Статья «Формирование психолого-педагогической готовности воспитателя к инклюзивному образованию детей»
статья

Жукова Алина Олеговна

 

Ребенку предоставлена возможность выразить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, где педагог даст оценку положительным действиям детей, тем самым закладывая

в личности каждого ребенка положительный «образ» себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Формирование психолого - педагогической готовности воспитателя к инклюзивному образованию детей»

Ребенку предоставлена возможность выразить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, где педагог даст оценку положительным действиям детей, тем самым закладывая

в личности каждого ребенка положительный «образ» себя.

Одной из современных тенденций в отечественной образовательной  политике является реализация идей инклюзивного образования, предполагающих обучение детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. При этом наибольший резонанс вызывают вопросы организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормативно развивающими сверстниками. Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ОВЗ и инвалидностью. С каждым годом численность обучающихся данных категорий увеличивается, а количество специализированных школ и классов уменьшается. Сегодня более 160 тысяч детей с ОВЗ обучаются инклюзивно в общеобразовательных организациях. Такая ситуация стала возможной благодаря инициативе родителей детей-инвалидов, отстаивающих права своих детей на получение качественного образования и социальную адаптацию наравне с нормативно развивающимися сверстниками. [1,с.225-227]

Многие годы в России обучение детей с ОВЗ осуществлялось в специальных (коррекционных) школах, имеющих необходимые условия для обучения и коррекции нарушений в развитии детей. Воспитатели, работающие в таких школах, имели специальное (дефектологическое) образование. В этой ситуации у воспитателя общеобразовательных организаций не было потребности в совершенствовании своего педагогического опыта для работы с данной категорией обучающихся. В настоящее время в ряде российских вузов в соответствии со стандартом высшего профессионального образования началась подготовка воспитателей в сфере инклюзивного образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». [8,с.228]

Можно выделить инклюзивное образование как закономерный процесс развития системы специального образования и сближения его с общим образованием, что отражено в работах А.А.Дмитриева, Д.В. Зайцева, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Б.П. Пузанова, Н.Д. Шматко и др. С точки зрения авторов, придерживающихся иного мнения, инклюзивное образование представляет собой не новую систему, а качественное и планомерное изменение системы общего образования в целом (С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, Е.Г. Самарцева, Ю.В. Шумиловская и др.).

Гипотеза исследования: формирование         психолого-педагогической готовности         воспитателя к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации будет более продуктивно, если:

  • осуществляется с учетом современных тенденций развития инклюзивного образования детей;
  • преобразование личностно-профессионального опыта воспитателя направлено на успешную реализацию его профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей;
  • модель формирования психолого-педагогической готовности воспитателя к инклюзивному образованию детей отражает основные структурно-динамические характеристики элементов этого процесса (целевого, содержательного, процессуального, критериально-диагностического, результативного);
  • технология формирования психолого-педагогической готовности воспитателя к инклюзивному образованию детей основана на принципах образования взрослых и реализуется на стадиях повышения квалификации в период обучения по дополнительным профессиональным программам и в межкурсовой период. [4,с.71-95]

Готовность воспитателя к инклюзивному образованию детей определяется как интегральная, личностно-профессиональная характеристика, отражающая ценностно-смысловые ориентации, знания и опыт, позволяющие успешно осуществлять педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования. [5,с.23]

На стадии обучения в системе дополнительного профессионального образования была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по теме «Организационно-содержательные аспекты обучения, воспитания и развития школьников в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», основывающаяся на технологии модульного обучения.

Внедрение технологии формирования психолого-педагогической готовности воспитателя к инклюзивному образованию детей в непрерывном процессе повышения квалификации воспитателя в период обучения по дополнительным профессиональным программам и в межкурсовой период обеспечивает формирование профессиональных ценностей, целей и профессиональной мотивации к деятельности в условиях образовательной инклюзии. [3,с.83-92]

Данное исследование не исчерпывает решение рассматриваемой проблемы. Перспективным направлением дальнейшего исследования может стать изучение развития системы повышения квалификации на основе интеграции опыта субъектов инклюзивного образования детей.

Список использованных источников :

  1. Абрамова, Н.А. Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / Н.А. Абрамова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т ; редкол.: С. В. Алехина [и др.]. – М.: МГППУ, 2011. – С. 225–227.
  2. Алексеев, С. Подготовка педагога к реализации инклюзивного образования / С. Алексеев // Вестник Екатерининского института им. Екатерины Великой. – 2014. – № 3 (27). – С. 3–5.
  3. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – №1. – С. 83–92.
  4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Алехина, Н.В. Новикова, Л.А. Казакова // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2013. – С. 71–95.
  5. Артюшенко, Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.П.Артюшенко. – Томск, 2010. – 23 с.
  6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.  – 192 с.
  7. Бут, Т. Показатели инклюзии: практич. пособие / Т. Бут, М.Эйнскоу ; под ред. М. Вогана. – М.: РООИ «Перспектива», 2007. – 125 с.
  8. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011. – 288 с.
  9. Волков, И.П. Много ли в школе талантов? / И.П. Волков. – М.: Знание, 1989. – 42 с.
  10. Выготский, Л.С. Основы дефектологии : учебник для вузов / Л.С.Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе

Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе...

«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования». презентация

laquo;Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования»....

«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».

laquo;Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования»....

Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...

Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Технология оценки готовности к школьному обчению. Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее...

Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстник...