Программа коррекционного курса "Планета развития" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Сыч Наталья Владимировна

 Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов и эмоционального интеллекта у учащихся 2 класса с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_bd_zpr_7.1.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

коррекционного курса «Планета развития»

обучающегося 2бд класса

(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

количество часов: 68 ч.

  Составитель:  Сыч Н.В.
педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский

2022 – 2023 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Планета развития» (2 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", учебно-методического комплекса Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе; Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4); Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс.

 Нормативно-правовая база для разработки программы

Программа коррекционного курса «Планета развития» для 2 класса составлена
в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • Программа коррекционного курса «Планета развития»  составлена в соответствии  c адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1., 7.2.) в  МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2022 г. №468 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, образования на 2022-2023 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

Цель и задачи коррекционного курса

 Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов и эмоционального интеллекта у учащихся 2 класса с ЗПР.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

  1. Характеристика коррекционного курса

Рабочая программа коррекционного курса «Планета развития» (для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся,  имеющим трудности в формировании познавательной сферы. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов у детей  с задержкой психического развития.

Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

- Входящая диагностика (3 часа);

- Развитие эмоционально-волевой сферы (30 часов;

- Кладовая памяти (9 часов);

- Лабиринты мышления (9 часов);

- Развитие познавательных процессов (14 часов);

- Итоговая диагностика (3 часа).

Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Планета развития» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые  проходят в форме игровой деятельности, беседы. Также на занятиях используются мультимедийные презентации развивающей направленности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

 Все задания в разделах условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса;

- задания на развитие коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:

- вводную часть,

- основную,

- заключительную.

Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).

 Задача основной части –  развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 20 минут.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов
и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет,
в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части
– 5 минут.

Содержание рабочей программы коррекционного курса «Планета развития» определяют следующие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности
    и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить первоклассников с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

         4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов
и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка
и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

  1. Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на детей 2 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1., 7.2.). Согласно индивидуальному учебному плану, реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 68 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 30 мин.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Содержанием коррекционного курса «Планета развития» является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возрастам плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия – научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.

Основным направлением в развитии памяти учащегося является формирование у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.

Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

  1. Планируемые результаты коррекционного курса  и

оценка их эффективности

Программа «Планета развития» обеспечивает достижение учащимися 2 класса определенных личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

- развитие мотивов деятельности и формирование личностного смысла учения,

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,

- готовность слушать собеседника и вести диалог,

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей,

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- умение концентрировать и переключать своё внимание,

- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ,

- умение использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации.

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,

-  формулирование собственного мнения,

- использование речи для регуляции собственных действий.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся
в «Карту индивидуального развития ребенка».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы
с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Сроки

Вид

 диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

Май

Итоговая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

  1. Содержание коррекционного курса

РАЗДЕЛ 1. ВХОДЯЩАЯ ДИАГНОСТИКА

Занятие 1.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.

Занятие 2. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

        

РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ.

Занятие 4. Мои летние впечатления. Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств.

Занятие 5. Какой я? Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, произошедшие с ними за лето.

Занятие 6. Какой ты? Учимся договариваться. Сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, и умение договариваться в различных ситуациях общения.

Занятие 7. Мы испытываем разные чувства. Сформировать понятие об эмоциях радости, злости и грусти; способствовать осмыслению своих чувств и эмоций.

Занятие 8. Качества людей. Расширение представлений о качествах человека. Развитие умений оценивать свои личностные качества.

Занятие 9. Люди отличаются друг от друга своими качествами. Знакомство детей  с понятиями "отрицательные" и "положительные" качества личности.

Занятие 10. Хорошие качества людей. Ознакомить учащихся с тем, какие положительные качества должны быть у современного человека.

Занятие 11. Самое важное хорошее качество. Формирование стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества.

Занятие 12. Кто такой сердечный человек? Познакомить детей с таким нравственным понятием как «сердечность» с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

Занятие 13. Кого называют «доброжелательным человеком»? Познакомить детей
с таким нравственным понятием как «доброжелательность» с целью выработки собственных нравственных взглядов.

Занятие 14. Трудно ли быть доброжелательным человеком? Помочь детям исследовать свои положительные качества, развитие доброжелательности по отношению  к окружающим.

Занятие 15. Я желаю добра ребятам в классе. Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Занятие 16. Чистое сердце. Развитие навыков межличностного взаимодействия; способствовать изучению детьми своих особенностей.

Занятие 17. Какие качества нам нравятся друг в друге? Формирование положительных межличностных отношений между учениками.

Занятие 18. Какими качествами мы похожи? Формирование представления о многообразии схожих качеств с окружающими людьми.

Занятие 19. Какими качествами мы различаемся? Формирование представления о многообразии различий качеств с окружающими людьми.

Занятие 20. Каждый человек уникален. Формирование толерантного отношения к окружающим и повышение уровня самосознания учащихся.

Занятие 21. В каждом человеке есть темные и светлые качества. Осознание наличия у себя и у других людей «светлых и темных качеств».

Занятие 22. Трудности второклассника дома. Умение преодолевать трудности дома и искать пути их преодоления.

Занятие 23. Трудности второклассника на улице. Умение видеть трудности на улице
и искать пути их преодоления.

Занятие 24. Школьные трудности. Развитие у обучающихся разнообразных положительных качеств, научить их видеть школьные трудности и искать пути их преодоления.

Занятие 25. Мои желания. Познакомить детей с такими понятиями, как желания
и потребности. Содействовать осознанию детьми своих желаний.

Занятие 26. Сказка о борьбе мотивов. Познакомить детей с разнообразием мотивов.
Содействовать осознанию детьми своих мотивов.

Занятие 27. Мои мотивы. Содействовать осознанию детьми своих мотивов.
Способствовать развитию у детей позитивных мотивов.

Занятие 28. Какие мотивы у других? Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы поведения других людей.

Занятие 29. Фантазируем с Фантузией. Развить образное мышление и фантазию детей; развить творческие способности детей; сформировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе.

Занятие 30. Что такое способности?  Знакомство с общим представлением о способностях, познакомить с разнообразием способностей, раскрыть различие понятий задатки и способности.

Занятие 31. Я знаю, что я. Развить творческие способности  через воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи.

Занятие 32. Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ.  Развить осознание индивидуальных и личностных особенностей; способствовать повышению самооценки. 

Занятие 33. Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ.  Развить осознание индивидуальных и личностных особенностей; способствовать повышению самооценки.

РАЗДЕЛ 3. КЛАДОВАЯ ПАМЯТИ.

Занятие 34. Загадка психочистителя-1. Развивать у детей навыки коллективной работы.
Помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций.

Занятие 35. Загадка психочистителя-2. Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развить у детей рефлексивные способности. Содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения, восприятия, памяти и мышления.

Занятие 36. Что такое память? Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развить мнемические способности детей. Упорядочить представления детей о том, что такое память.

Занятие 37. Виды памяти. Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности детей. Познакомить детей с видами памяти.

Занятие 38. Какая у меня память? Способствовать детям в изучении собственных особенностей памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. Развить мнемические способности детей. Закрепить знания детей о видах памяти.

Занятие 39. Эмоциональная память. Познакомить детей с особенностями эмоциональной памяти.

Занятие 40. Как лучше запоминать? Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти. Познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.

Занятие 41. Я умею запоминать! Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания.

Занятие 42. Что я знаю о памяти? Обобщить пройденный материал по теме «Память».

РАЗДЕЛ 4. ЛАБИРИНТЫ МЫШЛЕНИЯ.

Занятие 43. Сказка о профессоре мышления. Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Занятие 44. Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых. Продолжить знакомство детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение детей анализировать, сравнивать, обобщать. Развить умение детей думать сообща.

Занятие 45. Учимся думать вместе. Развить умение думать сообща. Развить умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Занятие 46. Учимся обобщать и находить закономерности. Развить логическое мышление. Развить умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Занятие 47. Учимся находить противоположности. Актуализировать у детей самооценочную деятельность. Развить диалектический взгляд на действительность.
Развить логическое мышление.

Занятие 48. Учимся думать логично. Развить логическое мышление учащихся. Актуализировать самооценочную деятельность детей. Стимулировать осознание ими собственных умственных возможностей.

Занятие 49. Учимся думать логично. Развить логическое мышление детей.
Развить способность к гибкому, оригинальному мышлению. Стимулировать креативные возможности.

Занятие 50. Учимся думать творчески. Закрепить умения мыслить творчески.
Стимулировать креативные возможности.

Занятие 51. Что я знаю о мышлении? Закрепить умения обобщать, мыслить логично.
Содействовать в развитии у детей рефлексии собственных умственных возможностей.
Стимулировать развитие креативных возможностей.

РАЗДЕЛ 5. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Занятие 52. Сказочный листопад. Развитие концентрации и устойчивости внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти.

Занятие 53. Морские обитатели. Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления. Развитие личностной сферы.

Занятие 54. Бьем баклуши. Развитие произвольного внимания и памяти. Развитие личностной сферы.

Занятие 55. Зоологическое ассорти. Развитие концентрации и переключаемости внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 56. Цветочная угадайка. Развитие конструкторского мышления, пространственного восприятия, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.

Занятие 57. Открываем долгий ящик. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие графических навыков. Развитие личностной сферы.

Занятие 58. Звездный дождь. Развитие устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, самоконтроля, способности к обобщению, быстроты реакции, личностной сферы.

Занятие 59. Сундучок занимательных заданий. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Развитие личностной сферы.

Занятие 60. Симметрия. Развитие вербально-логического мышления, зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 61. Здравствуй, сказка! Развитие логического мышления (способности к классификации, обобщению), слуховой памяти, личностной сферы.

Занятие 62. Герои сказок в ребусах и загадках. Развитие воображения, зрительной памяти, внимания. Развитие личностной сферы.

Занятие 63. Учимся быть честными. Развитие произвольного внимания, логического мышления, личностной сферы.

Занятие 64. Любопытные факты. Развитие умения соотносить логические части стихотворения с подходящими картинками. Развитие личностной сферы.

Занятие 65. Согласись или поспорь со мной! Формирование навыков запоминания. Развитие личностной сферы.

РАЗДЕЛ 6. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.

Занятие 66.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития после коррекционно-развивающих занятий.

Занятие 67. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение уровня сформированности аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 68. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

       Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, эмоционально-волевой и коммуникативных сфер), а не одного какого-то процесса.

Раздел

Тема

Основные виды деятельности обучающегося

Дата

По факту

По плану

1.

Входящая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

2.

Диагностика уровня развития памяти и внимания, пространственно-временных представлений.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

3.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, эмоционально-личностных особенностей.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

4.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Мои летние впечатления.

Упражнения, направленные на умение детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств.

5.

Какой я?

Упражнения, направленные на помощь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, произошедшие с ними за лето.

6.

Какой ты? Учимся договариваться.

Упражнения, направленные на формирование у обучающихся коммуникативных навыков, и умений договариваться в различных ситуациях общения.

7.

Мы испытываем разные чувства.

Упражнения, направленные на формирование понятия об эмоциях радости, злости и грусти; способствовать осмыслению своих чувств и эмоций.

8.

Качества людей.

Упражнения, направленные на расширение представлений о качествах человека; развитие умений оценивать свои личностные качества.

9.

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

Упражнения, направленные на знакомство детей  с понятиями "отрицательные" и "положительные" качества личности.

10.

Хорошие качества людей.

Упражнения, направленные на ознакомление учащихся с тем, какие положительные качества должны быть у современного человека.

11.

Самое важное хорошее качество.

Упражнения, направленные на формирование стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества.

12.

Кто такой сердечный человек?

Упражнения, направленные на знакомство детей с таким нравственным понятием как «сердечность» с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

13.

Кого называют «доброжелательным человеком»?

Упражнения, направленные на знакомство детей с таким нравственным понятием как «доброжелательность» с целью выработки собственных нравственных взглядов.

14.

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Упражнения, направленные на исследование своих положительных качеств, развитие доброжелательности по отношению  к окружающим

15.

Я желаю добра ребятам в классе.

Упражнения, направленные на формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

16.

Чистое сердце.

Упражнения, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия; способствовать изучению детьми своих особенностей.

17.

Какие качества нам нравятся друг в друге?

Упражнения, направленные на формирование положительных межличностных отношений между учениками.

18.

Какими качествами мы похожи?

Упражнения, направленные на  формирование представления о многообразии схожих качеств с окружающими людьми.

19.

Какими качествами мы различаемся?

Упражнения, направленные на формирование представления о многообразии различий качеств с окружающими людьми.

20.

Каждый человек уникален.

Упражнения, направленные на формирование толерантного отношения к окружающим и повышение уровня самосознания учащихся.

21.

В каждом человеке есть темные и светлые качества.

Упражнения, направленные на осознание наличия у себя и у других людей «светлых и темных качеств».

22.

Трудности второклассника дома.

Упражнения, направленные на умение преодолевать трудности дома и искать пути их преодоления.

23.

Трудности второклассника на улице.

Упражнения, направленные на умение видеть трудности на улице
и искать пути их преодоления.

24.

Школьные трудности.

Упражнения, направленные на развитие у обучающихся разнообразных положительных качеств, умение их видеть школьные трудности и искать пути их преодоления.

25.

Мои желания.

Упражнения, направленные на знакомство детей с такими понятиями, как желания и потребности.

26.

Сказка о борьбе мотивов.

Упражнения, направленные на знакомство детей с разнообразием мотивов.

27.

Мои мотивы.

Упражнения, направленные на осознание детьми своих мотивов.

28.

Какие мотивы у других?

Упражнения, направленные на содействие осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы поведения других людей.

29.

Фантазируем с Фантузией.

Упражнения, направленные на развитие образного мышления и фантазии детей; развитие творческих способностей детей; формирование у детей положительной самооценки и уверенности в себе.

30.

Что такое способности?

Упражнения, направленные на  понимание общего представления о способностях; знакомство с разнообразием способностей.

31.

Я знаю, что я.

Упражнения, направленные на развитие творческих способностей  через воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи.

32.

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ.

Упражнения, направленные на  развитие осознания индивидуальных и личностных особенностей; повышение самооценки.

33.

Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ.

Упражнения, направленные на  развитие осознания индивидуальных и личностных особенностей; повышение самооценки.

34.

Кладовая памяти

Загадка психочистителя-1.

Упражнения, направленные на развитие у детей навыков коллективной работы.

35.

Загадка психочистителя-2.

Упражнения, направленные на развитие у детей рефлексивных способностей.

36.

Что такое память?

Упражнения, направленные на осознание детьми собственных особенностей памяти.

37.

Виды памяти.

Упражнения, направленные на осознание детьми собственных особенностей памяти.

38.

Какая у меня память?

Упражнения, направленные на изучение собственных особенностей памяти, осознание ее сильных и слабых сторон.

39.

Эмоциональная память.

Упражнения, направленные на знакомство детей с особенностями эмоциональной памяти.

40.

Как лучше запоминать?

Упражнения, направленные на развитие и тренировку памяти. Знакомство со способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.

41.

Я умею запоминать!

Упражнения, направленные на способы эффективного запоминания.

42.

Что я знаю о памяти?

Упражнения, направленные на обобщение пройденного материала по теме «Память».

43.

Лабиринты мышления

Сказка о профессоре мышления.

Упражнения, направленные на знакомство детей с содержанием понятия «мышление».

44.

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых.

Упражнения, направленные на знакомство детей с содержанием понятия «мышление».

45.

Учимся думать вместе.

Упражнения, направленные на развитие умений думать сообща; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

46.

Учимся обобщать и находить закономерности.

Упражнения, направленные на развитие логического мышления.

47.

Учимся находить противоположности.

Упражнения, направленные на развитие логического мышление.

48.

Учимся думать логично.

Упражнения, направленные на развитие логического мышления учащихся.

49.

Учимся думать логично.

Упражнения, направленные на развитие логического мышления детей.
Развитие способности к гибкому, оригинальному мышлению.

50.

Учимся думать творчески.

Упражнения, направленные на закрепление умений мыслить творчески.

51.

Что я знаю о мышлении?

Упражнения, направленные на закрепление умений обобщать, мыслить логично.

52.

Развитие познавательных способностей

Сказочный листопад.

Упражнения, направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти.

53.

Морские обитатели.

Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления.

54.

Бьем баклуши.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и памяти.

55.

Зоологическое ассорти.

Упражнения, направленные на развитие концентрации и переключаемости внимания.

56.

Цветочная угадайка.

Упражнения, направленные на развитие конструкторского мышления, пространственного восприятия, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки.

57.

Открываем долгий ящик.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, памяти, графических навыков.

58.

Звездный дождь.

Упражнения, направленные на развитие устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, самоконтроля, способности к обобщению, быстроты реакции, личностной сферы.

59.

Сундучок занимательных заданий.

Упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

60.

Симметрия.

Упражнения, направленные на развитие вербально-логического мышления, внимания, зрительно-моторной координации.

61.

Здравствуй, сказка!

Упражнения, направленные на развитие логического мышления (способности к классификации, обобщению), слуховой памяти.

62.

Герои сказок в ребусах и загадках.

Упражнения, направленные на развитие воображения, зрительной памяти, внимания.

63.

Учимся быть честными.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, логического мышления.

64.

Любопытные факты.

Упражнения, направленные на развитие умения соотносить логические части стихотворения с подходящими картинками.

65.

Согласись или поспорь со мной!

Упражнения, направленные на формирование навыков запоминания.

66.

Итоговая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

67.

Диагностика уровня развития памяти и внимания.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

68.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

  1. Система условий реализации коррекционного курса

 

Материально-техническое обеспечение:

1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).

2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.

3. Диагностический инструментарий.

4. Раздаточный материал.

6. Мультимедийные презентации.

7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.
    2 класс. – 6-е изд. – М.: Генезис, 202с.: ил.
  2. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе. Методическое пособие.
  3. Винокурова Н. К.Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн- Пресс, 2004.
  4. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.
  5. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 10-еизд. – М.: Генезис, 2020. – 312 с.
  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 2 класс. – М.: Генезис, 2019. – 68 с.: ил.
  8. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС. – 13-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  9. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс. ФГОС. – 13-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Программа коррекционного курса для обучающегося 3кл. (ребёнок с нарушением зрения)

Цель данной программы: компенсация  нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: вниман...

Программа коррекционного курса для обучающихся 1кл. (обучение по программе 7 вида)

Данна программа была разработана и апробирована при работе с детьми 1 класса, обучающихся по программе 7 вида (дети с ЗПР).  Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся&ra...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...