Мотивация учения младших школьников
статья
Описываются при каких условиях проявляется активность школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация учения младших школьников
Мотивацией (поведения, деятельности) называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Развитие и формирование мотивации осуществляется через соответствующую организацию и содержание деятельности. Если мотив отражает психическое состояние, то мотивация - это процесс, в результате которого любая деятельность приобретает для человека известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивы и мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков человека.
По степени проявления мотивы могут быть сильно или слабо выраженными. Преобладающая сила одного из мотивов может определить будущий характер действий человека.
Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Учебная мотивация превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.
Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей. Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации:
1. Проявление мыслительной активности: через а) вопросы учащихся, б) участие учащихся в обсуждении вопросов, в) произвольное внимание, г) характер процесса деятельности (как принимается задание - безразлично или с готовностью).
2. Эмоциональные проявления учащихся.
3. Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.
Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию. Мотивы также определяют по двум типам: внешние и внутренние.
Внешние мотивы - наказание, угроза, необходимость, требование и т.д. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьбы ученика с самим собой. При большой остроте конфликта возникают тенденции "выйти из ситуации" (отказ, обход трудностей или невроз). Часто основным внешним стимулом, становится отметка.
Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой.
Методики учебной мотивации.
Основным требованием к организации обучения школьников является формирование учебной мотивации.
Любое внешнее воздействие имеет должный эффект, когда оно соответствует потребностям детей, когда внешние задачи были внутренне приняты, приобрели значимость, нашли отклик и опорную точку в переживаниях учащихся.
Наиболее простая методика мотивации - это создание занимательности занятий в классе или текста учебника. Однако занимательность лишь способствует поддержанию интереса в обучении, а не созданию исходной мотивационной установки на учебную работу.
Более эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета. Учитель подбирает по содержанию темы предмета острую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы возможно только при хорошем знании и понимании предмета.
Еще более результативна такая методика мотивации, при которой учитель обращается к формированию представлений учащихся о роли данного предмета в его деятельности, убеждения учащихся о роли предмета в будущей профессии и в оценке личности окружающими ее людьми. Это ведет к правильному формированию позитивных ценностных ориентаций детей по отношению к учебной работе.
Условия возникновения и развития интереса к учению:
1. Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний (проблемного характера).
2. Учебный труд должен быть разнообразен.
3. Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность и целесообразность изучения данного предмета.
4. Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями.
5. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению.
8. Интерес связан с игрой.
Уровень мотивации зависит от четырех факторов:
1. Значимость достижения успеха.
Например, какое значение придает ребенок своему успеху в обучении, если он ориентируется на мнение учителя и родителя. Или он получит моральное или материальное вознаграждение и т.д.
2. Надежда на успех.
Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше.
3. Вероятность достижения успеха.
Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий.
4. Эталоны достижений.
Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей - то это социальное сравнение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-239130-1365502980.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/03/picture-271950-1372846926.jpg)
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-283609-1379859685.jpg)
Мотивация учения младших школьников
Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения, характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-253606-1423232967.jpg)
«КАК ФОРМИРОВАТЬ МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приемы формирования интереса к учению....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-382808-1429106956.jpg)
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
Выступление на педагогическом совете...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-59680-1421011550.jpg)
Методика формирования мотивации учения младших школьников
Содержание Введение……………………………………………………………………31. Технология диагностики мотивов учебной деятельности у младших школьников………………………………………………………………… 42 . Формирование мотивов учебн...