Программа коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуалтьными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития
рабочая программа

Амирова Анна  Эдуардовна

Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-_praktich_deystviya.docx55.34 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-2-28-21

e-mail: shkola4okha@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

(протокол № 8 от 14.06.2019)

РАССМОТРЕНО

методическим советом

(протокол №  8 от 31.05.2019)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ ОШ № 4 г. Охи

(№108-ОД  от 13. 06.  2019)

Рабочая  программа по коррекционному  курсу:

«Предметно-практические действия»

составлена  на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (2 вариант)

Составлена учителем – дефектологом Амировой А.Э.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)


ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.

(Коррекционный курс)

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения индивидуальной коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью умственной отсталости,  тяжелыми множественными нарушениями развития.

Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (2 вариант);

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью

Задачи и направления рабочей программы:

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие целенаправленных действий;
  • развитие планирования и контроля деятельности;
  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Коррекционные задачи:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общая характеристика учебного предмета

Коррекционный курс  "Предметно- практические действия" (ППД)— это средство, помогающее у развивать обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития.

 Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям . Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной) ,  самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.      Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Содержание программы отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционные занятия содержат:

ознакомительные упражнения;

  • познавательные сведения;
  • перечень умений, над формированием которых предстоит работать;
  • виды предметно-практической деятельности;
  • операции и приемы предметно-практической деятельности;
  • перечень изделий, практических работ.

Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную и коррекционную  работу на занятиях  предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность обучающихся.


Описание места коррекционного курса

«Предметно-практические действия» в учебном плане:

«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия», как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

На его изучение отведено:

1 (дополнительный) -1  класс- 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели

2- 11 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Планируемые результаты изучения коррекционного курса

Планируемые результаты коррекционной работы

  • умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
  • умеет фиксировать взгляд на объекте;
  • умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
  • выполняет последовательно организованные движения;
  • лепит из пластилина по образцу;
  • выполняет аппликации по образцу, инструкции;
  • строит их  кубиков (деревянных, пластмассовых), строит из геометрического и природного   материала по образцу, инструкции;
  • узнает материалы на ощупь, по звуку;
  • знает, показывает, называет основные цвета, формы, предметов;
  • распределяет, группирует предметы по цвету, форме, величине;
  • показывает, называет времена года, признаки времен года;
  • показывает, называет части суток;
  • знает, показывает домашних и диких животных, их детенышей;
  • знает,  показывает, называет фрукты, овощи;
  • знает показывает основные геометрические фигуры, различает их.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;
  • фиксирует взгляд на движущей игрушке;
  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
  • фиксирует взгляд на изображении;
  • фиксирует взгляд на экране монитора.

Умение выполнять инструкции педагога:

  • понимает жестовую инструкцию;
  • понимает инструкцию по инструкционным картам;
  • понимает инструкцию по пиктограммам;
  • выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

 Использование по назначению учебных материалов:

  • бумаги;
  • цветной бумаги;
  • пластилина.

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

  • выполняет действие способом рука-в-руке;
  • подражает действиям, выполняемы педагогом;
  • последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
  • выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
  • при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
  • ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Содержание коррекционного  курса с указанием форм организации

коррекционных занятий, основных видов учебной деятельности

Формы организации учебных занятий:

  • фронтальная работа
  • групповая работа
  • парная работа
  • индивидуальная работа

Коррекционные направления:

  • Формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь)
  • Формирование природоведческих представлений (времена года, их признаки, дни недели)
  • Формирование умения называть цвет, форму, размер предметов
  • Формирование количественных представлений (больше, меньше, равно)
  • Формирование представлений о величине, противоположные величины.
  • Формирование представлений о геометрических фигурах
  • Формирование пространственных представлений
  • Формирование знаний о животных (домашние, дикие)
  • Формирование умения различать овощи, фрукты

Содержание коррекционных занятий

Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок.

Знакомство с предметами окружающей действительности.

Определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный, теплый, горячий).

Складывание пирамидки. Собирание бус, мозаики.

Действия с предметами разной формы, величины, различение и называние геометрических фигур, сравнение предметов по форме, величине, обводка фигур по контуру, штриховка геометрических фигур. Классификация предметов по цвету, форме, величине.

Конструирование. Работа с развивающим материалом Фребеля.

Постройка из геометрического материала.

Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр.

Составление из сборно-разборных деталей различных предметов.

Составление предметов из частей, разных по форме и цвету

Работа с мозаикой, чудесными мешочками.

Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)

Правила безопасности труда, санитарии и гигиены при работе с пластическими материалами.

Организация рабочего места. Способы подготовки пластических материалов к работе.

Лепка по заданию учителя и по собственному выбору знакомых предметов: посуда, игрушки, фрукты, овощи. Составление композиций: «Фрукты на подносе», «Овощи в корзине».

Сравнение предметов по форме, цвету, величине с помощью учителя. Нахождение и показ элементов изделия, выделение признаков, которые называет педагог. Называние поделок. Ответы на вопросы учителя о выполненных действиях.

Работа с бумагой и фольгой

Повторение и закрепление умений и навыков работы с бумагой, выполнение аппликаций по образцу с направляющей помощью.

Раскрашивание и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами.

Работа с наглядностью домашние и дикие животные, их детеныши.

Работа с наглядностью времена года, части суток, дни недели.

Критерии оценки по коррекционному курсу

Программа  коррекционного курса  не предусматривают  критериев оценок, поскольку цифровая отметка на коррекционных  занятиях учащимся не ставится.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам  психолого-педагогического, дефектологического и логопедического обследования, которое проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в индивидуальных картах учащихся и итоговом отчете педагогов за год.

Материально-техническое и методическое обеспечение

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:

  • учебные столы;
  • доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
  • персональный компьютер, большой монитор;
  • Развивающий материал Фребеля;
  • Развивающий материал системы Монтессор;
  • предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);
  • вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
  • пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;
  • волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
  • счетные палочки;
  • обводка по точкам;
  • предметы  различной̆ формы, величины, цвета;
  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
  • оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;
  • презентации к урокам, развивающие видео занятия;
  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Содержание

Основные виды деятельности

1 доп

1 кл

3  

5  

6

Обследование

1

Проведение диагностики

Установление контакта

Заполнение индивидуальных карт развития

Обследование

1

Обследование

1

 Части суток

1

Знакомство с частями суток

 

Работа  с презентацией, наглядностью

Раскрашивание, штриховка

Утро

1

День

1

Вечер

1

Ночь

1

 Знакомство с окружающими предметами

1

Знакомство с предметами окружающей действительности

(Школа, класс, дом)

Группировка предметов по цвету (форме, размеру).

Штриховка, раскрашивание

Работа с наглядностью, презентацией

Сравнение предметов по величине, форме, размеру

Представления о величине

1

Знакомство  с величинами, формирование умения сравнивать предметы по форме, размеру, величине, цвету

Противоположные величины

Штриховка

1

Противоположные величины

1

Представление о форме «Круг, квадрат»

1

Знакомство с геометрическими фигурами

Формирование умения различать геометрические фигуры.

Называть их, показывать.

Работа с геометрическим материалом

Штриховка

Раскрашивание

Группировка

Работа с наглядностью

Представление о форме, геометрические фигуры, штриховка

1

Представление о форме, геометрические фигуры, штриховка

1

Представление о домашних животных

1

Формирование умения различать домашних животных

Показывать их, называть

Работа с наглядностью

Раскрашивание

Штриховка

Карточки Домана

Представление о диких животных

1

Формирование умения различать,  называть, показывать диких животных

Детеныши животных

1

Формирование

Умения различать детенышей животных

Детеныши животных

1

Времена года

1

Формирование

Умения показывать. Называть времена года

Раскрашивание, штриховка

Работа с наглядностью  

Карточки ПЕКС

Времена года  и их признаки

1

Аппликация

«Осень»

1

Выполнение аппликации по образцу

Работа с бумагой

Наклеивание готовых элементов

Игрушки

1

Формирование умения называть игрушки, показывать

Штриховка, раскрашивание

Работа с наглядностью

Группировка

Конструирование из счетных палочек

1

Формирование умения выполнять действия по образцу, словесной инструкции

Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета.

Лепка

1

Формирование умения лепить по образцу

Правила работы с т пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. Лепка предметов с комментированием.

Овощи

1

Формирование умения называть овощи, фрукты, различать их, показывать

Раскрашивание

Штриховка

Работа с наглядностью

Группировка

Фрукты

1

Форма предметов

1

Формирование умения называть, показывать  форму, цвет предметов

Группировать предметы по форме, цвету

Группировка предметов по форме (по показу и на основе речевой инструкции: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, красные, синие и т.д.)

Цвет предметов

1

Группировка по форме, цвету

1

Лепка по образцу

1

Формирование умения лепить по образцу

Лепка по образцу с направляющей помощью

Посуда

 

1

Формирование умения называть, показывать посуду

Штриховка

Раскрашивание

Гигиенические принадлежности

1

Формирование умения называть, показывать основные гигиенические принадлежности

Штриховка

Раскрашивание

Геометрические фигуры

1

Формирование

умения называть, показывать геометрические фигуры

Складывание простейших фигур из счетных палочек  по образцу

Штриховка

Раскрашивание

Погода

Времена года

1

Формирование умения различать времена года, погоду

Штриховка, раскрашивание

Наблюдение

Работа с наглядностью

Одежда

1

Формирование умения называть, показывать одежду

Штриховка

Раскрашивание

Электроприборы

1

Формирование умения называть, показывать  электроприборы

Штриховка

Раскрашивание

Работа с материалом Фребеля

1

Формирование умения работать с материалом

Конструировать по образцу, словесной инструкции

Развитие мелкой моторики, координации

Группировка предметов по форме, цвету, величине

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.  

Работа с материалом Фребеля

1

Геометрический материал

Группировка по форме, цвету, величине, размеру

Обводка материала

Штриховка

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Конструирование

из строительного материла

по образцу

домик,

ракета,

кораблик  и т.д.

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с палочками разной длинны, кольцами, полукольцами

Конструирование

Сравнение по длине

Выкладывание узора по образцу

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Соотнесение формы предметов с геометрических фигур

Выделение круга из группы различных фигур. Исключение «лишнего»  из нескольких однородных по форме фигур.

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Обводка геометрических фигур

По

шаблону (трафарету внутреннему и внешнему) и штриховка.

Работа с материалом Фребеля

1

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Выделение разнородных  предметов по величине (большой

Работа с материалом Фребеля

1

Действия с предметами: определение на ощупь величины фигур и предметов. «Чудесный мешочек»

Работа с материалом Фребеля

1

Действия с геометрическим материалом

Выкладывание узора, построение по образцу

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Работа с материалом Фребеля

1

Обследование

1

Итоговая диагностика на конец года

Обследование

Обследование



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...