Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
статья

Бовкун Елизавета Дмитриевна

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lizy_dlya_ns_portala.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия

сопровождения в образовательных организациях».

Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога (специалиста службы сопровождения образовательного учреждения), направленная на создание специально-психологических условий для решения ребенком возникающих у него проблем в процессе взаимодействия в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение охватывает всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов, его целью является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

К задачам психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ относят: предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка; формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; психологическое обеспечение усвоения образовательных программ; создание специально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс. Предметом деятельности становится развитие ребенка, системы его отношений с окружающим миром, с самим собой.

Психолого–педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений, их развитие, коррекция, восстановление. Среди видов работы по психолого педагогическому сопровождению различают: диагностику (индивидуальную и групповую); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекционную работу (индивидуальную и групповую); психологическое просвещение и образование (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности школьников, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей); экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения различаются на разных уровнях (ступенях) образования.

В начальной школе осуществляются определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка и формирование желания и умения учиться, развитие креативных способностей.

В основной школе осуществляются сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение, как процесс целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса определяется тремя обязательными взаимосвязанными компонентами деятельности:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности учащего и его успешного обучения;

3) созданием специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

В соответствии с этими компонентами определены конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, коррекционная и развивающая работа с обучающимися, консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

В обязанности учителя-дефектолога входят: комплексное обследование познавательной и эмоционально–волевой сфер, выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проведение групповых и индивидуальных занятий; формирование продуктивных способов мыслительной деятельности; участие в ПМПК; консультирование родителей.

В обязанности педагога-психолога входят: систематическое изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей; контроль динамики психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи; участие в ПМПК; составление

индивидуальных и групповых коррекционных программ; взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД, учителем-логопедом, педагогом – психологом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся; осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими).

В обязанности социального педагога входят: проведение обследования жилищно-бытовых условий; взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД; осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими), их консультирование; участие в ПМПК.

Социальный педагог – специалист образовательной организации, также осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка, обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы.

Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй включает в себя:

-изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;

-определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;

-изучение прошлого семьи и определение ее целей и ожиданий;

-изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи);

-обследование условий, где проживает семья;

-изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи: поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;

-определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

-определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время.

На основе данных социально-педагогической и социально-психологической диагностики выявляются потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяются направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...

Преемственность психологического сопровождения в образовательной организации

В материале описываются возможности осуществления преемственности в работе педагога-психолога в создании оптимальных условий развития умения учиться у детей в детском саду и начальной школе....

Организация работы психолого-педагогической комиссии в условиях ФГОС ОВЗ

Как организовать работу психолого-педагогичекой комиссии школы в условиях ФГОС ОВЗ, как вести дневник наблюдений учащихся ОВЗ...

Организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей.

Презентация к семинару по теме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...

"НОВЫЕ ФОРМЫ И ФОРМАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ РЕБЁНКА С ОВЗ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС» В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ"

 В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ в рамках модели обучения «ресурсный класс» в...

«Тьюторское сопровождение в образовательной организации»

Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, и эту функцию часто выполняют тьюторы...

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....