Психофизические особенности развития ребёнка
статья
Психофизические особенности развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
по сравнению с нормой и умственной отсталостью.
Критерии дифференцированной диагностики для детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психофизические особенности развития ребёнка | 42 КБ |
Критерии дифференцированной диагностики для детей | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психофизические особенности развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
по сравнению с нормой
По результатам исследований на конец 90-х годов рождаются относительно здоровыми 20÷30% детей, остальные с аномалией. Ежегодно – 2,5 млн. абортов, 2/3 первичных. На здоровье детей влияет:
- Образ жизни – 50%;
- Состояние окружающей среды - 17÷20%;
- Наследственность - 15÷20%;
- Состояние здравоохранения – 10÷20%.
Среди аномальных детей:
- УО – 74%
- Глухих и слабослышащих – 11%;
- Слепых и слабовидящих – 5%;
- С тяжёлыми нарушениями речи – 5%;
- Опорно-двигательный аппарат – 30% (наблюдается возрастание);
- Другие нарушения – 30%.
Среди детей от 0 до 14 лет на 1 000 человек:
- Психических заболеваний – 24,6%;
- Заболеваний нервной системы – 12%;
- ДЦП – 2,2%;
- Костно-мышечный аппарат – 26,9%.
У 40% школьников есть серьёзные заболевания, из них 25% хронические.
У 70% первоклассников уже имеются отклонения в здоровье. К 8 классу происходит ухудшение:
- зрения в 5 раз;
- нервно-психических заболеваний в 2 раза;
- органов пищеварения в 2÷3 раза;
- нарушение осанки в 2 раза.
20÷25% - практически здоровых школьников оканчивают школу.
12% инвалидов детства (из общего списка инвалидов).
Причины инвалидности:
- Нервно-психических заболеваний – 60%;
- внутренних органов – 20%;
- опорно-двигательный аппарат – 10%;
- зрение – слух – 17%.
Особенности детей с ЗПР при обследовании:
- Работоспособны, на короткий промежуток времени, а потом капризны и суетливы.
- Ослабленная и кратковременная память, не могут сами припомнить информацию.
- Лёгкие тактильные нарушения (возможна пальцевая агнозия).
- Нарушение дифференциации-восприятия акустически сходных звуков: коза-коса.
- Нарушение операций последовательных действий. Не удерживают порядок действий. Не могут запомнить дни недели, времена года, месяцы.
- Дислексия.
- Дисграфия: в и д; м, ш, и; предложения с маленькой буквы, сашлёт (самолёт).
- Нарушение анализа пространственных отношений (право, лево, верх, низ).
- Достаточно грубые нарушения конструктивного мышления (мозайка, кабики, орнамент).
- Апраксия одевания (нарушение действий, шнурки, петли).
Отличия ЗПР и УО
- Состояние нестойкое, обратимое (стойкое, необратимое).
- Способны усвоить школьную программу. Не все (не способны).
- Отстают, часто не с рождения (т.к. дефектна основа, то отстают с рождения).
- Страдает ЭМ – волевая сфера, нарушено мышление, память, мотивация учения (основные нарушения – все операции абстрактно-логическое мышление).
- В зависимости от группы нарушений: ЭМ – волевая сфера, поведение -> интеллект (вторично), анализаторы, но сложные мыслительные операции часто не нарушены (нарушение высших психических функций).
- Физическое развитие в N, непл. эндокринные нарушения (может быть диспластичное телосложение, физические уродства).
- Присуща любознательность (отсутствие любознательности).
- Осмысленный взгляд (Пустой неосмысленный взгляд. Печать мудрости).
- Адекватная эмоциональная реакция (неадекватная эмоциональная реакция, эмоциональная тупость).
Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения
(Основание: приказ Министерства образования №333 от 08.09.1992г.)
В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска, т.е. не имеющие выраженных отклонений в развитии (ЗПР церебральноогранического генеза, УО , нарушения слуха, зрения, речи, двигательного аппарата).
Это дети, при относительно сохранившемся интеллекте испытывают трудности в усвоении учебных умений из-за низкой работоспособности, высокой утомляемости, соматической ослабленности, частичного отставания развития высших психических функций, а также педагогическая запущенность из-за несбалансированных и антисоциальных условий. Низкий уровень учебной деятельности и внеучебных занятий обусловлен низкой мотивацией, снижением познавательных интересов. Это происходит на фоне недостаточного самоконтроля, низкой целенаправленности.
