Конспект родительского собрания по теме "Родительская любовь. Поощрение и наказание".
методическая разработка

Жеканова Арина Ивановна

В конспектер рассматривается вопрос эффективног применения родителями методов воспитания, таких как поощрение и наказание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родительская любовь110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Жеканова А.И.

Педагог-психолог МБОУ «Карпогорская СШ№118».

Родительское собрание на тему

«Родительская любовь. Поощрение и наказание».

Содержание

Пометки

Слова приветствия.

  1. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ

Тема родительского собрания «Родительская любовь. Поощрение и наказание».

Какие ассоциации у вас вызывает понятие «родительская любовь»?). Посмотрите, любовь родителей включает в себя ….

Родительская любовь - это глубокое и осмысленное не раз чувство. Родительская любовь выступает как часть воспитания. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть (А.Я. Варга).

Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуждается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

Психологами и педагогами выделено много типов  родительской любви к детям,  среди которых есть и уродливые, они портят, а не воспитывают детей. Давайте остановимся на них подробнее (В.А.Сухомлинский).

1. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребенка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Результат такой любви — у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность и ожесточается.

3.Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.

В каждом типе любви мы с вами видим неумелое использование родителями методов воспитания, таких как поощрение и наказание.

В первом типе родители используют социальные поощрения (похвалу) и не умеют устанавливать границы дозволенного. Во втором – воспитание строится на наказаниях, строгости и запретах, отсутствует похвала и ласка. В третьем – родители чрезмерно использует материальные.

Посмотрим, как обстоят дела в Ваших семьях. Ребята ответили на ряд вопросов:

-Как часто вас хвалят родители?

-Как часто вас целуют родители?

-Как часто вас обнимают родители?

-Как часто вас наказывают?

-Как вас наказывают?

Итак, результаты опроса на слайде.

В опросе приняли участие ___ обучающихся 1-х классов.

ответы Р. записываем на доске;

обобщаем.

знакомим Р. с результатами опроса.

 

Результаты опроса

- Ситуация в целом благоприятная.

- Похвала как метод поощрения используется реже, чем объятия и поцелуи. Наказания применяются во многих семьях редко. Есть семьи, где наказания отсутствуют как метод воспитания.

- Среди методов наказания родители чаще используют вербальные методы (крик, отчитывают, упрекают и др), на втором месте…….

Итак, давайте разберемся как сделать поощрение и наказание более эффективными.

  1. ПОХВАЛА

В общении с детьми родители часто недооценивают значение похвалы и других социальных поощрений, таких как позитивное внимание, улыбки и объятия. Им кажется, что дети должны вести себя хорошо без вмешательства взрослых и что похвалу стоит приберечь для каких-то особенных поступков или достижений.

Исследования показывают, что отсутствие похвалы и внимания за хорошее поведение может привести к плохому поведению.

Действительно, похвалу и поощрение следует использовать для того, чтобы побуждать детей совершать поступки, которые нужны для освоения новых навыков, чтобы помочь им выработать положительное представление о себе.

Если поступок замечен родителем и привлек его внимание, более вероятно, что он повторится снова.

Не скупитесь на похвалу, старайтесь подловить момент, когда ваш ребенок хорошо себя ведет. Обращайте внимание, когда он делится игрушками, хорошо и тихо разговаривает, выполняет ваше требование, вовремя уходит спать, выполняет свои домашние обязанности. Не принимайте эти повседневные поступки как нечто само собой разумеющееся, хвалите их.

Возможно, есть дети, у которых возникли поведенческие проблемы в результате того, что они получили слишком много похвал. Но это довольно редкое явление. На самом деле проблема обычно обратная - дети получают слишком много указаний и критических замечаний и мало хвалебных слов. Не беспокойтесь о том, в какой форме вы делаете положительное высказывание, просто уделяйте внимание всякому положительному поступку ребенка.

Как сделать похвалу более эффективной

Иногда бывает так, что родители хвалят детей, но их похвала неэффективна. Вот некоторые примеры того, как максимально повысить воздействие ободряющих слов.

  1. Будьте конкретны

Расплывчатое хвалебное высказывание часто звучит в цепочке заявлений, быстро сменяющих друг друга. Например, вы говорите: «Хорошо сделано... молодец... хорошо... замечательно». К сожалению, это не указывает на то, что именно вы пытаетесь похвалить.

Более эффективно конкретизировать то, на что вы обратили внимание: «Как ты хорошо сидишь» или «Мне приятно, что ты сказал или «Молодец, что убрал посуду со стола». Такое описание положительного поведения поможет вашему ребенку четко понять, что его действия важны.

  1. Проявляйте энтузиазм

Некоторые похвалы неэффективны, потому что невнятны, произносятся скучным голосом, без улыбки и взгляда в глаза. Те же слова повторяются вновь и вновь ровным неэмоциональным тоном.

Такая похвала не поощряет ребенка.

Воздействие похвалы может усилить по-разному. Улыбнитесь ребенку, обратитесь к нему с теплым выражением глаз или потреплите по плечу. Хвалить нужно энергично, искренне и с любовью.

  1. Избегайте сочетать похвалу с критикой.

Некоторые хвалят и, не понимая этого сами, противоречат похвале своим сарказмом или критическим замечанием. Например, отец говорит своим детям: «Ваня и Таня, вы оба пришли к столу по первому моему зову. Это замечательно. Но в следующий раз неплохо бы сначала вымыть лицо и руки». Или мать замечает: «Наташа, я рада, что ты застилаешь постель, но почему бы тебе не делать этого каждое утро?».

  1. Хвалите сразу же

Иногда детей хвалят через несколько часов, а то и дней после хорошего поступка. Например, мать может сказать, что она оценила то, что дочка убрала кухню или вынесла мусор спустя неделю после того, как это произошло. К сожалению, со временем похвала теряет свое позитивное воздействие и кажется более искусственной.

Наиболее эффективна та похвала, которая звучит не позднее пяти секунд после положительного поступка.

  1. Выделите конкретные цели

Эффективной является постановка конкретных целей, если вы хотите поддержать определенное поведение ребенка. Например, если малыш тихий, замкнутый или боязливый, хвалите его каждый раз, когда он делает что-то рискованное, или говорит открыто, не боится, или пробует сделать что-то новое.

С другой стороны, если у вас невнимательный и импульсивный ребенок, вы можете решить хвалить его, когда ему удается послушаться ваших указаний или подождать своей очереди, или пропустить кого-то вперед.

Если у ребенка трудности с письмом и орфографией, можете хвалить его старания, поощрять настойчивость и интерес к учебе.

Иногда полезно составить список поступков, которые вы хотели бы видеть чаще, и затем выбрать несколько для систематической похвалы. Этот план должны поддержать и другие члены семьи.

  1. Поведение не должно быть идеальным, чтобы удостоиться похвалы

Поведение не должно быть идеальным, чтобы заслужить вашу похвалу или внимание. В действительности, когда дети впервые пытаются вести себя иначе, нужно поддерживать каждый их маленький шаг на пути к цели. Иначе, если придется долго ждать похвалы, они вообще откажутся от попыток. Похвала любого маленького достижения поддерживает старания малыша. Этот процесс, который называется «формирование», нацеливает ребенка на успех.

  1. Удваивая воздействие

Обучения ребенка новому поведению длительное, трудное и очень часто идет медленно. Оно заключается в поддержке хороших поступков. Если в семье двое взрослых, им надо решить между собой, какое поведение они хотят улучшить и как они будут это поощрять. При участии обоих дела должны пойти быстрее. Кроме того, взрослые могут удвоить воздействие похвалы, хваля своих детей в присутствии других взрослых и подавая им положительный пример похвалой самих себя.

Практическая часть « В чем ошибка?».

  1. Спасибо, что бросил жвачку в мусор, а не прилепил к столу, как ты всегда это делаешь! (Прибавление к похвале критики).
  2. Ты можешь гордиться собой за то, что вчера помыл посуду у бабушки! (Похвала со временем теряет свою силу, хвалить необходимо сразу после поступка).
  3. Молодец! Я тобой горжусь!.(Родители не обозначили за какой поступок ребенка похвалили).

