Как помочь школьнику адаптироваться к школе?
консультация (1 класс)

Конспект родительского собрания в 1 классе. Тема собрания: "Адаптация учащихся к школе. Как помочь?"

Можно данный конспект использовать отдельно, как готовый материал к собранию, или дополнить его презентацией (есть в моих материалах), и показать родителям итоги адаптации. Постараться вместе с родителями выработать условия успешного прохождения этого эатапа в жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в 1 классе на тему: “Адаптация учащихся к школе”

Адаптация– перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели.

Условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе

-меняется социальная позиция (с дошкольника на ученика)

-появляются новые и сложные обязанности

-смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)

-меняется социальное окружение

Виды адаптации

Физиологическая адаптация

      Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, некоторые дети худеют к концу 1 триместра обучения, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социальная  адаптация

        Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.  В том числе значимость школьных друзей. Новый социум  начинает менять ребенка делая его более открытым  миру, и наделяя новой ответственностью.

Психологическая адаптация

           В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка, способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний.

Поэтому цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Условно   адаптацию можно разделить на три вида:

       Первый вид, когда дети адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Учащиеся относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

      Второй вид - учащиеся проходят более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

        Третий вид - адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Наиболее типичные проявления дезадаптации:

-нарушение сна;

-нарушение аппетита;

-жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;

-навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей, тики… )

-нарушение темпа речи (запинки, заикания…).

-невротические расстройства (тревожность, плаксивость…)

-астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, -повышенная утомляемость )

-снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

-снижение учебной мотивации.

-снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Признаки успешной адаптации

-положительное отношение к школе

-адекватно воспринимает требования учителя

-успешно усваивает новый учебный материал

-прилежно выполняет задания без внешнего контроля

-проявляет самостоятельность

имеет друзей в коллективе

Как помочь ребенку?

1.Соблюдайте режим дня

       Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (упражнения, игры, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время.         Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему.

Как помочь ребенку?

2. Провожайте ребенка в школу доброжелательно!

        Старайтесь провожать ребенка в школу добрыми словами и пожеланиями удачи и успехов, не предъявляя при этом требований.

        Встречая ребенка после школы, не настаивайте  с расспросами, но дайте понять, что вас интересует его школьная жизнь и вы всегда можете поговорить и выслушать.

3. Учите ребенка выражать свои чувства

       Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть описание чувств, эмоций, переживаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства, чтобы он мог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем.

4. Не требуйте, а предлагайте

         Все, что вы хотите – выражайте в форме предложений и сотрудничества. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность самому принять окончательное решение.

          Прежде, чем предоставлять ребенку самостоятельность, родители должны заранее обсудить, какую часть своей ответственности они готовы передать ребенку. Потом обсудите со своим первоклассником, за что он теперь отвечает (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.)

5. Хвалите ребенка

        Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте результаты усилия ребенка.

        Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера.

        Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.

6. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков

        Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка.

Как помочь ребенку?

7. Не предъявляйте завышенных требований

        Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.

8. Спокойствие, только спокойствие!

       Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику.

 

Будем учиться с удовольствием!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

советы родителям первоклассника...

"Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?"

Как помочь ребенку адаптироваться в школе ?Насколько трудно ребенку в школе?Прежде всего режим дня ,все надо планировать ,чтобы  не навредить здоровью и продолжить процесс образования....

Как помочь школьнику быстро адаптироваться после каникул.

Психологи называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начал...

Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)

Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)          Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым...

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Информация для родителей, как оказать психологическую  помошь первоклассникам в период адаптации к школе...

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затян...

Рекомендации родителям Как помочь школьнику адаптироваться после осенних каникул

В статье предложены рекомендации родителям Как помочь школьнику адаптироваться после осенних каникул...