Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок «Развивайка»
рабочая программа (2 класс)
Кружок «Развивайка». В этом кружке занимаются дети, испытывающие трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического (психологического), речевого развития. Данная коррекционная программа «Развивайка» направлена на развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, профилактику и психокоррекцию тревожности, замкнутости, что особенно характерно детям с речевыми нарушениями. Работая по данной программе, выявляется позитивная динамика, в сравнении с началом учебного года, в психо-эмоциональном развитии детей, формировании коммуникативных навыков, творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов»
г. Улан-Удэ
Рабочая программа по внеурочной деятельности
кружок «Развивайка»
2 класс
Составитель: Цыжипова Юлия Булатовна,
учитель начальных классов.
г. Улан-Удэ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
За последнее время в МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов» увеличилось количество детей младшего школьного возраста с ОВЗ, у которых возникают трудности адаптации в начальной школе. Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей с ОВЗ, приходящих в школу. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно “перестроиться” тем детям с ОВЗ, которые эмоционально еще не готовы к роли школьника - для них период адаптации к школе может быть травмирующим и долгим (до 2 лет).
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к самоанализу, к осознанию своего «я» и оцениванию других. Поэтому именно на этом этапе развития ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом, дефектологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Устойчивые изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, «я-концепции». Дети с искажением «я-концепции» имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как невозможность соответствовать требованиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.
Цель программы:
Повышение психологических возможностей ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ к успешной адаптации в условиях начальной школы за счет совершенствования его индивидуального развития.
Основные задачи программы:
- развитие у детей коммуникативных способностей, необходимых для успешной адаптации к обучению в начальной школе;
- развитие познавательных процессов (эмоциональной и зрительной памяти, произвольного внимания, сосредоточения);
- формирование у детей положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека;
Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов.
Количество часов
Реализация программы - 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю; продолжительность каждого занятия – от 30 до 40 мин. с обязательными перерывами. Продолжительность занятий зависит от особенностей практической части занятия.
Возрастная группа обучающихся
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – учащиеся 2 класса.
Формы и методы работы
Формы и методы работы | Методическое обеспечение программы | Формы оценки результативности | Материальное обеспечение программы |
- Беседа (вводная, аналитическая, итоговая); | Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения», «Веселый поезд». Мягкий кубик «Мир эмоций» (с вкладышами). Тематические карточки на разл. темы («Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Зимние забавы», «Новый год» и тд. | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. | Ноутбук, проектор. |
Планируемые результаты.
Предполагается, что результаты прохождения детьми с ОВЗ указанной программы отразятся на двух уровнях психической реальности:
во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с «Я-концепцией», мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении.
во-вторых – в реальном улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Критерии положительной оценки в решении психологических проблем детей:
- наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных способностей и повышении содержательности познавательной деятельности;
- повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
- снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием методик психологического обследования детей, анкетирования и собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.
Содержание программы.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Раздел 1 Формирование положительной «я-концепции» | |||
Тема занятия. | |||
1 | Здравствуй, это я! | 8 часов | Формирование самоуважения и самопринятия; осознание и переживание уважения и принятия со стороны других; создание условий для формирования уверенного поведения. Профилактика и коррекция завышенной и заниженной самооценки. |
2 | Здравствуй, это я! Анализ форм и создание образа. | ||
3 | Моё имя. | ||
4 | Моё имя. Узнавание эмоций. | ||
5 | Давайте дружить! | ||
6 | Давайте дружить! Анализ форм и создание образа. | ||
7 | Я - молодец! Зимние забавы. Оригами. | ||
8 | Я - молодец! Лепка из пластилина. | ||
Раздел 2 Формирование положительной концепции другого человека. | |||
1 | Кто ты? Аппликация «Новогодняя ёлочка». | 7 часов | Осознание положительных качеств других; уважение и сопереживание другим; формирование умения говорить о других в положительном ключе; поведение, демонстрирующее уважение к другим. |
2 | Кто ты? Дед Мороз. Анализ форм и создание образа. | ||
3 | Кто настоящий друг? Снеговик, рисование. | ||
4 | Кто настоящий друг? Оригами «Собачка». | ||
5 | Что чувствуют другие? Анализ форм и создание образа. | ||
6 | Чувства людей. Лепка из пластилина. | ||
7 | Разговор по телефону. Кукольный театр. | ||
Раздел 3 Формирование мотивации достижения успеха | |||
1 | Моя лесенка успехов. Аппликация крупами. | 6 часов | Осознание наличия собственных достижений; осознание необходимости приложения усилий для достижения успеха, чувство гордости за них; переживание социальной оценки (уважения и принятия) собственных достижений. |
2 | Моя лесенка успехов. Анализ форм и создание образа. | ||
3 | Я всё смогу! Рисование акварельными красками. | ||
4 | Я всё смогу! Барельефная лепка на тарелочках. | ||
5 | Мои чувства. Конструирование из бумаги. | ||
6 | Мои чувства. Лепка из пластилина. | ||
Раздел 4 Формирование эмоциональной сферы. Чувства людей. | |||
1 | Я и другие. Оригами. | 6 часов | Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание), гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. |
2 | Я и другие. Кукольный театр. | ||
3 | Угадай, кто это? Игры во дворе. | ||
4 | Угадай,кто? Лепка из пластилина. | ||
5 | Мы-добрые! Анализ форм и создание образа. | ||
6 | Мы-добрые! Рисование. | ||
Раздел 5 Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки. | |||
1 | Как помочь грустному человеку? Аппликация рваной бумагой. | 6 часов | Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. |
2 | Как помочь сердитому человеку? Анализ форм и создание образа. | ||
3 | Что такое дружба? Конструирование из бумаги. | ||
4 | Что такое дружба? Лепка из пластилина. | ||
5 | Давайте поиграем! Кукольный театр. | Понимание множественности возможностей поведения в одной и той же ситуации. | |
6 | Давайте поиграем! Рисование «Дерева дружбы». | ||
Раздел 6 Подведение итогов | |||
1 | Рефлексия. Подведение итогов. | 1 час | Обсуждение и анализ проведенных занятий. Оценка достижений. |
Список литературы
- Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа «Я и мы». СПб, 2001.
- Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость/ Р.Н. Сиренко, Н.А.Богачкина; худож 2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психо-лога в начальной школе. Москва, 1998.
- Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении / Пер. Е.В.Романовой. – СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-издательский дом «Тринадцатая нота», 2004 – 208 с. (Серия «Психология для детей»).
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Москва, 1991.
- Зарослов П.В. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.: с ил. – (Психологи – детям, психологи о детях).
Тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата |
I.Формирование положительной «Я-концепции». | 8 ч | ||
1 | Здравствуй, это я! | 1 | |
2 | Здравствуй, это я! Анализ форм и создание образа. | 1 | |
3 | Моё имя. | 1 | |
4 | Моё имя. Узнавание эмоций. | 1 | |
5 | Давайте дружить! | 1 | |
6 | Давайте дружить! Анализ форм и создание образа. | 1 | |
7 | Я-молодец! Зимние забавы. Оригами. | 1 | |
8 | Я-молодец! Лепка из пластилина. | 1 | |
II.Формирование положительной концепции другого человека. | 7 ч | ||
9 | Кто ты? Аппликация «Новогодняя ёлочка». | 1 | |
10 | Кто ты? Дед Мороз. Анализ форм и создание образа. | 1 | |
11 | Кто настоящий друг? Снеговик, рисование. | 1 | |
12 | Кто настоящий друг? Оригами «Собачка». | 1 | |
13 | Что чувствуют другие? Анализ форм и создание образа. | 1 | |
14 | Чувства людей. Лепка из пластилина. | 1 | |
15 | Разговор по телефону. Кукольный театр. | 1 | |
III.Формирование мотивации достижения успеха. | 6 ч | ||
16 | Моя лесенка успехов. Аппликация крупами. | 1 | |
17 | Моя лесенка успехов. Анализ форм и создание образа. | 1 | |
18 | Я всё смогу! Рисование акварельными красками. | 1 | |
19 | Я всё смогу! Барельефная лепка на тарелочках. | 1 | |
20 | Мои чувства. Конструирование из бумаги. | 1 | |
21 | Мои чувства. Лепка из пластилина. | 1 | |
IV. Формирование эмоциональной сферы. Чувства людей. | 6 ч | ||
22 | Я и другие. Оригами. | 1 | |
23 | Я и другие. Кукольный театр. | 1 | |
24 | Угадай, кто это? Игры во дворе. | 1 | |
25 | Угадай,кто? Лепка из пластилина. | 1 | |
26 | Мы-добрые! Анализ форм и создание образа. | 1 | |
27 | Мы – добрые! Рисование. | 1 | |
V. Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки. | 5 ч | ||
28 | Как помочь грустному человеку? Аппликация рваной бумагой. | 1 | |
29 | Как помочь сердитому человеку? Анализ форм и создание образа. | 1 | |
30 | Что такое дружба? Конструирование из бумаги. | 1 | |
31 | Что такое дружба? | 1 | |
32 | Давайте поиграем! Рисование «Дерева дружбы». | 1 | |
VI. Подведение итогов. | |||
33 | Рефлексия. Подведение итогов. | 1 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-164576-1381238790.jpg)
рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Зимние забавы"
Дополнительная образовательная программа, имея физкультурно-оздоровительную направленность, разработана для занятий с обучающимися в образовательном учреждении, в том числе для реализации ФГОС второго...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-252234-1367928015.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499480-1413402229.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Тевень парсте"("Юные мастера"), 1 год обучения
Представлен план работы кружка "Тевень парсте", первый год обучения. Содержит региональный компонент....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-499674-1413869663.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-513353-1414959134.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»
Программа составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России
Цель и задачи программыЦель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начал...