Работа  в группах

  1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПООЩРЕНИЯ

Материальные поощрения являются важным видом воздействия, который можно использовать как мотивирующий фактор в попытках детей овладеть особо сложными навыками. Материальное поощрение - нечто конкретное: особое угощение, дополнительные привилегии, наклейки, праздник или проведенное с кем-то время. Этими поощрениями нужно пользоваться реже, чем социальными. Их нужно приберегать для поощрения детей при завершении ими трудного задания.

Социальные поощрения используются для поддержания маленьких успехов детей и их попыток усвоить новые навыки или поведение. Материальные обычно даются в награду за достижение конкретной цели.

Существуют два способа использования материальных поощрений. Первый - и спонтанная награда всякий раз, когда вы видите, что ребенок ведет себя нужным вам образом. Второй метод состоит в совместном планировании, за какое поведение будет полагаться вознаграждение. Программа такого типа, похожая на контракт, рекомендуется, когда вы хотите, чтобы редкие положительные поступки стали более частыми.

Как только дети освоят новое поведение, можно постепенно убрать материальные поощрения и пользоваться похвалой.

Как сделать программу материальных поощрений более эффективной.

  1. Будьте конкретны

Родители часто создают программы поощрений с нечеткой формулировкой желаемого поведения. Например, отец Вани говорит: «Если ты будешь хорошо вести себя в магазине, ты получишь от меня что-то вкусное».

Если, как отец Ван, вы хотите, чтобы ребенок лучше вел себя в магазине, вы можете сказать: «Если ты будешь спокойно идти рядом со мной, пока мы будем в магазине, без беготни и крика, тогда ты заслужишь наклейку». В таком случае ребенок получает четкое описание хорошего поведения. А вы будете уверены, что поощрили малыша заслуженно.

  1. Пусть шаги будут маленькими, но в направлении больших целей

Одна из причин провала многих программ поощрений заключается в том, что родители ставят такие большие цели, что детям кажется невозможным заслужить поощрение, и они перестают стараться - иногда даже не пробуют.

  1. Правильно рассчитайте темп

Противоположная проблема возникает, когда родители делают шаги слишком легкими. В такой ситуации у детей отсутствует мотивация для получения поощрений или они их мало ценят, поскольку получают часто.

Правило состоит в том, чтобы детям было просто заслужить поощрение, когда они начинают осваивать новое поведение. Вначале им нужны регулярные успехи, чтобы они могли оценить поощрения и родительское одобрение и поняли, что способны добиться цели. Затем можно сделать задачу более сложной. Постепенно поощрения станут все более редкими, пока надобность в них совсем не отпадет. В конце концов поведением будет управлять только одобрение родителей

  1. Тщательно отберите типы поведения

Программы проваливаются, потому что родители пытаются справиться со слишком многими проблемами сразу. Например: слушаться указаний старших, не дразнить братьев и сестер, ложиться спать без возражений и быстро одеваться по утрам. Они слишком сложны. Достижение успеха в таких разных сферах жизни может оказаться нереальным, что дети падают духом, даже не начав. Другой недостаток такого подхода в том, что он требует постоянного контроля со стороны родителей в течение всего дня. Просто для того, чтобы проследить за исполнением ребенком родительских требований, нужно огромное количество усилий, потому что такие ситуации очень часты. Помните: если вы не в состоянии контролировать поведение ребенка, даже самая хорошо продуманная программа провалится.

  1. Сосредоточьтесь на положительном поведении

Другая проблема связана с тем, что родители обращают внимание исключительно на плохое поведение. Взрослые могут четко определить, какое плохое поведение они хотят устранить, например, ссоры.

Очень важно обозначить хорошее поведение, которое должно заменить отрицательное, и включить его в программу материальных поощрений.

Как подобрать поощрения.

Когда вы установили, какое поведение вы хотите видеть чаще или устранить, и определили нужные этапы для осуществления этого, следующая задача заключается в подборе материальных поощрений с участием вашего ребенка.

  1. Выбирайте недорогие поощрения

Использование только таких поощрений приучает детей ждать больших наград за свои успехи. Упор делается на размере награды, а не на чувстве удовлетворения и гордости, которые в случае успеха испытывают как родители, так и ребенок.

Вообще, совсем не плохо установить границы стоимости любого предмета в списке поощрений - например, 40 рублей или меньше, в зависимости от возможностей семьи. Вы можете сообщить об этом детям в самом начале.

  1. Рассчитайте количество ежедневных и еженедельных поощрений

Иногда родители не только делают поощрения слишком крупными и дорогими, но также и очень растягивают время, за которое ребенок должен его заслужить.

Большинство маленьких детей (3-4 лет) перестают стараться, если не получают поощрения каждый день. Дети постарше (6-8 лет) должны «зарабатывать» что-нибудь каждую неделю.

  1. Привлекайте детей к работе над программой

Иногда родители выбирают материальные поощрения, которые больше поощряют их самих, чем детей. Они включают такие пункты, как поход в пиццерию или на концерт, то есть то, чего хочется взрослым.

Если малышам не дают участвовать в процессе, программа почти наверняка проваливается.

Как можно включить ребенка в составление программы?

  1. Хорошее поведение, а затем награда

Поощрения следует давать за положительное поведение после того, как оно имело место. Полезно помнить принцип «сначала одно - потом другое». Сначала вы добиваетесь нужного поведения, а затем ребенок получает награду

  1. Пользуйтесь материальными поощрениями за каждодневные успехи

Некоторые родители припасают материальные поощрения для каких-то особых достижений детей, например, за «отлично» в дневнике, уборку во всем доме или за спокойное поведение в машине во время двухдневной поездки. Это в принципе означает, что для вашего ребенка шаги к конечной цели будут слишком велики. Родители не только слишком долго тянут с поощрениями, но к тому же берегут их для идеального случая. При этом дети получают сигнал, что повседневные поступки, как, например, послушание, дележка или выполнение домашних поручений, не считаются.

Только посредством поощрений мелких шагов могут быть достигнуты такие более крупные цели, как хорошие отметки, постоянное послушание или добрые отношения с друзьями.

  1. Заменяйте материальные поощрения социальным одобрением

Использование материальных поощрений надо рассматривать как временную меру для того, чтобы помочь детям усвоить новые и более сложные навыки. Они должны сопровождаться социальными поощрениями. Когда вы обучили ребенка чему-то новому, можете постепенно убрать материальные поощрения и руководить хорошим поведением при помощи социальных усилителей.

Родители должны четко давать знать ребенку, что они не только одобряют его достижения, но также признают, что его старания - не только ради награды. Таким образом родители помогают ребенку видеть свои успехи и ценить их. Например, папа Марка говорит: «Я горжусь тем, что ты научился не выходить из спальни по ночам. Ты здорово поработал и можешь быть собой доволен. Ты, несомненно, растешь».

  1. Список поощрений должен быть четким и конкретным

Эффективные программы поощрений всегда четки и ясны. Вы с детьми должны составить схемы, которые будут включать поощрения, о которых вы договорились, и стоимость каждого из них. Этот список нужно повесить там, где его видно всем. Приведенная ниже схема напоминает контракт. Если у вас дети постарше, то под списком можно поставить подписи, ваши и детские, для подтверждения того, что каждая сторона понимает свои обязательства. Неплохо также сообщить детям, что через неделю вы посмотрите, как выполняется программа, нет ли необходимости внести изменения или добавить новые наименования к списку.

  1. Список должен быть разнообразным

Некоторые программы поощрений строятся на фиксированном списке.

Пусть ваш список поощрений будет гибким и разнообразным. Побуждайте детей включать такие пункты, как дополнительное время с родителями, недорогие игрушки, особые привилегии, занятия на свежем воздухе и лакомства. Конечно, основное - найти то, что будет их максимально мотивировать. Важно каждые несколько недель производить пересмотр этого списка и позволять детям добавлять в него новые наименования, что поддержит интерес к программе, когда острота новизны притупится.

  1. Не смешивайте программу поощрений и методы дисциплинирования

Некоторые родители создают системы поощрений, а затем примешивают к ним наказание. Например, ребенок может заработать наклейки за то, что делится игрушками, а затем потерять их за драку. Тогда наклейки приобретают для него скорее отрицательные, чем положительные ассоциации. Такой подход создает еще больше проблем, если ребенок в результате остается в минусе

Практическая часть. Оцените эффективность программы материальных поощрений для ребенка 6-8 лет.

(Приложение 1)

Работа в группах

  1. НАКАЗАНИЯ

Как бы ни было важно (а это очень важно) хвалить и поощрять детей, бывают ситуации, когда родителям необходимо контролировать неподобающее поведение.

ИГНОРИРОВАНИЕ

Неприемлемое поведение - плач, поддразнивания, споры, ругань и приступы ярости - не опасны ни для детей, ни для окружающих, и часто могут быть устранены путем систематического игнорирования. Многим родителям может показаться, что игнорирование не является дисциплинирующим средством. На самом деле это одно из наиболее эффективных средств воздействия на детей. Логика игнорирования проста: поведением детей управляет уделяемое им внимание. Даже отрицательное внимание родителей - такое как наставления, крик и ругань - является поощрением для детей.

И поскольку они получают больше одобрения и внимания за хорошее поведение, то быстро усваивают, что выгоднее вести себя хорошо.

Правила.

  1. Не вступайте в дискуссию и не смотрите ребенку в глаза.

У вас должно быть нейтральное выражение лица, вам следует избегать его взгляда и прекратить всякие дискуссии. Игнорирование означает также физическое отдаление от ребенка.

  1. Будьте готовы к тому, что сначала поведение ухудшится.

Большинство детей сначала усиливают негатив, чтобы проверить, не удастся ли заставить родителей уступить. Если вы уступите, дети поймут, что плохое поведение - эффективный способ добиться желаемого.

Все дети испытывают взрослых, усиливая плохое поведение. Если вы решаетесь использовать этот метод, то должны быть готовы пережить этот период, не поддаваясь на провокации.

  1. Игнорируйте и отвлекайте

Иногда можно использовать отвлечение, чтобы смягчить реакцию ребенка на игнорирование. Вы можете сделать это, заговорив с кем-то или занявшись чем-то еще. Игнорируя ребенка, у которого истерика, можно отойти к кухонному столу и начать чистить картошку или комментировать происходящее за окном. Если ребенок поймет, что вы отвлеклись, он довольно быстро прекратит вести себя плохо.

  1. Отдалитесь от ребенка, оставаясь с ним в одной комнате.

При игнорировании лучше всего отдалиться физически, встать и перейти в другую часть комнаты. В таком случае вы будете иметь возможность наблюдать за поведением ребенка и сможете поощрить его, когда плохое поведение прекратится.

  1. Игнорирование учит самообладанию.

Исследования показывают, что игнорирование является эффективным дисциплинирующим средством, потому что поддерживает позитивные отношения между родителями и детьми, основанные на уважении, а не на страхе. Если вы можете игнорировать плач и ругань, а не начнете кричать и ругаться сами, это продемонстрирует ребенку, что вы способны сохранить самообладание перед лицом конфликта и гнева.

  1. Учите других игнорировать.

Если окружающие «ведутся» на ребенка в этом случае, их нужно научить принципам игнорирования.

  1. Ограничивайте количество игнорируемых поступков.

Очень важно выделить конкретный вид поведения, которое будет игнорироваться. Выберите одну или две проблемы, которые станете систематически игнорировать в данное время. Установив для себя такое ограничение, вы сможете уверенно и последовательно игнорировать проблему каждый раз, когда она проявится

Если игнорировать все проступки, то дети почувствуют себя брошенными, а у родителей появится чувство беспомощности.

  1. Некоторые типы поведения игнорировать нельзя.

