Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ
консультация

Тимофеева Лариса Витальевна

Рекомендации родителям

по преодолению школьной тревожности  младших школьников

 КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по преодолению школьной тревожности  младших школьников

 КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ 
- Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
- Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
- Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
- Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
- Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
- Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
- Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. 
- Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога - ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

• Необходимо доверять ребенку. Недоверие порождает тревогу, неуверенность, внутренние конфликты.
• Взрослым следует избегать противоречий  в своих действиях, словах, поступках.
• Честность, доверие, безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый.
• Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Хвалить его чаще, быть щедрым на проявления любви и ласки. Повышать самооценку ребенка.
• Научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, что он не может выполнить.
• Слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость.
• Важно сохранить эмоционально глубокие отношения с ребенком для оказания ему помощи и поддержки.
• Проявлениями тревожности могут быть агрессивность или апатия. Они, чаще всего, являются следствием завышенных или непоследовательных требований.
• Нельзя отвечать агрессией на агрессию детей. Нельзя при апатии ребенка пытаться расшевелить его насмешками, укорами, ложными обещаниями.
• Необходимо учитывать, что тревожный ребенок сам находит какой-то способ борьбы с тревогой, например, фантазии. Их нужно уважать и использовать, чтобы помочь ребенку.

•Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке, чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;

•Называть чаще ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

•Поручать выполнение престижных поручений;

•Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад);  

•Не следует торопить и подгонять их с ответом, дать время для ответа, и не повторять вопрос несколько раз (в противном случае ребенок ответит нескоро, т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул). Лучше избегать решения тех задач, которые ограничены во времени;

•.Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников

Возрастно-специфические причины школьной тревожности (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь, 2008)....

Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка

В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять п...

преодоление школьной тревожности

Что такое школьная тревожность. Причины школьной тревожности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В методическом пособии представлены рекомендации для педагогови родителей, примеры различных форм работы по преодолению тревожностии обеспечению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста ...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий;  описаны приемы учебной деятельности с обучающимися мла...