дискуссируя на интересные темы, т.е. решаются любые смысловые задачи. Стараюсь, чтобы на занятиях каждый смог получить удовольствие от мыслительной деятельности.
Показателем проделанной работы считаю наличие победителей очных региональных и муниципальных конкурсов и олимпиад.
И в заключение хочется сказать, что цвет своего неба мы выбираем сами! Мы сами для себя определяем свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по внеурочной деятельности."Умники и умницы. Совершенствование мыслительных операций"
Задания по формированию познавательных процессов учеников начальной школы...
Конспект внеурочной деятельности "Умники и умницы" в 1 классе " Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант".
Конспект составлен на основе методических разработок Холодовой "Умницам и умникам"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» общеинтеллектуальное направление, 1 класс
Настоящая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Умники и умницы» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...