Опасные и агрессивные поступки (драка, устные оскорбления, побег, поджог и причинение ущерба имуществу) игнорировать нельзя. В подобных ситуациях нужно использовать более весомые методы: тайм-аут (см. далее), дополнительное задание по дому или лишение привилегий.

  1. Отмечайте положительное поведение.

Если вы игнорируете плохое поведение, крайне важно хвалить положительное, особенно то, которое противоположно игнорируемому. Если вы решили игнорировать, например, хныканье, следует предпринять осознанное усилие и хвалить детей, когда они нормально разговаривают.

Запомните: внимание к детям, когда те ведут себя плохо, и игнорирование их, когда они действительно ведут себя как следует, способствует ухудшению поведения.

  1. Будьте внимательны к позитиву

Иногда родители бывают так расстроены и сердиты из-за неподобающего поведения детей, что не могут сосредоточиться на хорошем поведении. Важно помнить, что как только ваш ребенок перестает себя плохо вести, вам необходимо незамедлительно обратить на него внимание (буквально в течение 5 секунд) и похвалить за хорошее поведение.

ТАЙМ-АУТ для успокоения

 - это крайняя форма игнорирования, когда дети на короткое время лишены всех видов внимания взрослых и получают возможность успокоиться. При правильном применении тайм-аут обладает многими преимуществами перед такими традиционными методами, как выговоры и физическое наказание. Он демонстрирует ненасильственную реакцию на конфликт. Тайм-аут предоставляет как детям, так и родителям время остыть и сохранить уважительные, доверительные отношения.

1) Место для ТА

Предпочтительно, чтобы это был стул, поставленный в пустом углу комнаты, или прихожая, удаленная от семейных занятий и телевизора. Важно, чтобы это место не носило название «позорный стул», а скорее называлось «место для тайм-аута» или «место для успокоения», или «стул для размышлений».

2) Опишите поведение, которое будет приводить к ТА

Вы должны твердо решить, какие конкретные проступки будут приводить к тайм-ауту. Тайм-аут нужно приберегать для серьезного и намеренного проявления агрессии или настойчивого неповиновения.

3) Длительность ТА

Основное правило: З минуты для трехлетних детей, 4 минуты для четырехлетних и 5 минут для детей 5 лет и старше. При продлении тайм-аута более 5 минут его эффективность не увеличивается. Однако тайм-аут нельзя закончить, пока дети не успокоятся и не проведут в тишине, по крайней мере, 2 минуты. Это значит, что если ребенок не перестает кричать, когда вы в первый раз применяете тайм-аут, он может длиться и дольше (30-40 минут).

Основная мысль состоит в том, чтобы тайм-аут был максимально коротким, а затем следует немедленно предоставить детям возможность сделать новую попытку быть хорошими.

4) Ставьте таймер

Когда ваш ребенок в тайм-ауте, вам нужно поставить таймер на 3-5 минут и игнорировать его все это время. Важно пользоваться песочными часами или таймером для контроля над временем.

5) Конец ТА: две минуты тишины

Если ребенок все еще плачет или кричит, вам следует подождать, пока он не посидит спокойно хотя бы 2 минуты. Не забывайте: некоторым детям требуется больше времени, чем другим, чтобы успокоиться, и нужно принимать во внимание эти индивидуальные черты характера.

6) Доведите дело до конца

Если вы применили тайм-аут, потому что сын не сделал то, о чем его просили, немедленно по окончании тайм-аута вы должны повторить начальное указание.

Если тайм-аут применен за драку или деструктивное поведение, сразу по окончании тайм-аута нужно заметить первый положительный поступок ребенка и похвалить его.

7) Сначала плохое поведение усиливается

Помните: когда вы начинаете применять метод тайм-аут, плохое поведение вначале усиливается и лишь затем становится лучше. Будьте готовы к испытаниям.

8) Будьте позитивны

Бывает чрезвычайно трудно сохранить спокойствие перед лицом наглого непослушания и агрессивного поведения. Иногда родители, отправляя детей в тайм-аут за плохой поступок, критикуют их или говорят им обидные и оскорбительные вещи. Однако чтобы избежать нарастания конфликта, родители должны принять сознательное решение прекратить критику и сохранять вежливость, даже если дети ведут себя невежливо, невыносимо и отвратительно.

