Психофизические особенности развития ребёнка
статья

Лежнина Ирина Анатольевна

Психофизические особенности развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
 по сравнению с нормой и умственной отсталостью. 

Критерии дифференцированной диагностики для детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психофизические особенности развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
по сравнению с нормой

По результатам исследований на конец 90-х годов рождаются относительно здоровыми 20÷30% детей, остальные с аномалией. Ежегодно – 2,5 млн. абортов, 2/3 первичных. На здоровье детей влияет:

  1. Образ жизни – 50%;
  2. Состояние окружающей среды - 17÷20%;
  3. Наследственность - 15÷20%;
  4. Состояние здравоохранения – 10÷20%.

Среди аномальных детей:

- УО – 74%

- Глухих и слабослышащих – 11%;

- Слепых и слабовидящих – 5%;

- С тяжёлыми нарушениями речи – 5%;

- Опорно-двигательный аппарат – 30% (наблюдается возрастание);

- Другие нарушения – 30%.

Среди детей от 0 до 14 лет на 1 000 человек:

- Психических заболеваний – 24,6%;

- Заболеваний нервной системы – 12%;

- ДЦП – 2,2%;

- Костно-мышечный аппарат – 26,9%.

У 40% школьников есть серьёзные заболевания, из них 25% хронические.

У 70% первоклассников уже имеются отклонения в здоровье. К 8 классу происходит ухудшение:

- зрения в 5 раз;

- нервно-психических заболеваний в 2 раза;

- органов пищеварения в 2÷3 раза;

- нарушение осанки в 2 раза.

20÷25% - практически здоровых школьников оканчивают школу.

12% инвалидов детства (из общего списка инвалидов).

Причины инвалидности:

- Нервно-психических заболеваний – 60%;

- внутренних органов – 20%;

- опорно-двигательный аппарат – 10%;

- зрение – слух – 17%.


Особенности детей с ЗПР при обследовании:

  1. Работоспособны, на короткий промежуток времени, а потом капризны и суетливы.
  2. Ослабленная и кратковременная память, не могут сами припомнить информацию.
  3. Лёгкие тактильные нарушения (возможна пальцевая агнозия).
  4. Нарушение дифференциации-восприятия акустически сходных звуков: коза-коса.
  5. Нарушение операций последовательных действий. Не удерживают порядок действий. Не могут запомнить дни недели, времена года, месяцы.
  6. Дислексия.
  7. Дисграфия: в и д; м, ш, и; предложения с маленькой буквы, сашлёт (самолёт).
  8. Нарушение анализа пространственных отношений (право, лево, верх, низ).
  9. Достаточно грубые нарушения конструктивного мышления (мозайка, кабики, орнамент).
  10. Апраксия одевания (нарушение действий, шнурки, петли).

Отличия ЗПР и УО

  1. Состояние нестойкое, обратимое (стойкое, необратимое).
  2. Способны усвоить школьную программу. Не все (не способны).
  3. Отстают, часто не с рождения (т.к. дефектна основа, то отстают с рождения).
  4. Страдает ЭМ – волевая сфера, нарушено мышление, память, мотивация учения (основные нарушения – все операции абстрактно-логическое мышление).
  5. В зависимости от группы нарушений: ЭМ – волевая сфера, поведение -> интеллект (вторично), анализаторы, но сложные мыслительные операции часто не нарушены (нарушение высших психических функций).
  6. Физическое развитие в N, непл. эндокринные нарушения (может быть диспластичное телосложение, физические уродства).
  7. Присуща любознательность (отсутствие любознательности).
  8. Осмысленный взгляд (Пустой неосмысленный взгляд. Печать мудрости).
  9. Адекватная эмоциональная реакция (неадекватная эмоциональная реакция, эмоциональная тупость).

Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения
(Основание: приказ Министерства образования №333 от 08.09.1992г.)

В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска, т.е. не имеющие выраженных отклонений в развитии (ЗПР церебральноогранического генеза, УО , нарушения слуха, зрения, речи, двигательного аппарата).

Это дети, при относительно сохранившемся интеллекте испытывают трудности в усвоении учебных умений из-за низкой работоспособности, высокой утомляемости, соматической ослабленности, частичного отставания развития высших психических функций, а также педагогическая запущенность из-за несбалансированных и антисоциальных условий. Низкий уровень учебной деятельности и внеучебных занятий обусловлен низкой мотивацией, снижением познавательных интересов. Это происходит на фоне недостаточного самоконтроля, низкой целенаправленности.

