Профилактика суицидального, самоповреждающего поведения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Махецкий Константин Романович

Суицид – пугающая тема, ее не принято и не очень приятно обсуждать. Поэтому столкнувшись либо с прямыми угрозами своего близкого покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, человек нередко оказывается в растерянности, не знает, как к этому относиться: то ли  игнорировать угрозы, не обращать на них внимания, считая их пустыми разговорами, то ли бросаться спасать близкого человека любой ценой? Ведь зачастую от реакции близких, от их умения вовремя распознать угрозу, от их действий, их искреннего желания поддержать человека, возможно, зависит его жизнь.

Особенно остро проблема подростковых и детских суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Мощным фактором, влияющим на несовершеннолетних, является система их социальных связей, прежде всего семья. Причем отношения в семье могут служить как защитой от депрессивных состояний, так и причиной их развития. 

Каждая смерть ребенка – это трагедия. Каждый такой случай говорит о  том, что страх маленького человека перед жизнью, побеждает страх смерти. Изучение проблемы  суицида, анализ конкретных случаев показывают, что большинство несовершеннолетних решаются на самоубийство для того, чтобы таким образом обратить внимание окружающих  людей на свои проблемы. До самой последней  минуты, решившийся на последний шаг, человек надеется, что ему помешают, что кто-то спасет его, а близкие люди испугаются за него и будут  его любить.

В данной статье я даю рекомендации о том как вовремя распознать признаки надвигающейся беды, как построить откровенный разговор с ребенком, рассмотрев простые способы профилактики суицидов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsidalnogo_povedeniya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального, самоповреждающего поведения

Некоторые задумывающиеся о самоубийстве несовершеннолетние испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова: - найти кого-нибудь, кто решит их проблемы, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать:

- высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное), размещение в интернете сообщения, заявления, содержащего косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;

- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

- негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

- постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

- необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Далее мы рассмотрим уже профилактические меры, простые алгоритмы взаимодействия родителей с ребёнком. Для получения профессиональной консультации, помощи Вы можете обратиться к специалистам учебного заведения, центров психологической помощи, в том числе и с помощью телефона доверия.

Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку?

1. Будьте внимательны к любым признакам возможной опасности. Запомните маркеры суицидального поведения. Наблюдайте за своим ребенком и его друзьями. Поделитесь опасениями с взрослым окружением детей: чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем выше шансы предотвращения потенциальных подростковых попыток суицида. Не считайте, что подростки лишь пугают и манипулируют взрослыми и что в критической ситуации они не способны и не смогут решиться на последний шаг.

2. Принимайте ребенка как личность. Это значит просто любить его таким, какой он есть, возможно, не оправдывающего всех надежд родственников, возможно, не добившегося каких-либо высот, иногда огорчающего, обижающегося, несносного. Очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений с ребёнком, от того, действительно ли он ощущает поддержку, любовь близких. Выражайте поддержку, ободряйте не только словами, но и улыбкой, жестами, прикосновениями.

3. Будьте собеседником. Очень часто подростки особенно сильно испытывают чувство одиночества, отчуждения. С одной стороны, им кажется, что никто их не понимает, с другой стороны, они страдают от невозможности поделиться своими переживаниями, своим душевным смятением. В таких ситуациях подростки не настроены принимать советы, они гораздо больше нуждаются в обсуждении, проговаривании своей боли. Выслушивайте подростка особенно внимательно, когда он выражает свои чувства, будь то печаль, чувство вины, страх или гнев. Не спорьте с подростком, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться.

4. Оцените степень риска, критичности ситуации. Постарайтесь определить серьезность мыслей подростка о нежелании жить. Мысли, намерения и непосредственная готовность к действиям могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о таком способе «решения всех проблем» и кончая разрабатываемым планом суицида.

5. Не оставляйте ребенка одного в кризисной ситуации. Оставайтесь с ним как можно дольше (даже если придется взять отпуск на работе).  Возможно, придется попросить родных помочь присматривать за ребенком, постоянно находиться рядом с ним. Подготовьте себя и ребенка к тому, что, если ситуация будет ухудшаться, необходимо будет обратиться за помощью к специалистам системы здравоохранения.

6. Обратитесь за помощью к специалистам. Безусловно, никто не знает Вашего ребенка лучше, чем Вы сами. К сожалению, ребенок может отвергать помощь родителей, считая их «несовременными», «непонимающими». Вместе с тем, он склонен обращаться за помощью к сверстникам, друзьям, но может прислушаться и к авторитетным для него взрослым. Помочь увидеть альтернативные выходы из кризисной ситуации может человек, независимый от личной, семейной ситуации ребенка. Таким независимым помощником может стать священник (при условии искренней веры ребенка), психолог кризисного центра, специалист детского телефона доверия. Если подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним вариантом может стать обращение к семейному психотерапевту. В случае семейной терапии все члены семьи получают психологическую поддержку, озвучивая, проговаривая свои мысли, совместно вырабатывая более комфортный стиль семейной жизни. Если психолог, психотерапевт рекомендует обратиться за помощью в медицинское учреждение (например, психиатрическую больницу), не отказывайтесь, промедление может быть опасным. Если Вы почувствовали, что в семье начинается шантаж угрозой самоубийства, то обращаться к специалистам надо незамедлительно и решать проблему комплексно.

Некоторые симптомы, при наличии которых надо обращаться к психологу:

- непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера в семье;

- конфликтность по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со сверстниками);

- агрессивность по отношению к окружающим;

- зависимости (компьютерная, пищевая);

- резкая негативная смена увлечений, окружения;

- смена настроения, переживания, печаль, обиды, подавленность и т.д.;

- негативные изменения в поведении (склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство и т.д.);

- резкое снижение успеваемости в школе;

- изменения в самооценке;

- нарушения сна, повышенная утомляемость;

- неверие в свое будущее, негативная оценка настоящего и будущего и пр.

Некоторые симптомы, при наличии которых надо обращаться к психиатру:

- длительное (более одного месяца) повышение или понижение настроения;

- суицидальные попытки;

- параноидальные идеи, бред, галлюцинации, различные фобии (страхи);

- длительная бессонница;

- зависимости (от алкоголя, наркотиков);

- сильная тревога и пр.

В заключение мы предлагаем небольшой список вопросов, которые помогут завязать разговор с Вашим ребёнком. Помните: для предупреждения суицидов лучшей профилактикой будет «душевное общение». Внимательно выслушивайте, что вам говорит ребёнок, пусть высказывает свои переживания, чувства, пробуйте вместе обсудить альтернативные варианты решения кризисной ситуации.

Знаете ли Вы, как ответит Ваш ребенок на следующие вопросы:

1. В чем смысл жизни?

2. Как ты представляешь свою жизнь через 5, 10, 15 лет?

3. Что определяет смысл жизни – судьба или сам человек?

4. Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир?

5. О чем бы ты попросил судьбу, чтобы твоя жизнь стала интереснее?

6. За что тебя любят близкие?

7. Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость?

8. Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации?

9. В чем должна заключаться эта помощь?

10. Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации?

11. Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?

Если Ваш ответ «нет», то может быть стоит узнать у Вашего ребенка, как он ответит на них? А как Вы ответите на них?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения

Задачи : 1. Познакомить с причинами суицидального поведения. 2.Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье....

Родительское собрание" « Профилактика суицидального поведения учащихся» Подготовила учитель начальных классов МОУСОШ№6 города Петровск_Забайкальского Сизых Елена Викторовна

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Всероссийский вебинар по профилактике суицидального поведения школьников

Всероссийский вебинар по профилактике суицидального поведения школьников...

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних...

Родительское собрание Профилактика суицидального поведения

Представленная ниже информация разрабатывается как элемент профилактики суицидального поведения среди школьников. Подготавливается школьными службами сопровождения и подается в том виде, в котором она...