Важным дифференциально-диагностическим критерием является отсутствие у этих детей выраженных нарушений восприятия, мышления, памяти.
К характерным для ЗПР церебральноогранического генеза медицинскими показаниями являются: нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью, астеноневратическое состояние (нарушение сна, аппетита, страхи), нарушение работоспособности в связи с расстройством поведения (патохарактерологическая реакция, избирательный мутизм (речь) и т.п.), социально-педагогическая запущенность из-за неблагоприятных условий воспитания.
Противопоказания: олигофрения, деменция, выраженное нарушение анализаторов, ЗПР церебральноогранического генеза.
Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыков, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в 1 класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто неуспевающим школьникам, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития.
Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня:
1) знаний и представлений об окружающем мире;
2) умственных операций, действий и навыков;
3) речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
4) познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
5) регуляции поведения.
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности они не умеют обобщать и абстрагировать признаки предметов; речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что оказываемая им в массовой общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса.
Предварительный просмотр:
Критерии дифференцированной диагностики для детей младшего школьного возраста
Интеллект, нарушения | Параметры интеллектуальных нарушений | ||||||||||||
Моторика | Внимание | Память | Вербальное IQ | Способность к вербальному мышлению | Невербальное IQ | Эмоц. | Волевая регуляция | Критичность | Круг интересов | Отношения к оценке | Самооценка | Реакция на помощь | |
Дебильность | Выраженные недостатки мелкой моторики | Инертно, произвольное затруднено | Механическое N опосредование хуже | Недостаточное: 80 | Очень низкая | Недостаточное: 80 | Развито слабо, примитивно | Повышенная внушаемость, недостаточно развита произв. | Отсутствует | Примитивные бытовые потребности | Безразличное | Завышенная | Почти отсутствует |
Гармонич. Инфантилизм | Быстрая, подвижная | Произвольное, недостаточно развито | преимущественно непроизвольное запоминание | Нижняя граница N | Развита | Нижние границы нормы | Лабильна, экспресивн., неуправляемый | Неразвита | Недостаточна | Игры | Слабая заинтересованность | Слабо дифференцированная | Значительно улучшает резуьтаты |
Органический инфантилизм | Неуклюжесть | Произвольное, недостаточно развито | Незначительно снижена | Несколько N (81-95) | Нижние пределы N | В пределах N | Страхи или эйфория | Неразвита | Выражена ориентировка на мнение взрослых | Игры, преимущественно стереотипные | Заинтересованность | Завышена или занижена | Определит. улучшение результатов |
Самотогенное ЗПР | В N | Непостоянное, колеблется | Несколько снижена | Нижние пределы N (90-95) | Развита | N или снижено незначительно | Выражена эмоциональная лабильность | Недостаточно развита | N | Игры, иногда стереотипные | Заинтересован | Занижена | Улучшение результатов |
Церебрально органическое ЗПР | Точная координация и отсутствует неуклюжесть | Недостаточная концентрации внимания | Затруднено, особенно вербально (на слова фразы) | 81-90 | Развито слабо | Развита, нижние пределы N (80-90) | Выражена инертность, аффективность, взрывчатость | Неразвита, выражена импульсивность | Недостаточна | Игры, иногда стереотипные | В основном безразлично, иногда - заинтересован | Слабо диффекренцированная | Незначительное улучшение результатов |
Педагогическая и микросорциальная запущенность | N | N или чуть ниже | N | Снижена <90 | Развита | N или 91-100 | Адекватные | Развита, но при выполнении привычных заданий | Недостаточна | Бытовые игры | Заинтересованность, иногда проявляет негативизм | Дифференцирована | Резкое улучшение результатов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"О возрастных психофизических особенностях младшего школьника" Серия "Родительские собрания в 1 классе"
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - серьёзное испытание, как для Вашего ребёнка, так и для родителей. Вы ...
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ.
Всем известно, что, к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушением нервно-психологического и соматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптац...
Психофизические особенности младших школьников в динамике обучения
Психические и физические особенности младших школьников...
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся ".
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся "...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Возрастные особенности развития ребёнка 2-3 лет.
Возрастные особенности развития ребёнка 2-3 лет....
Возрастные и психические особенности развития ребёнка 2-3 лет.
Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет....