Родительское собрание в 3 классе на тему "Поощрение и наказание детей в семье"
методическая разработка (3 класс) на тему

Михайлишина Светлана Анатольевна
Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат. В. Кротов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Родительское собрание в 3 классе

на тему

«Поощрение и наказание детей в семье»

Составила:

учитель нач. кл.

С. А. Гладкова

пгт. Игрим

2016 г.

Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала - педагогический домкрат.

В. Кротов

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

Форма проведения: обмен мнениями. Подготовительный этап:

  1. Приглашение родителей.
  2. Приглашение психолога.
  3. Подготовка анкет для родителей по проблеме собрания (Приложение 2).
  4. Подготовка педагогических ситуаций (Приложение 1).
  5. Подготовка плакатов (Приложение 3).
  6. Проведение с детьми методики «Радости и огорчения» (Приложение 5).
  7. Сочинение учащихся «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей...»

План:

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Классный руководитель знакомит родителей с результатами проведённой методики «Радости и огорчения детей». Зачитывает отрывки из сочинений «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей...»
  3. Анализ педагогических ситуаций, обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.
  4. Анализ анкет о наказании и поощрении.
  5. Выступление психолога с советами «Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид?»
  6. Вывод по проблеме собрания.
  7. Минутка благодарности.
  8. Рефлексия собрания.

Ход собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя:

Чтение стихотворения «Родительское собрание на лесной полянке» О.В. Гребневой.

Как-то осенью по лесу прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошёл, кто полетел на тревожный этот зов.

  • Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?

        Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?

  • Ой, не говори, Енот, он и дома сущй чёрт.
  • Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
  • Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.
  • А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?

       Может, он Совы терпенье. Испытал «прекрасным» пеньем?

  • Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.

        Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

  • Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?

        Зашумела тут толпа:

  • Что за глупости, Сова!

   Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.

  • про медведей говорят: он на ухо глуховат.

Я за шалости сыночка «приласкаю» лишь пруточком.

Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку.

Важно с пафосом изрёк:

  • Я же против порки!

Я косых своих детей лапою не трону,

По дороге каждый день им внушаю строго:

Не ходите «на ушах», не грызите двери,

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.

Протрещала тут Сорока:

  • Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу - я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа, кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова донести до них слова:

  • Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности папы.

Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.

  • Как не бить! - сказал Енот.
  • Да, да, да! - тут вторил Крот.
  • Ну, а мне, - всплакнула Белка, -

      Делать что с моей пострелкой?

Как накрасится румяной, подведёт себе глаза,

И порхает на поляне, где танцует до утра.

Тут родительские страсти накалились до красна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

... Нерешённая проблема о битье и небитье

Стать должна несовременной, если мир царит в семье.

Уважаемые мамы, папы и бабушки! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешанным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания и поощрения.

Прежде, чем мы перейдём к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.

(Родители высказывают своё мнение по высказываниям, написанным на доске).

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

  1. (Классный руководитель знакомит родителей с результатами проведённой методики «Радости и огорчения детей». Зачитывает отрывки из сочинений «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей...»)
  2. Анализ педагогических ситуаций, обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.

Наказание - это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недейственными. Конечно, наказание наказанию рознь.

(Обсуждение педагогических ситуаций о наказании детей.)

В некоторых ситуациях, как ни жаль приходится. Но чем реже вы это будете делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребёнок не оказывался слишком часто в положении провинившегося, надо предъявлять ему требования, для него посильные. Не требуйте от ребёнка, чтобы он долго занимался одним и тем же делом, а тем более спокойно сидел или стоял. Чем меньше «нельзя», окриков, одёргиваний без нужды, тем послушнее дети.

Но если ребёнок действительно провинился, как его наказать? Белинский говорил: надо так воспитывать ребёнка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него тяжёлым наказанием. Будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия.

Допустим, однако, что одного взгляда мало. Вы можете сказать: «Ты нехорошо сделал, мне неприятно, не хочется с тобой разговаривать!» - и некоторое время не говорить с ребёнком. За порванную книжку, нарочно разбитую чашку иногда на несколько дней лишают его книг или взамен разбитой чашки дают менее красивую кружку. Можно отменить также какое - то предполагавшееся развлечение.

Но никогда не следует применять наказания, причиняющему ущерб здоровью, например, лишать ребёнка прогулки. Тем более недопустимы физические наказания, даже если это безобидный, с вашей точки зрения, шлепок, подзатыльник.

Родителям следует считать себя ответственными за воспитание дисциплинированности у своего ребёнка. Если он чувствует искренность в требованиях родителей, то скорее понимает разумность их просьбы. Некоторые мамы и папы теряются, не знают, как поступить, чтобы заставить ребёнка вести себя хорошо. Обычно такие родители начинают угрожать, кричать на него, даже давать подзатыльники. Не убедив ребёнка в его вине, эти мамы и папы своими словами и действиями в какой-то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Наказание для большинства детей не является причиной, удерживающей ребёнка от плохого поведения. Даже в тех случаях, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, то и тогда оно не приносит желаемой пользы.

(Обсуждение педагогических ситуаций о поощрении детей.).

Хорошо, если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Если ваш ребёнок обычно ест неаккуратно, а сегодня очень старается, похвалите его, скажите:

  • Молодец! Умница!

Хвалить, так же, как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте за то, что ребёнок действительно сделал с усилием, для чего трудился.

  • Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, пойти в лес).

Всё это хорошая форма поощрения. Но всякий раз обдумайте ваше обещание и давайте его только в том случае, если действительно сможете выполнить его.

Очень хотелось бы исключить из семейного обихода самый распространённый метод поощрения - конфеткой, шоколадкой. Дети любят вкусно поесть, и надо стараться кормить их разнообразно, не отказывая и в лакомствах. Но создавать из еды культ, воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Да и слишком много сладкого в рационе ребёнка вредно. Конечно, купить конфетку проще, чем заняться с ребёнком. Проще, но далеко не лучше!

И ещё одно правило - поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай то-то, а за это получишь то-то». Ребёнок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует (и не должна следовать!) награда, и не надо приучать ребёнка всегда ожидать её.

  1. Анализ анкет о наказании и поощрении.
  2. Выступление психолога с советами «Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид?»
  3. Вывод по проблеме собрания.

В процессе воспитания ребёнка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, на мой взгляд, весьма несущественные детали. Главное - это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребёнок, окружённый разумной родительской любовью, растёт чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.

(Обращение родителей к высказываниям па плакатах).

  1. Минутка благодарности.

Отметить каждого родителя, найдя индивидуальную «изюминку» в его системе воспитания.

8. Рефлексия собрания.

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Используемая литература

  1. Варюхина С.И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.
  2. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2000.
  3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М., 2001.
  4. Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.
  5. Райнпрехт X. Воспитание без огорчений. М., 2000.

Приложение 1

Педагогические ситуации по проблеме собрания.

Ситуации о поощрении детей.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»

Ситуация 2.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Ситуации о наказании детей.

Ситуация 1.

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».

Ситуация 2.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 3.

В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок - ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Приложение 2

Анкета для родителей о поощрении и наказании.

  • Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
  • Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?
  • Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на

поведение вашего ребёнка?

  • Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку

после того, как наказали его?

  • Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей

семье считаете наказанием?

  • Принимаете ли вы совместное решение по поводу

наказания своего ребёнка или делаете в

одиночку?

  • Как долго помнит ваш ребёнок наказание?
  • Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Оформление плакатов

Взыскивать с детей за проступки, которые они не совершали, или хотя бы строго наказать их за мелкие провинности - значит лишиться всякого их доверия и  уважения.

Из всех вообще безнравственных отношений отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное.

Приложение 3

Побои и брань подобны к опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать.

Лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой.

Когда ребёнок лжёт, то один презрительный взгляд – уже  достаточное и самое целесообразное наказание.

Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного, - и вы дойдёте до идеала нравственного воспитания.

Приложение 4

Памятка

 

«Как поощрять ребёнка в семье»

 

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку, и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка.
  • Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
  • Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
  • Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.
  • Помните! Ваше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
  • Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Приложение 5

Проведение с детьми методики

«Радости и  огорчения».

Цель:

• Выяснить ценностные ориентиры ребёнка.

Предлагается продолжить предложение:

  • Больше всего я радуюсь, когда...
  • Больше всего я огорчаюсь, когда...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

Родительское собрание в начальной школе "Воспитание ответственности у детей в семье"

Родительский лекторий направленный навоспитание ответственности у детей...

Родительское собрание (2 класс) "Психологические и физиологические особенности детей 8-9 лет"

В презентации содержится возможная тема для проведения родительского собрания во 2 классе...

Родительское собрание в начальной школе "Поощрения и наказания детей в семье"

Родительское собрание в начальной  школе. (3 класс) Тема : "Поощрения и наказания детей в семье"...