Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»
методическая разработка (2 класс) по теме

Тимохова Елена Владимировна

Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание»

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание у обучающихся уважения к родной стране, толерантности.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями: Родина, отчизна, мать – земля;
  2. дать представления о природе родного края, о тех людях, которые живут в нашей стране;
  3. рассказать о столице нашей Родины – Москве.

Вступление:  звучит видеофрагмент с песней «С чего начинается Родина?».

1-й ученик:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Ведущий:

- Ребята, вы догадались, о чём будет сегодняшний наш разговор?

(ответы детей)

- Что же такое: «Родина»? (ответы детей)

- Как называется наша страна, наша Родина?  (ответы детей)

Россию мы называем своей Родиной потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.

- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель)

- Да, мы ещё говорим «Отечество», матушка Россия, потому что испокон веков на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, тут будут жить и ваши дети.

- Почему мы нашу Родину называем «матушкой»? (Она заботится о нас, как родная мать, кормит нас своим хлебом, поит родниковой водой, дарит красоту лугов и полей).

(Звучит видеофрагмент  песни «Родина» обраб. И.Шишова, сл.Ф. Савинова; в видеофрагменте используются картины природы русских художников).

Ведущий:

- Красив наш край, бескрайни его просторы, многочисленны его народы, богаты его недра, и нет уголка, где бы ни восхищались красотами нашей земли, ни воспевали её в песнях и стихах.

2-й ученик:

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
 
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий:

- Мы называем нашу страну великой не только потому, что территория её огромна, но ещё и потому, что Россия является родиной для многих национальностей и народностей. Они живут во всех уголках нашего многонационального государства.

Украинская поэтесса Наталья Львовна Забила когда-то написала прекрасное стихотворение, в котором есть такие замечательные строки:  

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

- Ребята, как вы думаете, какую главную мысль поэтесса выразила  этих строчках? (ответы детей)

        - Правильно ребята, Наталья Львовна сказала нам о том, что Родина у нас одна, и все мы – её дети.  Дружба народов России – это очень древняя и самая добрая традиция нашего многонационального народа.

(открывается на слайде карта России, где прикреплены фигурки людей в национальных костюмах).

Ведущий:

- Если мы начнём путешествовать по нашей Родине, то мы встретим разных, не похожих друг на друга людей и услышим разную, иногда непонятную для нас речь. Это потому, что каждый из этих народов, кроме русского, говорит ещё и на своём родном языке. У них свои традиции и обычаи, праздники, песни и танцы, но если прислушаться и приглядеться, то татарский танец, южная лезгинка и русский перепляс очень похожи друг на друга своим задором и удалью, пластикой и даже музыкой. Потому что, проживая рядом в дружбе и согласии, мы тесно общаемся, празднуем вместе праздники, ходим друг к другу в гости, дети играют в одни игры.

(видеофрагмент « Попурри из национальных танцев»)

(проводится 2 любых национальных игры, которые подготовили 2 ученика)

Ведущий:

- Много городов, сёл и деревень стоят на нашей российской земле, но есть город, который дорог каждому человеку, живущему в нашей стране. Это столица нашей Родины - …….(дети: Москва)

(открывается презентация «Москва»)

3-й ученик:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!

4-й ученик:
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Москва (отрывок)
Ф. Глинка

Ведущий:

- У нашей столицы великая и славная история.

Основал её Юрий Долгорукий, он обнёс Москву рвом и деревянной стеной.  А князь Дмитрий Донской выстроил в Москве Кремль из белого камня, после чего её стали называть Белокаменной.

Царь Иван III перестроил Кремль: он использовал для этого красный кирпич. В таком виде Кремль стоит и до сих пор. А примыкает к Кремлю Красная площадь. Это главная площадь страны. Здесь проходят парады и праздники.

Москву часто называют Златоглавой, потому что в ней много церквей и соборов, увенчанных золотыми куполами.

Москва с давних пор была гостеприимным городом, об этом нам говорят и народные пословицы.

(дети с места по одному читают пословицы со слайдов)

  1. В Москву поехать – хлеба-соли покушать, красного звона матушки Москвы послушать.
  2. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  3. Все дороги в Москву ведут.
  4. Москва не стразу строилась.
  5. Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Ведущий:

- Много испытаний и войн перенёс этот героический город, но выстоял и стал ещё краше прежнего. Многие поэты, композиторы, художники посвятили нашей столице свои произведения.

(видеофрагмент о Москве под песню Газманова «Москва, звонят колокола…»)

(появляется картинка берёзки)

5-й ученик:

Белоствольная берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

Ведущий:

- Мы часто называем берёзку символом России, потому что она так напоминает русских красавиц, такая же красивая и стройная. Веточки похожи на косы девушек, а белый ствол, словно праздничный сарафан.

С давних времён берёзку считали магическим деревом. Дух берёзовый отгонял нечистую силу, веники берёзовые выгоняли из человека хворь, а сок берёзовый придавал силу, поэтому к берёзе относились с почтением и не ломали зря её веточки. А весенней порой, во время зелёных Святок, приходили девушки к берёзке и украшали свою зелёную подружку лентами, венками, переплетали ветки берёзы и гадали на судьбу, бросая берёзовые венки в воду, водили хороводы и пели песни о белой берёзке.

(Инсценировка: дети под музыку двигаются, исполняя песню «Во поле берёзка стояла»

Ведущий:

- Нам выпало счастье родиться в великой стране, имя которой – Россия. Мы любим свою страну, мы гордимся ею, и когда вы вырастете и найдёте свой путь, пусть и Россия гордится вами.

6-й ученик:

Ах, Россия, родная Россия!

        В твоём имени нежность берёз,

        И народная мудрость, и сила,

        В сверкании утренних рос.

В твоих песнях – разливы гармони,

В плясках – удаль и русская стать.

Я такой красоты не припомню,

Где б ещё мне такую сыскать.

Я хочу пожелать тебе счастья

Мирной жизни, покоя, тепла,

Чтоб тебя не коснулось ненастье,

Чтоб судьба твоя светлой была.      И. Поллак

Исполняется песня «У моей России длинные косички».

Ведущий:

- Вернёмся к началу нашего разговора. Так с чего же начинается Родина?  (ответы детей)

7-й ученик:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница,

И ромашковый бугор.

А другим, наверное, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по краеведению в средней группе "С чего начинается Родина?"

Знакомство с историей родного города. Совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями  родовых деревьев. Конкурс рисунков «Мой город», «Моя улица»....

Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина". Презентация.

Тема внеклассного занятия: “ С чего начинается Родина”Цель : воспитание гражданина и патриота своей РодиныЗадачи:·        сформировать знания о государственных симво...

Внеурочное занятие в 1 классе по теме "С чего начинается Родина? (государственные и народные символы России)

на занятии организуется работа в группах. Учащиеся знакомяися с народнями символами России и своей малой Родины - Кубани, а также сами изготавливают эти символы....

Программа МОАУСОШ №4 по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.        В последнее время все чаще приходиться сталкиваться с проблемой  «Чему воспитывать?». Все мы знаем, что должны воспиты...

Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с реб...

Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина" для начальной школы

Данная программа является интегрированной, междисциплинарной, реализуется во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класса  для детей младшего школьного возраст...