Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок «Развивайка»
рабочая программа (2 класс)

Цыжипова Юлия Булатовна

 Кружок «Развивайка». В этом кружке занимаются дети, испытывающие трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического (психологического), речевого развития. Данная коррекционная программа «Развивайка» направлена на развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, профилактику и психокоррекцию тревожности, замкнутости, что особенно характерно детям с речевыми нарушениями. Работая по данной программе, выявляется позитивная динамика, в сравнении с началом учебного года, в психо-эмоциональном развитии детей, формировании коммуникативных навыков, творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов»

г. Улан-Удэ

 

  

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

кружок «Развивайка»

 2 класс

Составитель: Цыжипова Юлия Булатовна,

учитель начальных классов.

 

 

                                                       г. Улан-Удэ  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

За последнее время в МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов» увеличилось количество   детей младшего школьного возраста с ОВЗ, у  которых возникают  трудности адаптации в начальной школе. Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей с ОВЗ, приходящих в школу. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно “перестроиться” тем детям с ОВЗ, которые  эмоционально еще не готовы к роли школьника - для них период адаптации к школе может быть травмирующим и долгим (до 2 лет).

 В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование  внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к самоанализу, к осознанию своего «я» и оцениванию других. Поэтому именно на этом этапе  развития ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.  Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом, дефектологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Устойчивые изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, «я-концепции». Дети с искажением «я-концепции» имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как невозможность соответствовать требованиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.

Цель  программы:

Повышение психологических возможностей ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ к успешной адаптации в условиях начальной школы за счет совершенствования его индивидуального развития.

Основные задачи программы:

  • развитие у детей коммуникативных способностей, необходимых для успешной адаптации к обучению в начальной школе;
  • развитие познавательных процессов (эмоциональной и зрительной памяти, произвольного внимания, сосредоточения); 
  • формирование у детей положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека;

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов.

Количество часов

Реализация программы -  34  часа, занятия проводятся 1 раз в неделю; продолжительность каждого занятия – от 30  до  40  мин. с обязательными  перерывами. Продолжительность занятий зависит от особенностей практической части занятия.

Возрастная группа обучающихся

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – учащиеся 2 класса.

Формы и методы работы

Формы и методы работы

Методическое обеспечение программы

Формы оценки результативности

Материальное обеспечение программы

- Беседа (вводная, аналитическая, итоговая);
- объяснение, инструктаж;
- демонстрация, наблюдение;
- коммуникативный тренинг (подборка упражнений);
- моделирование коммуникативных ситуаций;
- арт-терапия,, музыко-терапия, игровая психотерапия, цвето-терапия, графические задания; - игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).

Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения»,

«Веселый поезд». Мягкий кубик «Мир эмоций» (с вкладышами).
Тематические наборы фигурок людей по темам «Профессии», «Семья», «Друзья» , «Эмоции».

Тематические карточки на разл. темы («Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Зимние забавы», «Новый год» и тд.
Запись музыкальных произведений русских и зарубежных классиков: И.С. Бах, Ф. Шопен, П.И. Чайковский, С. Прокофьев.

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий.
Обратная связь, рефлексия.
Анкетирование и собеседование с родителями детей.

Ноутбук, проектор.
Мячик, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, краски, гуашь, картон, пластилин, бумага для рисования, ведерко, игрушечный телефон, распечатки рабочих тетрадей.

Планируемые  результаты.

Предполагается, что результаты прохождения детьми с ОВЗ указанной программы отразятся на двух уровнях психической реальности:

во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с «Я-концепцией», мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении.

во-вторых – в реальном улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии положительной оценки в решении психологических проблем детей:

- наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных способностей и повышении содержательности познавательной деятельности;

- повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

- снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;

Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием методик психологического обследования детей, анкетирования и собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.

Содержание программы.

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Раздел  1      Формирование положительной «я-концепции»

 Тема занятия.

1

Здравствуй, это я!

8  часов

Формирование самоуважения и самопринятия; осознание и переживание уважения и принятия со стороны других; создание условий для формирования уверенного поведения. Профилактика и коррекция завышенной и заниженной самооценки.

2

Здравствуй, это я! Анализ форм

 и создание образа.

3

Моё имя.

4

Моё имя. Узнавание эмоций.

5

Давайте дружить!

6

Давайте дружить! Анализ форм и создание образа.

7

Я - молодец! Зимние забавы. Оригами.

8

Я - молодец! Лепка из пластилина.

Раздел 2  Формирование положительной концепции другого человека.

1

Кто ты? Аппликация «Новогодняя ёлочка».

7 часов

Осознание положительных качеств других; уважение и сопереживание другим; формирование умения говорить о других в положительном ключе; поведение, демонстрирующее уважение к другим.

2

Кто ты? Дед Мороз. Анализ форм и создание образа.

3

Кто настоящий друг? Снеговик, рисование.

4

Кто настоящий друг? Оригами «Собачка».

5

Что чувствуют другие? Анализ форм и создание образа.

6

Чувства людей. Лепка из пластилина.

7

Разговор по телефону. Кукольный театр.

 Раздел 3 Формирование мотивации достижения успеха

1

Моя лесенка успехов. Аппликация крупами.

6 часов

Осознание наличия собственных достижений; осознание необходимости

 приложения усилий для достижения успеха, чувство

 гордости за них; переживание социальной оценки (уважения и принятия) собственных достижений.

2

Моя лесенка успехов. Анализ форм и создание образа.

3

Я всё смогу! Рисование акварельными красками.

4

Я всё смогу! Барельефная лепка на тарелочках.

5

Мои чувства. Конструирование из бумаги.

6

Мои чувства. Лепка из пластилина.

Раздел 4  Формирование эмоциональной сферы. Чувства людей.

1

Я и другие. Оригами.

6 часов

Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание), гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

2

Я и другие. Кукольный театр.

3

Угадай, кто это? Игры во дворе.

4

Угадай,кто? Лепка из пластилина.

5

Мы-добрые! Анализ форм и создание образа.

6

Мы-добрые! Рисование.

Раздел 5 Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки.

1

Как помочь грустному человеку? Аппликация рваной бумагой.

6 часов

Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать.

2

Как помочь сердитому человеку? Анализ форм и создание образа.

3

Что такое дружба? Конструирование из бумаги.

4

Что такое дружба? Лепка из пластилина.

5

Давайте поиграем! Кукольный театр.

 Понимание множественности возможностей поведения в одной и той же ситуации.

6

Давайте поиграем! Рисование «Дерева дружбы».

Раздел 6 Подведение итогов

1

Рефлексия. Подведение итогов.

1 час

Обсуждение и анализ проведенных занятий. Оценка достижений.

Список литературы

  1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа «Я и мы». СПб, 2001.
  2. Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость/ Р.Н. Сиренко, Н.А.Богачкина; худож 2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психо-лога в начальной школе. Москва, 1998.
  3. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении / Пер. Е.В.Романовой. – СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-издательский дом «Тринадцатая нота», 2004 – 208 с. (Серия «Психология для детей»).
  4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Москва, 1991.
  5. Зарослов П.В. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.: с ил. – (Психологи – детям, психологи о детях).

 Тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

I.Формирование положительной «Я-концепции».

8  ч

1

Здравствуй, это я!

1

2

Здравствуй, это я! Анализ форм и создание образа.

1

3

Моё имя.

1

4

Моё имя. Узнавание эмоций.

1

5

Давайте дружить!

1

6

Давайте дружить! Анализ форм и создание образа.

1

7

Я-молодец! Зимние забавы. Оригами.

1

8

Я-молодец! Лепка из пластилина.

1

II.Формирование положительной концепции другого человека.

7 ч

9

Кто ты? Аппликация «Новогодняя ёлочка».

1

10

Кто ты? Дед Мороз. Анализ форм и создание образа.

1

11

Кто настоящий друг? Снеговик, рисование.

1

12

Кто настоящий друг? Оригами «Собачка».

1

13

Что чувствуют другие? Анализ форм и создание образа.

1

14

Чувства людей. Лепка из пластилина.

1

15

Разговор по телефону. Кукольный театр.

1

III.Формирование мотивации достижения успеха.

6 ч

16

Моя лесенка успехов. Аппликация крупами.

1

17

Моя лесенка успехов. Анализ форм и создание образа.

1

18

Я всё смогу! Рисование акварельными красками.

1

19

Я всё смогу! Барельефная лепка на тарелочках.

1

20

Мои чувства. Конструирование из бумаги.

1

21

Мои чувства. Лепка из пластилина.

1

IV. Формирование эмоциональной сферы. Чувства людей.

6 ч

22

Я и другие. Оригами.

1

23

Я и другие. Кукольный театр.

1

24

Угадай, кто это? Игры во дворе.

1

25

Угадай,кто? Лепка из пластилина.

1

26

Мы-добрые! Анализ форм и создание образа.

1

27

Мы – добрые! Рисование.

1

V.  Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки.

5 ч

28

Как помочь грустному человеку? Аппликация рваной бумагой.

1

29

Как помочь сердитому человеку? Анализ форм и создание образа.

1

30

Что такое дружба? Конструирование из бумаги.

1

31

Что такое дружба?

1

32

Давайте поиграем! Рисование «Дерева дружбы».

1

VI. Подведение итогов.

33

Рефлексия. Подведение итогов.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Зимние забавы"

Дополнительная образовательная программа, имея физкультурно-оздоровительную направленность, разработана для занятий с обучающимися в образовательном учреждении, в том числе для реализации ФГОС второго...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

Рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Тевень парсте"("Юные мастера"), 1 год обучения

Представлен план работы кружка "Тевень парсте", первый год обучения. Содержит региональный компонент....

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»

  Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Виноградова, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России

Цель и задачи программыЦель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начал...