Организация работы психолого-педагогической комиссии в условиях ФГОС ОВЗ
статья на тему
Как организовать работу психолого-педагогичекой комиссии школы в условиях ФГОС ОВЗ, как вести дневник наблюдений учащихся ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 548.83 КБ |
![]() | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогический консилиум
Стартовая диагностика «Моя семья» «Графический диктант» « Звуковоя дорожка» «Дерево, дом, человек» Обследование семьи Наблюдение учителей0предметников Мнение родителей Характеристика
Текущая диагностика
Финишная диагностика
Предварительный просмотр:
Школьная психолого-педагогическая комиссия в условиях ФГОС ОВЗ.
В школу пришло инклюзивное образование. Учащихся с задержкой психического развития в нашей школе учили всегда. Что изменилось?
Должно измениться отношение к ученикам. Надо помнить, что теперь учитель должен создать условия для обучения и развития учащихся. помогать ученику влиться в коллектив класса, а не ученик должен приспосабливаться к условиям обучения.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают затруднения в усвоении учебных программ. Они обусловлены недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО, характерны следующие специфические образовательные потребности:
- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная возвращение к полученным знаний, умений и акцент одобряемых обществом норм поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
При поступлении обучающегося специалисты ППкш согласно Положению о деятельности психолого -педагогического консилиума МАОУ «Панковская СОШ» знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки программы коррекционной работы и создания оптимальных условий реализации программы развития.
Стартовая диагностика включает:
Первичное знакомство с ребенком и его семьей методом наблюдения, анкетирования ребенка и семьи, теста «Рисунок семьи». В ходе первичного знакомства изучаются:
• социально-бытовые условия обучения и воспитания ребенка по месту жительства (в т.ч. наличие у ребенка места для занятий, игры, отдыха, средств реабилитации, игрушек и других материалов),
• взаимоотношения в семье и отношение членов семьи к ребенку, история развития ребенка, запрос родителей в отношении его обучения и воспитания, готовность к сотрудничеству со специалистами образовательной организации.
Сбор сведений о развитии ребенка от разных специалистов (воспитателей, дефектологов, логопедов, врачей, психологов), которые работали с ребенком ранее.
Проведение психолого-педагогического обследования в течение первого месяца посещения ребенком школы. В процессе целенаправленного наблюдения за ребенком учитель начальных классов, музыки, физкультуры, логопед, психолог фиксируют особенности его физического, сенсорного и когнитивного развития, сформированность навыков самообслуживания, способы общения с детьми и взрослыми, наличие навыков речевой деятельности, предпосылок учебной деятельности, эмоциональное состояние ребенка и способность управлять своими эмоциональными проявлениями; отмечается наличие поведенческих проблем и другие особенности в картах наблюдений.
На основе результатов стартовой диагностики учитель начальных классов и психолог составляют характеристику, включающую оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования. В структуру характеристики включается:
1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);
2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
4) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
5) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;
6) сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
7) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
8) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в школе.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. При проведении мониторинга используют экспресс-диагностику планируемыех результатов освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы и контрольные работы для изучения уровня усвоения предметных результатов.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования (по итогам года, при завершении обучения в начальной школе), поскольку у обучающегося с ЗПР индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Итоговая и промежуточная аттестация ЗПР требует создания специальных условий.
Специальные условия:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Результаты мониторинга позволяют судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы.
1 класс: ориентация в пространстве, врменеи, знание своего ФИО, родителей, адреса, представления об окружающем мире, расширение словарного запаса.
2 класс: умение решать простые задачи и задачи практической направленности. В простых задачах упор на нестандартные формулировки условия или вопроса, опора на пространственные и временные ориентиры: ниже –выше, старше-младше ,уже-шире…. , таблица сложения и счет в пределах 100, построение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
3 класс: таблица умножения, порядок действий, задачи практической направленности, уравнения, построение геометрических фигур на нелинованной бумаге,
В первом, втором и в третьем классе успешность выполнений заданий мониторинга подтверждает правильный выбор программы обучения. Если нет продвижения, то ППк и определение другого вида программы.
4 класс – определение уровня усвоения программы, способность перехода на общеобразовательную программу или продолжение обучения по адаптированной программе. Выполнение специфических контрольных и общих работ.
Финишная диагностика – решение о необходимости прохождения ПМПК.
Для учащихся УО мы используем Контрольно – диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальной школы (к программам С(К)ОУ VIII вида ) Е.А. Екжанова, Резникова.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьируются содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий учителем на уроках:
• формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
• обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
• побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
• использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
• разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных коррекционных занятий, направленных па преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
Учитель и другие специалисты ведут коррекционный журнал. Основная нагрузка ложится на учителя начальных классов. Дневники наблюдения имеют определённую цель – собрать всестороннюю информацию об учащихся (здоровье, учебный процесс, поведение, общение, ЭВС, познавательные процессы, учебная мотивация) - это одна из форм организации коррекционной работы педагогов школы и узких специалистов.
Первый раздел – сведения социального характера.
ФИО, год рождения, адрес по прописке, состав семьи, статус семьи, дата заключения районного ПМПК, дата поступления в школу.
Второй раздел – наблюдение специалистов
Психолог (методика определения: объёма памяти, внимания, мотивации учения)
Логопед (рекомендации по коррекции и развитию)
Педагог, (рекомендации развивающие и обучающие, определение духовного здоровья – трудолюбие, честность, доброта, отношение к учёбе. Уровень физического состояния.
учебно- воспитательный процесс (характеристика, результаты, выводы, учебно- воспитательный процесс (характеристика, результаты, выводы.
Учитель музыки: слушание, способности к сравнению темпа, тембра, громкости, характера музыки, к пению, запоминанию слов.
Учитель физкультуры: здоровье ученика, возможность занятий физкультурой, частота посещений уроков, мотиваций занятий, исполнительность, слушание, координация, участие в играх, принятие правил, умение сотрудничать.
Третий раздел: наблюдения родителей – рабочее место, какие есть домашние обязанности, как выполняет домашние обязанности, много ли друзей, сколько времени проводит на прогулках, с кем гуляет.
- Логопедические занятия - исправление нарушений чтения и письма у обучающихся начальных классов.
- Программа индивидуально-ориентированной логопедической работы с обучающимся по формированию правильного звукопроизношения (обогащение словаря, его расширение и уточнение, коррекция лексической стороны речи, словоизменения и словообразования, развитие коммуникативной функции речи, коррекция нарушений чтения и письма).
Коррекционно-развивающие занятия с психологом:
• Программа развития произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы «Азбука общения».
• Программа развития познавательной сферы и формирования пространственно-временных представлений младших школьников с задержкой психического развития «Чувствуем, познаем, размышляем».
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-26300-1469452330.jpg)
«Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в условиях перехода на ФГОС»
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-1147951-1559733709.jpg)
Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся
Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-594078-1545484374.jpg)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ОВЗ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-557335-1419872335.jpg)
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/02/picture-1264872-1599022516.jpg)
Итоговая работа по курсу: Использование ИКТ в организации урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Использование возможностей сервиса LearningАpps.org как электронного образовательного ресурса на этапе закрепления знаний по теме: Правописание бездарных падежных окончаний имен существите...
Статья: "Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома".
В статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплекс...
Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....