Родительское собрание во 2 классе "Поощрение и наказание"
классный час (2 класс)

Юлия Александровна Данилова

Как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.doc105.5 КБ
Office presentation icon pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»  

     г. Спас-Деменска Калужской области

Поощрение и наказание в семье

Родительское собрание №3                         во 2 классе

Классный руководитель

Данилова Ю.А.

2018 – 2019 учебный год

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье

Форма проведения:

 лекторий, обмен мнениями

Оборудование:

Компьютерная техника для показа презентации

Организация пространства:

 Играет музыка, родители входят в класс и рассаживаются.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование детей, родителей

2. Сочинения детей на тему: “Если я был волшебником, я запретил бы наказывать детей…”

3. Подготовка приглашений и памяток.

4. Разработка сценария.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

 - Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но, в  то же время, напряжённый труд. Выполняя эту работу, вы часто испытываете затруднения, а иногда и заходите в тупик. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:

  • Нужно ли наказывать детей?
  • Когда и как это делать?
  • Можно ли испортить ребёнка похвалой?
  • За что можно хвалить ребёнка?

 - Тема нашего собрания «Поощрение и наказание в семье» СЛАЙД 1

 - СЛАЙД 2. Эпиграфом к нашему разговору стали слова …

 2. Индивидуальная работа родителей.

 - Уважаемые родители, я предлагаю вам выполнить следующее задание: перед вами лежат листочки – поделите их на две части и напишите в одной из них слова, которыми вы поощряете своих детей, а в другой – которыми ругаете.

А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше и сделайте для себя выводы.

3. Лекция классного руководителя.

В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где, сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущербы окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

О наказании

Основа для применения наказания – конфликтная ситуация.

 Как разрешать воспитательные конфликты в семье?

Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем для ребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойно выработать тактику поведения.

Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя. Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв от них замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-за боязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным и несостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними.

Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают его переживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, не самокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуации стратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок, получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчу дневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у него проблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новых записей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и снова использовать испытанный способ самозащиты.

Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут от конфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобные вещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Для ребенка такая реакция родителей весьма желательна.

Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, а затем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своими записями. Чаще всего эту стратегию принимают родители, которые либо заласкивают ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведение родителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некоторое время могут повториться вновь.

Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации является ее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний, переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. В данной ситуации ребенок, прежде всего, должен получить гарантии того, что его выслушают и попытаются понять.

СЛАЙД 3 Наказание  - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По мнению учёных, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. Казалось бы, наказание преследует благую цель – приучает к рефлексии, к самоанализу, приучает отвечать за свои поступки. Однако, по мнению директора Исследовательского Центра Семьи и Детства А. С. Спиваковой, наиболее распространенной формой воздействия остается наказание, основанное на страхе перед болью – это всевозможные формы физического наказания. СЛАЙД 4

Давно уже изгнана розга из сферы воспитания. Но С. Г. Шуман указывает на то, что во многих семьях “воспитательные розги” еще сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются “теоретически обосновать” необходимость физического наказания.

К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам.

Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

Каковы же основные условия действенности метода наказания? СЛАЙД 5

На этот вопрос нам отвечает традиционная классическая педагогика.

1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

2. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

3. Отсутствие поспешности в применении наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

Интересны, на наш взгляд, 7 правил известного психотерапевта В.Леви

“Важно помнить”:   СЛАЙДЫ 6 - 8

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. 

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Итак, мы разобрались с требованиями, которые важны при использовании наказания.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? (Проводятся данные опроса)

А какие меры наказания или приемы практикуются в школе, семье: СЛАЙД 9

  • Наложение дополнительных обязанностей (плохо убрали класс – дежурьте неделю, не выполнили домашнее задание – остаетесь после урока и делаете его).
  • Лишение или ограничение прав, удовольствия. (В лагере дети ходили на лесной день (однодневный поход). Петя безобразно вел себя в течение всего дня. Когда отправились в двухдневный поход, его лишили этого удовольствия, объяснив причины).
  • Выражение морального порицания, осуждения. (Дети особенно болезненно реагируют, когда их осуждает коллектив.)
  • Оценка и отметка за поведение.
  • Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

 - Основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

«Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем  сделать для них,- это дать им ценный пример.»       Томас Маколей  СЛАЙД 10

Хотелось бы прочесть стихотворение, еще раз подтверждающее это:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

   Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

И, самое главное. Наказывая детей, совершенно  необходимо  сохранять  самообладание и даже... мирное расположение духа.  Нельзя  делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того, чтобы  с  ним посчитаться, а чтобы остановить его, когда  сам  он  остановиться не в состоянии. Наказание - шлагбаум,  препятствующий продвижению ребенка по порочному пути,  а  вовсе  не  орудие пытки. Поэтому сперва успокойтесь, отдышитесь, возьмите  себя в руки и только потом применяйте санкции.

Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, справедливо задать вопрос: “Чем можно заменить наказание?” СЛАЙД 11

 Алан Фром предлагает заменить его:

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.

Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.

Поощрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

О поощрении

-  К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное уделять внимание всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление.

СЛАЙД 12 -13  В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др.), наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

 Слова поддержки:

- зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

- у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…;

- это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему.

 - Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопрос о том, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопрос анкеты)

4. Статистика мнений учащихся о поощрениях, которые они получают от родителей. СЛАЙД 15.

Меня хвалят, если _______________.

Мне дарят подарки, если _______________.

Мне дарят деньги, если _______________.

Мне разрешают ______________, если _________.

Как поощрять ребенка в семье.

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: Грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

“Похвала так же бьет в лицо, как яркое солнце, и так же сильно слепит, - пишет Х. Дж. Джайнот, - Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздержаться от поощрения,  где это возможно”.

Исходя из этого, мы рекомендуем следующие правила. СЛАЙД 16

Не следует хвалить:

  • за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.)
  • за то, что достигнуто не своими усилиями
  • больше двух раз за одно и то же
  • из жалости
  • из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, (далеко не все) становится любимым.

Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: “Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!” Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности. Поэтому необходимо помнить:

В хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще.

Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание.

Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию.

Такт в поощрении и наказании – необходимый элемент.

5. Заключительная часть

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

«Дети никогда не слушались взрослых, но зато всегда исправно им подражали.»  Джеймс Болдуин СЛАЙД 17                                                                                 

Собрание хотелось бы закончить притчей.

Разумное воспитание (Хинг Ши).

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

  - Уважаемые родители! Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

Учитель раздаёт родителям памятки с советами о том, как можно поощрять и как наказывать детей

6. Решение собрания.

1. Стараться умело пользоваться в воспитании детей поощрением и наказанием.

2.  Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребёнок становится неискренним, лживым, лицемерным.

3.  Использовать в общении с ребёнком главный метод воспитания – убеждение.

Литература

Варенька О.П. Родительские собрания 2 класс.

Р.В.Овчарова  СЕМЕЙНАЯ АКАДЕМИЯ: вопросы и ответы.

Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов Мудрость воспитания - книга для родителей.

Локк Д. Мысли о воспитании.

Никитина Л. А. Я учусь быть мамой.

Л.В.Строганова Нравственные основы применения наказания к ребенку.

Л.В.Строганова Поощрение и самооценка младшего школьника.

Антология мудрости.

А. Якушев Притчи. Любовь как образ жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат.

                                                                                             В.Кротов

Каждого избалованного ребенка ожидает доля отверженного.

                                                                                             Альфред Адлер

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете  убивать в детях шалунов.

                                                                                             Жан Жак Руссо

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

                                                                                             Сократ

 Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказания, не приучайте его к этим вещам.

                                                                                        Мишель де Монтень

 Если не умеете воспитывать детей, бейте их. От этого дети не станут лучше, но вам будет легче.

                                                                                             Душан  Радович

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит дитя.

                                                                                 Библия Пр. 13.24.

 Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.

                                                                                      Евгений Шварц

Разумный назидается притчами, а скоты назидаются только битьем.

                                                                                             Имам Али

 Дети никогда не слушались взрослых, но зато всегда исправно им подражали.

                                                                                             Джеймс Болдуин

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

                                                                                       Василий Ключевский

  У каждого ребенка есть свои недостатки, а также недостатки  родителей.

                                                                                             Евгений Тарасов

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.

Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем  сделать для них,- это дать им ценный пример.

                                                                                             Томас Маколей

Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв.

                                                                                                   Пьер Буаст

 До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати со слугой, после пятнадцати – как с другом.

                                                                        Древнеиндийское изречение

Сын твой, когда ему пять лет,- твой повелитель; когда ему десять,- твой раб; когда ему пятнадцать,- твой двойник; но потом уже одно из двух: либо друг, либо враг, в зависимости от воспитания.

                                                                                             Абрам Хасдай

В войне с детьми отцы всегда проигрывают.

                                                                                      Аркадий Давидович

 Лучшее, что отец может сделать для своих детей,- это любить их мать.

                                                                                             Теодор Хесберг

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно     тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.                                                  Эрма Бомбек

                         Народная мудрость

  • Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
  • Что делает отец, то старается делать и сын.
  • Один добрый пример лучше ста слов.
  • Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  • Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын всегда шалун.
  • Воспитай лаской, а не таской.
  • Понукание – не воспитание.
  • Верная указка не кулак, а ласка.
  • Дружная семья гору сдвинет.

                                                                                                             

                                                                                                         


                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

   Работа  с  детьми

                  МИНИ – СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ:

                        «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей…»

                                               АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Меня хвалят, если…
  2. Мне дарят подарки, если…
  3. Мне дарят деньги, если…
  4. Мне разрешают…, если…

Работа  с  родителями.

Уважаемые родители!

К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Классный руководитель ____________________

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

- Да

- Не очень

- Плохо

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

- Круглые сутки

- 5-6 часов в сутки

- 1-2 часа в сутки

3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

- Всегда

- Иногда

- Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?

- Радуетесь вместе с ним его успехам

- Стараетесь совместно организовывать досуг

- Просто хвалите

- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним

- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете

- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.

- Наказываете трудом

- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями

- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.

«Поощрение и наказание детей в семье»

- Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?

- Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

- Как реагирует ребенок на наказание?

- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего   ребенка?

- Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?

- Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?

- Как долго помнит ваш ребенок наказание?

- Какие меры наказания в вашей семье исключены?


 Как поощрять ребенка в семье.                                Памятка 1

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: Грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

“Важно помнить”:                                                                         Памятка 2

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. 

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат. В.Кротов

Слайд 3

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими .

Слайд 4

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание , основанное на страхе перед болью. Как считают психологи, физические наказания способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим . Когда слово не бьёт, то и палка не поможет. (Сократ)

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ МЕТОДА НАКАЗАНИЯ Наказание должно быть строго объективным Сочетать наказание с убеждением. Отсутствие поспешности в применении наказания. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов Наказание должно быть строго индивидуализировано. Не злоупотреблять наказанием.

Слайд 6

ВАЖНО ПОМНИТЬ Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому , ни психическому. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай. За один проступок – одно наказание . Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

Слайд 7

Недопустимо запоздалое наказание . Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание. Ребенок не должен бояться наказания . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

Слайд 8

Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

Слайд 9

МЕРЫ НАКАЗАНИЯ Наложение дополнительных обязанностей Лишение или ограничение прав, удовольствия. Выражение морального порицания, осуждения Замечание, предупреждение

Слайд 10

Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем сделать для них,- это дать им ценный пример. Томас Маколей

Слайд 11

ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ НАКАЗАНИЕ?

Слайд 12

«В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др.), наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации».

Слайд 13

Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.

Слайд 14

зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо; ты у меня самый умный, (красивый и т.д.) как хорошо, что у меня есть ты ты у меня молодец… я тебя очень люблю… спасибо тебе… без тебя я бы не справился…

Слайд 15

Меня хвалят, если _______________. Мне дарят подарки, если _______________. Мне дарят деньги, если _______________. Мне разрешают ______________, если _________.

Слайд 16

за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.) за то, что достигнуто не своими усилиями больше двух раз за одно и то же из жалости из-за желания понравиться. Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв. Пьер Буаст

Слайд 17

Дети никогда не слушались взрослых, но зато всегда исправно им подражали. Джеймс Болдуин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Обсуждаются с родителями  виды наказаний и поощрений в семье.  При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

Родительское собрание. Тема: «Поощрение и наказание»

                                       Родительское собрание....

родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание детей в семье"

Родительское собрание  на тему "Поощрение и наказание детей в семье"...

Конспект родительского собрания по теме "Родительская любовь. Поощрение и наказание".

В конспектер рассматривается вопрос эффективног применения родителями методов воспитания, таких как поощрение и наказание....