Мотивация учения младших школьников
статья

Кавалерова Екатерина Романовна

Описываются при каких условиях проявляется активность школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_motivatsia_uchenia_mladshikh_shkolnikov.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учения младших школьников

Мотивацией (поведения, деятельности) называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Развитие и формирование мотивации осуществляется через соответствующую организацию и содержание деятельности. Если мотив отражает психическое состояние, то мотивация - это процесс, в результате которого любая деятельность приобретает для человека известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивы и мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков человека.

По степени проявления мотивы могут быть сильно или слабо выраженными. Преобладающая сила одного из мотивов может определить будущий характер действий человека.

Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Учебная мотивация превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.

https://studfile.net/html/2706/645/html_GnFfWuBtVE.5Q5z/img-Fki6nQ.png

Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей. Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации:

1. Проявление мыслительной активности: через а) вопросы учащихся, б) участие учащихся в обсуждении вопросов, в) произвольное внимание, г) характер процесса деятельности (как принимается задание - безразлично или с готовностью).

2. Эмоциональные проявления учащихся.

3. Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.

https://studfile.net/html/2706/645/html_GnFfWuBtVE.5Q5z/img-VDpBdS.png

Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию. Мотивы также определяют по двум типам: внешние и внутренние.

Внешние мотивы - наказание, угроза, необходимость, требование и т.д. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьбы ученика с самим собой. При большой остроте конфликта возникают тенденции "выйти из ситуации" (отказ, обход трудностей или невроз). Часто основным внешним стимулом, становится отметка.

Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой.

Методики учебной мотивации.

Основным требованием к организации обучения школьников является формирование учебной мотивации.

Любое внешнее воздействие имеет должный эффект, когда оно соответствует потребностям детей, когда внешние задачи были внутренне приняты, приобрели значимость, нашли отклик и опорную точку в переживаниях учащихся.

Наиболее простая методика мотивации - это создание занимательности занятий в классе или текста учебника. Однако занимательность лишь способствует поддержанию интереса в обучении, а не созданию исходной мотивационной установки на учебную работу.

Более эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета. Учитель подбирает по содержанию темы предмета острую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы возможно только при хорошем знании и понимании предмета.

Еще более результативна такая методика мотивации, при которой учитель обращается к формированию представлений учащихся о роли данного предмета в его деятельности, убеждения учащихся о роли предмета в будущей профессии и в оценке личности окружающими ее людьми. Это ведет к правильному формированию позитивных ценностных ориентаций детей по отношению к учебной работе.

Условия возникновения и развития интереса к учению:

1. Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний (проблемного характера).

2. Учебный труд должен быть разнообразен.

3. Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность и целесообразность изучения данного предмета.

4. Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению.

8. Интерес связан с игрой. 

Уровень мотивации зависит от четырех факторов:

1. Значимость достижения успеха.

Например, какое значение придает ребенок своему успеху в обучении, если он ориентируется на мнение учителя и родителя. Или он получит моральное или материальное вознаграждение и т.д.

2. Надежда на успех.

Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше.

3. Вероятность достижения успеха.

Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий.

4. Эталоны достижений.

Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей - то это социальное сравнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения младших школьников

Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения,  характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....

Методика формирования мотивации учения младших школьников

Содержание Введение……………………………………………………………………31. Технология диагностики  мотивов учебной деятельности у младших школьников………………………………………………………………… 42 . Формирование мотивов учебн...