родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание детей в семье"
материал (4 класс) на тему

Родительское собрание  на тему "Поощрение и наказание детей в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_roditelskogo_sobraniya_nakazanie_i_pooshchrenie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Поощрение и наказание детей в семье"

               Наказание-это причинение вреда причиняющему                                                                       вред.

Похвала  - педагогический домкрат"

                                                                          В.Кротов

Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье;      формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Форма проведения: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании;

значение наказания и поощрения детей в семье.

Ход собрания.

1.Вступительное слово./слайд1/

Тема нашего сегодняшнего собрания тесно связана с детской агрессией. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы поощрения и наказания./слайд2/

- Как вы считаете, нужны ли в воспитании детей поощрения? Наказания? Почему? (ответы родителей)
- Итак, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами. Скажите, пожалуйста, какие средства - поощрения вы знаете и используете в воспитании? (
ответы родителей)
Учитель подводит итог./
слайд3/
Одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Как можно одобрить ребенка? (ответы родителей)
Похвала способствует воспитанию у ребенка веры в собственные силы. Как можно похвалить ребенка? (ответы родителей)
Доверие - это проявление уважения к детям.
Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу. 

- А как вы относитесь к материальным поощрениям?
- Какими подарками можно поощрять?
- Какие средства наказания можно использовать? (ответы родителей)
Виды наказания:
• замечание;
• лишения удовольствия и развлечений;
• лишение доверия.
-Нужны ли физические наказания?
/слайд4/

Виды наказаний: физическое, наказание и подражание, лишение любви, отказ или отсрочка удовольствий, бранные слова.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью.

Как считают психологи, они способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим. 
Давайте попробуем рассмотреть и  разрешить несколько житейских ситуаций:
/слайд 5/
Ситуация 1. Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл, весь день проиграл. Ваша реакция.
Ситуация 2. Сын очень грубо обращался с товарищем, обзывался. Отец, проходя мимо, не обратил внимания. Почему он так поступил?
Ситуация 3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.
- Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
- Молодец.
- Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила.
- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай. Света бросается к матери.
— Мам! А у меня сегодня пятерка!
Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не
прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.
Ситуация 4  Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов.
Комната. Мать и отец сидят у телевизора.
Мать: Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.
Отец: Сейчас придет.
Мать: Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну, куда он пропал. Надо позвонить Жене. - Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?
Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.
/слайд 6/

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания, равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей. Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Хорошие родители не спешат незамедлительно отвечать наказанием на детскую ошибку. Гораздо важнее будет внимательно рассмотреть конкретную ситуацию, в которой был совершен проступок, понять истинные причины поведения ребенка.

В тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.

А пока говорят дети...

Вот мнения учащихся о тех поощрениях и наказаниях , которые они получают от родителей./слайд7/

     Меня хвалят, если                          .

     Мне дарят подарки, если                       .

     Мне дарят деньги, если                     .

     Мне разрешают                  ,если                     ./слайд 8/

"Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко"

"Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник".

"Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не  разговаривают".

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

/слайд 9/

Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией.  Что же делаем мы?

/Сюжетная игра. Провожу и с детьми, и с родителями./ Я  прошу выйти ко мне одного из родителей. Мы  часто говорим  своему ребенку:

“Не бегай, не прыгай, не упади…” (Мы связываем ему ноги)

 (вызванному родителю ленточкой связывают ноги).

Не трогай то, не трогай это… (Мы связываем ему руки).

Не слушай, это не для твоих ушей… (Завяжем ему уши).

Не кричи, не разговаривай громко… (Завяжем ему рот).

Не смотри этот фильм… (Завяжем ему глаза).

Давайте спросим нашего “ребенка”, как он себя сейчас чувствует?

С языка некоторых родителей не сходят слова: "Я что сказал?", «Делай, что тебе говорят» и т.д. Это не просто слова. Это-метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость; убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Мы с самого рождения начинаем давать ему установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру (брата, подругу)…

Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много.                                                                                                  А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?/слайд 10/

1. То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих. Не бегай с ножом.
2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей.
 Не царапай стол.
3. То, что противоречит нравственным нормам.
Не читай чужие письма.

Большое количество необоснованных запретов ведет к тому, что дети воспринимают нас, как надзирателей. Для понимания родителями этой проблемы я хочу провести с вами еще одну игру: «Кто – какой»

У меня записано  два  слова, / слайд 11/ назовите ваши ассоциации на эти слова:

 Такое же задание выполняли и дети. /слайд 12/

При слове “дети” они назвали “игрушки, смех, школа, шалости”, т.е. здесь ассоциации почти совпадают /слайд 13/

А вот какие ассоциации возникают у детей на слово “взрослые”– ругаются, кричат, работают, заботятся, пьют, дерутся, не пускают на улицу, воспитывают.  /слайд14/                                               

 Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься?

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

     Итак, давайте сделаем вывод.  Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как желательно относиться к ребёнку:/слайд 15/
1. Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
2. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
3. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
4. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
5. Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
6. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.
7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
/слайд 16/

Не употребляйте :  я тысячу раз говорил тебе…
- сколько раз надо повторять...
- о чем ты только думаешь…
- неужели трудно запомнить…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему Лена (Катя, и т.д.) такая, а ты – нет…

Употребляйте чаще:  ты у меня самый умный, (красивый и т.д.)
- как хорошо, что у меня есть ты
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…
Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.

И в заключении, я хочу задать вам  несколько вопросов о детях.

Встанет утром он с постели: «Вы куда ботинки дели? Где рубашка? Где носок?» Есть у вас такой сынок?

Сам кровать он застелил, пол подмел, цветы полил, маме стол накрыть помог. Есть у вас такой сынок?/слайд 17/

  • Помните!

        Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

 Подведение итогов.

Индивидуальное собеседования с отдельными родителями по их запросам.

Список литературы: 

  1. ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.
  2. Захаров А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.
  3. Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.
  4. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. –
  5. Родительское собрание по теме "Стили семейного воспитания" Дудина Лариса Алексеевна, педагог-психолог
  6. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ПЕДАГОГИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
  7. Доклад« Поощрение и наказание детей в семье» БРУСЯНИНА Е.Ю.- воспитатель РГОУ Чувашской Республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

презентация к родительскому собранию на тему:"Поощрение и наказание детей в семье"

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.« Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравитсятвоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном.Наказ...

Родительское собрание на тему: « Поощрение и наказание детей в семье»

Родительское собрание на тему:« Поощрение и наказаниедетей в семье»...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание детей в семье"

Информационно-практическая беседа с целью достичь единства требований школы и семьи к детям, популизировать положительный опыт воспитания в семье....

Родительское собрание в 3 классе на тему "Поощрение и наказание детей в семье"

Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат. В. Кротов ...

Родительское собрание по теме: «Поощрение и наказание детей в семье»

Презентация материала к родительскому собранию по теме: «Поощрение и наказание детей в семье»...