По окончании тайм-аута также не делайте выговоров и не ругайте ребенка.

9) Научите ребенка правильно воспринимать ТА.

Дети менее склонны протестовать против тайм-аута, если вы заранее объясните им его смысл и последовательность, а так же если они побывали в помещении для тайм-аута до его применения. Например, вы можете сказать: «Тебе придется уходить в тайм-аут, если ты совершишь ошибку, подравшись с кем-нибудь. Там у тебя будет время успокоиться и подумать о том, что ты сделал. Когда он закончится, можешь попробовать поиграть спокойно еще раз».

10) Не ждите раскаяния

Некоторые родители полагают, что тайм-аут должен приводить к тому, чтобы ребенок выражал раскаяние и боль по поводу своего плохого поведения или плакал. Если этого не происходит, они ошибочно считают, что метод не срабатывает, и прекращают им пользоваться. 

Не забывайте, целью тайм-аута является не возмездие или причинение боли детям, а стремление прекратить конфликт. Он дает детям время остыть и возможность обдумать свое поведение.

  1.  Избегайте контакта во время ТА
  2. Чрезмерное применение ТА.

Если вы злоупотребляете тайм-аутом, вам необходимо выбрать один или два типа поведения, которые особенно вас беспокоят (например, агрессивность) и первые 3-4 недели применять тайм-аут только за это. Когда подобное поведение станет проявляться значительно реже, можно применить тайм-аут за что-то другое (например, за обидные слова)

  1. Предупреждения «если-тогда»

Вместо пустых угроз тайм-аутом более эффективно пользоваться заявлениями «если - тогда». «Если ты не закроешь дверцу холодильника, тогда тебе придется уйти в тайм-аут». Затем доведите дело до конца, сначала дав ребенку возможность послушаться. Упоминайте о тайм-ауте только когда у вас есть время и энергия осуществить свой план. Иначе лучше игнорировать плохое поведение.

«Довести до конца» означает также, что вы должны быть готовы повторить тайм-аут, если ребенок не послушался во второй раз.

  1. Мгновенного решения не существует

Тайм-аут - никакое не чудо. Для обучения детям необходим повторяющийся последовательный опыт. Им нужно много возможностей для ошибок и плохого поведения, чтобы усвоить их последствия. Точно так же как младенцу нужны сотни попыток, чтобы научиться ходить, так и ребенку они нужны, чтобы освоить правильное социальное поведение. Помните, даже при успешном применении тайм-аута поведение детей меняется очень медленно. Наберитесь терпения.

Практическая часть.

Ситуации для обсуждения:

  1. Отказ уходить в тайм-аут
  2. Отказ выйти из тайм-аута

Работа в группах

Используемая литература

1. Всё о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей/ Под ред. Чл.-корр.РАО, проф. Н.Ф. Виноградовой .- М.: Вентана-Граф, 2005. – 400 с.

2. Каролин Вебстер-Стрэттон \ Невероятные годы. Руководство по выявлению и преодолению проблем для родителей детей от 2 до 8 лет

Приложение1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. На собрании обсуждается проблема поо...

Родительское собрание в 1 классе "Поощрения и наказания"

Форма проведения: за круглым столом.  Цель: Формирование у родителей культуры поощрения и наказания.  Задачи: Обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; определ...

Родительское собрание в 1 классе "Поощрение и наказание"

Цели и задачи:   1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.3. Показать преимущес...

Родительское собрание в 4 классе "Поощрение и наказание"

Родительское собрание в 4 классе "Поощрение и наказание"...

Родительское собрание в начальной школе "Поощрения и наказания детей в семье"

Родительское собрание в начальной  школе. (3 класс) Тема : "Поощрения и наказания детей в семье"...

Родительское собрание во 2 классе "Поощрение и наказание"

Как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, ...

Родительское собрание в 1 классе «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Родительское собрание в 1 классе «Поощрение и наказаниеребёнка в семье»...