Важным дифференциально-диагностическим критерием является отсутствие у этих детей выраженных нарушений восприятия, мышления, памяти.

К характерным для ЗПР церебральноогранического генеза медицинскими показаниями являются: нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью, астеноневратическое состояние (нарушение сна, аппетита, страхи), нарушение работоспособности в связи с расстройством поведения (патохарактерологическая реакция, избирательный мутизм (речь) и т.п.), социально-педагогическая запущенность из-за неблагоприятных условий воспитания.

Противопоказания: олигофрения, деменция, выраженное нарушение анализаторов, ЗПР церебральноогранического генеза.


Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыков, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в 1 класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто неуспевающим школьникам, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития.

Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня:

1) знаний и представлений об окружающем мире;

2) умственных операций, действий и навыков;

3) речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

4) познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

5) регуляции поведения.

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности они не умеют обобщать и абстрагировать признаки предметов; речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что оказываемая им в массовой общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса.



Предварительный просмотр:

Критерии дифференцированной диагностики для детей младшего школьного возраста

Интеллект, нарушения

Параметры интеллектуальных нарушений

Моторика

Внимание

Память

Вербальное IQ

Способность к вербальному мышлению

Невербальное  IQ

Эмоц.

Волевая регуляция

Критичность

Круг интересов

Отношения к оценке

Самооценка

Реакция на помощь

Дебильность

Выраженные недостатки мелкой моторики

Инертно, произвольное затруднено

Механическое N опосредование хуже

Недостаточное: 80

Очень низкая

Недостаточное: 80

Развито слабо, примитивно

Повышенная внушаемость, недостаточно развита произв.

Отсутствует

Примитивные бытовые потребности

Безразличное

Завышенная

Почти отсутствует

Гармонич. Инфантилизм

Быстрая, подвижная

Произвольное, недостаточно развито

преимущественно непроизвольное запоминание

Нижняя граница N

Развита

Нижние границы нормы

Лабильна, экспресивн., неуправляемый

Неразвита

Недостаточна

Игры

Слабая заинтересованность

Слабо дифференцированная

Значительно улучшает резуьтаты

Органический инфантилизм

Неуклюжесть

Произвольное, недостаточно развито

Незначительно снижена

Несколько N (81-95)

Нижние пределы N

В пределах N

Страхи или эйфория

Неразвита

Выражена ориентировка на мнение взрослых

Игры, преимущественно стереотипные

Заинтересованность

Завышена или занижена

Определит. улучшение результатов

Самотогенное ЗПР

В N

Непостоянное, колеблется

Несколько снижена

Нижние пределы N (90-95)

Развита

N или снижено незначительно

Выражена  эмоциональная лабильность

Недостаточно развита

N

Игры, иногда стереотипные

Заинтересован

Занижена

Улучшение результатов

Церебрально органическое ЗПР

Точная координация и отсутствует неуклюжесть

Недостаточная концентрации внимания

Затруднено, особенно вербально (на слова фразы)

81-90

Развито слабо

Развита, нижние пределы N (80-90)

Выражена инертность, аффективность, взрывчатость

Неразвита, выражена импульсивность

Недостаточна

Игры, иногда стереотипные

В основном безразлично, иногда  - заинтересован

Слабо диффекренцированная

Незначительное улучшение результатов

Педагогическая и микросорциальная запущенность

N

N или чуть ниже

N

Снижена <90

Развита

N или 91-100

Адекватные

Развита, но при выполнении привычных заданий

Недостаточна

Бытовые игры

Заинтересованность, иногда проявляет негативизм

Дифференцирована

Резкое улучшение результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О возрастных психофизических особенностях младшего школьника" Серия "Родительские собрания в 1 классе"

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - серьёзное испытание, как для Вашего ребёнка, так и для родителей. Вы ...

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ.

Всем известно, что, к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушением нервно-психологического и соматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптац...

Психофизические особенности младших школьников в динамике обучения

Психические и физические особенности младших школьников...

Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся ".

Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся "...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Возрастные особенности развития ребёнка 2-3 лет.

Возрастные особенности развития ребёнка 2-3 лет....

Возрастные и психические особенности развития ребёнка 2-3 лет.

Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет....