Ребенок и домашние обязанности. Когда и с чего начинать прививать любовь к порядку и труду.(Развивающее занятие по психологии для 1-2 кл.)
план-конспект занятия (1 класс)

Когда начинать прививать любовь к порядку и труду. С чего начинать,как проводить работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающее занятие по психологии

для обучающихся 1-ых и 2-ых классов

Данное занятие разработано по запросу учителей начальной школы Паниной Е.В. (педагогом-психологом РСПЦ в МБОУ Школе №12 г.о. Самара), оно может проводится в очном или в онлайн режиме.  Мы уверены, что занятие позволит родителям и их детям провести время с пользой и интересом. А подобранная информация с помощью интернета поможет родителям не просто бороться с детской ленью, а подскажет им, как правильно приучить своих детей к труду.

В своей работе мы намеренно используем советские мультфильмы, т.к. они несут доброе и светлое. Они наполнены глубоким смыслом. В них всегда предельно ясно, что хорошо, а что плохо. Советские мультфильмы являются настоящими учителями оптимизма и толерантности. Учат детей решать различные жизненные задачи. В доступной форме объясняют многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют их познавательные и эмоциональные потребности. Помогают развить фантазию и речь, логические способности, внимание, воображение. И не только.

Цель данного занятия: научить детей не лениться, выбрать посильную и  интересную домашнюю обязанность.

Задачи для детей: 1). Показать детям, как можно бороться с ленью. 2). Формировать интерес к выполнению домашних обязанностей.

Задачи для родителей: 1). Рассказать родителям, что должен уметь ребенок в возрасте 7-8 лет. 2). Рассказать, когда и с чего начинать прививать любовь к порядку. Как правильно приучить своих детей к труду.

Сегодня мы приглашаем Вас (ребят и родителей) посмотреть поучительный советский мультфильм «Дудочка и кувшинчик», который был снят в 1950г. по одноименной сказке (1940) Валентина Катаева.

C:\Users\ва\Downloads\2020-05-09-20-37-11.jpg Сказка о девочке, которая пошла со своими друзьями собирать землянику.

Жанр: мультфильм, короткометражка.

Страна: СССР.

Режиссер: Виктор Громов.                        

Музыка: Антонио Эммануилович Спадавеккиа.

Длительность: 10:00 мин.

2). Вопросы для обсуждения мультфильтфильма:
- Кто автор сказки «Дудочка и кувшинчик»?
- Какую ягоду отправились собирать друзья? Сколько их было?

- Перечисли главных героев этой сказки. Дай каждому герою характеристику.
- Кого девочка встретила на поляне?
- На что поменяла девочка свой кувшин?

-  С какой трудностью ей пришлось столкнуться после этого?
- Как девочке удалось собрать целый кувшин земляники?
- Как она изменилась в конце сказки? Какой она стала? Чему научилась?


Главный вопрос: чему учит эта сказка?

3). Помочь детям сделать правильный вывод, например: любое дело можно сделать хорошо и быстро, если не лениться.

4). Отвечаем на вопрос : какая пословица больше подходит к этой истории?:

- «Кто не работает, тот не ест»;

- «Дело мастера боится»;

- «Труд кормит, лень портит»;

- «Кончил дело – гуляй смело»;

- «Глаза боятся, а руки делают»;

А какие пословицы и поговорки, которые могут подойти к этой сказки, знаешь ты?

5). ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Поговорить  с ребенком о том, как он может помогать по дому. Придумайте ему интересное и посильное занятие.

6). Нарисуй рисунок. Или слепи из пластилина, тех героев мультфильма, которые тебе понравились больше всего.

7). Раскрась картинки.  Задание выполняется по желанию! (перед выполнением картинки  необходимо распечатать, предварительно увеличив до формата А4).

C:\Users\ва\Downloads\2020-05-09-11-31-21.jpg 

C:\Users\ва\Downloads\2020-05-09-15-02-04 (1).jpg


Уважаемые родители, обязательно посмотрите этот мультфильм вместе со своими детьми. Всем крепкого здоровья, хорошего  настроения и приятного просмотра.

Если данное развивающее занятие проводится в онлайн режиме, то фотографию поделки из пластилина или рисунок ребенка родители могут прислать на электронную почту психолога (или учителя), а также на его Viber, WhatsApp.

Полезная информация для родителей

РЕБЕНОК И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ: КОГДА И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К ПОРЯДКУ

Содержание:

С первых дней в школе у детей появляется много разных занятий и дел, учебная нагрузка увеличивается по нарастающей, поглощая все больше и больше времени. Большинство родителей делая акцент на раннем развитии, стараются отдать своих детей после уроков в школе на разнообразные кружки, развивающие занятия, спортивные секции и т.д. При этом, они стараются снять с ребенка домашние обязанности в семье, думая, что все внимание ребенка необходимо уделять только учебе и дополнительному образованию и развитию. Правильно ли это? Конечно, это не правильно! Всем родителям, бабушкам и дедушкам не следует забывать о гармоничном развитии своих детей и внуков, которые должны осваивать  и другие навыки, не менее важные и нужные в повседневной жизни.

ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ. ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?

Домашние обязанности ребенка – один из важных пунктов воспитательного процесса.

Семейные обязанности детей важны по следующим причинам:

1). Чувство принадлежности к семье: выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

2). Забота о будущем: дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

3). Организованность: ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

4). Умственное развитие: для выполнения некоторых обязанностей дети используют логическое и образное мышление, память, фантазию. То есть идет развитие интеллектуальных способностей малыша.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПО ДОМУ?

Разумеется, ребенок не может выполнять ту же работу по хозяйству, что взрослый человек. Нужно давать ему задания по силам.

1). Поручив ребенку даже небольшое задание (например, мытье посуды или подметание пола), родители освободят время для себя, для своего отдыха.

2). Когда сын или дочь помогают вам по дому, они учатся работать в команде. Этот навык очень важен для будущего любого человека. В школе, в университете, на работе всегда придется вливаться в новый коллектив и учиться работать с другими людьми. Будет здорово, если это обучение начнётся в детстве вместе с семьёй, когда при приготовлении ужина происходит распределение обязанностей. Дочь моет овощи, мама режет салат, папа жарит мясо.

3). Обязанности по дому формируют у ребенка также такие качества, как честность и пунктуальность. Во-первых, мы ждём от малыша, чтобы он всё сделал правильно, без хитростей. А во-вторых, мы ставим ему точные сроки выполнения действий, в которые он должен попасть. Например, убрать свою комнату до ужина.

4). Есть мнение, что человек не поймёт, как обстоят те или иные дела, пока не попробует их на собственной шкуре. Так же и дети остаются в неведении, сколько сил потрачено на ужин и чистую квартиру, пока сами не испытают это на себе. Узнав, как непросто поддерживать домашнее хозяйство, дети начнут больше уважать родителей за их труд.

КАК МОЖНО ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОМОГАТЬ ПО ДОМУ?

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет. Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

!! Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

ПЕРВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА

Ожидать большой помощи от маленького ребенка не приходится. Да, не всегда что-то получается с первого раза, а тем более быстро, но не нужно раздражаться и делать все за него, поскольку даже такие, казалось бы, незначительные обязанности способствуют умственному развитию ребенка, его социализации.

С появлением у ребенка личного пространства в доме, будь то игровая зона или собственная комната, необходимо приучать и к поддержанию порядка. Так, для игрушек можно приобрести удобный пластиковый контейнер на колесиках с крышкой или специальные яркие мешки, в которые можно сложить разбросанные игрушки, и комната быстро приобретет аккуратный вид. Собирать большие конструкторы удобно на специальных ковриках, затягивающихся по краю шнурком – в таком случае и мелкие детали не потеряются, и убрать активную стройку можно за считанные секунды. Главное, не забывать регулярно напоминать ребенку, что именно на нем лежит обязанность прятать игрушки после игры и этим он помогает родителям.

ЗАБОТЫ И ХЛОПОТЫ: ЧТО МОЖНО ПОРУЧИТЬ РЕБЕНКУ

Приучая ребенка к самостоятельности, уже с 7-8-ми лет можно и нужно доверять ему не только собирать свой школьный портфель и игрушки, а давать небольшие поручения, подчеркивая ответственность за их выполнение. Такие обязанности должны быть на регулярной основе и могут включать в себя:

  • уборку в своей комнате – не просто спрятать игрушки в ящик, но и вытереть пыль, вынести пакет с мусором, полить цветы, застелить постель;
  • уход за домашними животными – не забывать налить чистую воду или насыпать корм;
  • следить за своей одеждой – не разбрасывать ее, чистую аккуратно складывать на полку, а грязную относить в корзину;
  • помыть посуду.

Такие задания не отнимут много сил и времени, но окажутся полезными во взрослой и самостоятельной жизни.

КОГДА В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ ДВОЕ И БОЛЬШЕ

Если в семье несколько детей, то стоит помнить о такой вещи как разделение домашних обязанностей среди всех ее членов.

Надо, чтобы дети взаимодействовали, помогали друг другу. А еще, старший ребенок иногда может присматривать за своим младшим братом или сестренкой. Ситуации, в которых ребенок отыгрывает разные социальные, семейные роли, способствуют его всестороннему развитию. К тому же это для родителей старший всегда остается ребенком, а для младших брат или сестра воспринимаются взрослыми, со своим авторитетом. Близкое общение и совместно проводимое время сближает детей, делает отношения между ними более доверительными, теплыми.

КАК ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ

Распределение домашних обязанностей очень важно. Соберите свою семью на совет и спросите, кто чем бы хотел заниматься по дому. Ответы «Ничем!», «Ты сама прекрасно со всем справишься» не принимаются. Например, кто первый пришел с работы, тот и готовит ужин (или начинает это делать), посуду моет тот, кто не готовил (завтрак, обед, ужин), гладит белье тот, у кого это лучше получается.

Уборкой по дому тоже могут заниматься все – кто-то вытирает пыль, кто-то моет полы, кто-то пылесосит. Обязательно надо привлекать своих детей к небольшим делам. Если кто-то из супругов сильно устает на работе, пусть возьмет на себя обязанности легких домашних дел – погулять с собакой, выкинуть мусор, забрать ребенка из школы, проверить уроки. Можно составить список обязанностей. Вы удивитесь, но на то, что один человек тратит целый день, двое и трое сделают легко и быстро за пару часов.

Не стоит рассчитывать на то, что ребенок быстро овладеет всеми навыками по ведению домашнего хозяйства и станет незаменимым помощником. Но если постепенно приучать детей к поддержанию в доме чистоты и порядка, к аккуратности и самостоятельности, то результат не заставит себя долго ждать. Не нужно ограждать ребенка от работы и забирать у него из рук тряпку или недомытую тарелку, ворча, что лучше бы шел почитал или подготовился к урокам – лучше похвалить и подсказать, как сделать правильно.

Интернет ресурсы:

1). https://www.youtube.com/watch?v=Nejsvji8fQE

2)https://www.google.com/search?q=дудочка+и+кувшинчик+раскраска&rlz=1C1SKPL_enRU444RU444&oq=девочкаи+кувшинчик+раскраска+для+детей&aqs=chrome.1.69i57j0l4.21499j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8&shem=ssmd

3). https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/rebenok-i-domashnie-obyazannosti-kogda-i-s-chego-nachinat-privivat-lyubov-k-poryadku/

08.11.2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»

Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс....

Внеклассное занятие "С чего начинается Родина"

Внеклассное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "С чего начинается Родина" дети знакомятся с понятиями "малая родина", "Отчизна"...

конспект занятия по краеведению в средней группе "С чего начинается Родина?"

Знакомство с историей родного города. Совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями  родовых деревьев. Конкурс рисунков «Мой город», «Моя улица»....

Интерактивное занятие для дошкольников в рамках социального проекта «С чего начинается Родина?»

Интерактивное занятие для дошкольниковв рамках социального проекта «С чего начинается Родина?»...

С чего начинается воспитание ребенка?

Иатериал для родительского собрания....

Учебно - методическое пособие "Когда и с чего начинается экологическое образование"

Данное пособие адресовано учителям начальных классов общеобразовательных школ, а также воспитателям детских садов, руководителям кружков, студентам педвузов и родителям. Рассматриваются дидактические ...

Дидактический материал по теме "С чего начинается Родина?" для уроков развития речи и индивидуальных занятий по РСВ

Представленный материал по теме "С чего начинается Родина?" направлен на достижение следующих образовательных задач:формирование, уточнение, обогащение, активизация словарного запаса;знакомс...