Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС
статья

В статье дается трактовка психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, раскрываются основные задачи педагога-психолога, учителя-дефектологаи учителя-логопеда к организации помощи по сопровождению обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras_statya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС

В последнее десятилетие в мире наблюдается тенденция к увеличению числа детей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право на получение качественного образования, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.

В настоящее время разработаны примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с РАС (варианты 8.1; 8.2; 8.3; 8.4), внутри которых содержится и  коррекционный компонент.

Наиболее перспективной формой школьного обучения ребенка с РАС представляется постепенное индивидуально дозированное включение в класс детей с отсутствием или слабой выраженностью проблем коммуникации. Разработанные методы специальной помощи детям с аутистическими расстройствами должны быть максимально использованы в процессе индивидуальной психолого-педагогической поддержки их инклюзии в классах.

Именно поэтому вопросы адекватного адресного психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС сегодня являются крайне актуальными.

         Основными особенностями детей с РАС, препятствующими их социальной адаптации и обучению в среде сверстников, являются:

  • выраженные трудности социального взаимодействия;
  • трудности организации собственной деятельности и поведения;
  • выраженная неравномерность развития психических функций;
  • особенности развития познавательной деятельности;
  • необходимость в специально организованном образовательном пространстве, использовании специальных приемов и методов при обучении и психолого-педагогическом сопровождении детей с РАС.

Ребенок с расстройством аутистического спектра  может быть и автономен, и иметь стойкие страхи и стереотипии; совсем не пользоваться речью, или пользоваться простыми речевыми штампами, или же иметь богатый словарь и развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У большинства таких детей диагностируется выраженная неравномерность в развитии психических функций. Существуют также аутичные дети, интеллектуальное развитие которых достаточно трудно оценить за короткое время. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность, – это может быть особая музыкальность, абсолютная грамотность, математические способности и т.п.

Вследствие неоднородности состава этой категории детей диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования детей с РАС должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей.

Совершенно очевидно, что в каждом из вариантов ребенок будет проявлять специфические особенности поведения и развития как аффективной, так и познавательной, и регулятивной сфер. Но при этом в целом можно выделить основные направления деятельности специалистов сопровождения и очертить специфические задачи, стоящие перед ними.

Психолого-педагогическая помощь специалистов, сопровождающих детей с РАС

Деятельность  психолога

Ребенок с РАС в общеобразовательной школе имеет огромные трудности именно при социально-эмоциональной адаптации, и поэтому ему необходима специфическая психологическая помощь. Основные задачи психолога на этом этапе:

  • формирование границ взаимодействия;
  •  формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях;
  • индивидуальная работа с ребенком, направленная на  формирование представлений о себе и других;
  • формирование функций программирования и контроля;
  • работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами;
  • работа со сверстниками ребенка (с классом).

Именно психолог помогает ребенку в формировании границ коммуникаций, выстраивая простые отношения с детьми и взрослыми с учетом определенных правил поведения, не нарушающих интересов другого человека. Лишь после того как такие простые отношения с детьми и учителем станут для ребенка с РАС возможны, можно разворачивать работу по формированию навыков взаимодействия и коммуникативных навыков в детской среде в целом.

Работа психолога с родителями ребенка с РАС строится с учетом понимания тех трудностей, с которыми сталкивается семья. С другой стороны, психолог обсуждает с родителями возможности дополнительной помощи, в том числе и медицинской.

Деятельность учителя-дефектолога

Главными задачами учителя-дефектолога при работе с детьми с РАС являются:

1. Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком. Стереотипная форма существования для него остается наиболее доступной и обеспечивает снижение беспокойства, страхов, помогает правильно и эффективно организовать и структурировать деятельность.

 2. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы.

3. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы здесь – это формирование стереотипа учебного поведения в школьном возрасте. При специально организованном обучении ребенку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми обычные его сверстники овладевают практически самостоятельно.

4. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения.

5. Организация режима коммуникативного общения. Особое внимание должно уделяться работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Детям необходимо подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни.

6. Социально-бытовая адаптация.

Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации должна идти в тесном взаимодействии с педагогом и родителями ребенка.

Деятельность учителя-логопеда

Задачи деятельности логопеда как специалиста сопровождения разнообразны. С одной стороны, ребенок с РАС может иметь и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и особенности звукопроизношения, что требует специальной коррекционной работы. С другой стороны, речь такого ребенка чрезвычайно специфична.

Важная часть работы логопеда - формирование у ребенка коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы.

Другим направлением деятельности логопеда является работа над пониманием устной речи и над пониманием  прочитанного материала. Мы хорошо знаем, что даже если ребенок с РАС читает достаточно бегло, обычно читает он крайне монотонно, не соблюдая знаков препинания и границ предложения, что является одной из причин трудностей понимания прочитанного. Работа логопеда по формированию навыков интонированного  осмысленного чтения в большой степени будет содействовать учебной адаптации ребенка с аутистическим расстройством.

Как и любой другой ребенок, ребенок с аутистическими расстройствами может иметь трудности дисграфического характера. Чаще всего такой ребенок достаточно грамотно пишет, но никак не может применить правило.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует с ним тактильного взаимодействия.

Очевидно, что для каждого конкретного ребенка с расстройствами аутистического спектра направления коррекционной работы и другие специальные образовательные условия рекомендуются специалистами ПМПК и формулируются в его  заключении ПМПК. Но все описанные выше задачи деятельности специалистов направлены на социально-эмоциональную и образовательную адаптацию детей с РАС, они  по сути своей универсальны и необходимы каждому ребенку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Психолого-педагогическая помощь одарённым детям

Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности обучения детей с ЗПР"

Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности обучения детей с ЗПР"...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....