Программа индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллекиуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития
материал

Амирова Анна  Эдуардовна


программа индивидуального сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_zanyatiya_amirova.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-3-28-21

e-mail: shkola4okha@mail.ru

Рассмотрено

методическим советом

Протокол № 7

от «30» июня 2017

Согласовано

педагогическим советом

протокол № 6

от «08» июня 2017

Утверждаю

Директор МБОУ ОШ № 4 г. Охи

Приказ № 116 – ОД

от «14» июня 2017

______________ Е.Х. Съемщикова

Рабочая программа групповых занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  и

тяжелыми множественными нарушениями развития

Коррекционный курс работы учителя -дефектолога

«Развитие моторных и сенсорных процессов»

 4 годичный курс обучения

Составлена учителем – дефектологом  первой  категории Амировой А.Э

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

Содержание

Пояснительная записка

3

Основные направления работы учителя-дефектолога

4

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития)

5

Общая характеристика предмета

6

Описание места учебного предмета в учебном плане

7

Планируемые  результаты освоения коррекционного курса

8

Содержательный раздел.

9

Методические рекомендации

10

Критерии оценки по предмету

14

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение

.

15

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с  тяжелыми множественными нарушениями развития. Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Положения о рабочей программе МБОУ ОШ № 4 Г. ОХИ от 22.08.2016 г. приказ № 130 – ОД

  Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся   МБОУ ОШ № 4 города Охи.

Программа коррекционного курса «Сенсорное  и моторное развитие» направлена на формирование мелкой и общей моторики, полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.        

Целью коррекционного курса «Сенсорное и моторное  развитие» является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы, развитие мелкой и общей моторики.

Задачи курса:

Формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Накопление ребенком сенсорного опыта и формирование на основе опыта сенсорно-перцептивных действий. Расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляция активности ребенка. Развитие общей и мелкой моторики.

Основные направления работы учителя-дефектолога:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • аналитическое;
  • консультативно-просветительское  и профилактическое направление;
  • организационно-методическое.

   

Учитель-дефектолог проводит диагностику обучающихся в начале учебного года с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений, сформированности моторных и сенсорных процессов.

По результатам диагностического обследования учитель-дефектолог комплектует состав учащихся, с которыми будет проводить развивающие групповые занятия. При необходимости (если ожидаемые результаты оказались недостаточными) занятия с учениками  продолжаются либо дублируются.

Основные направления коррекционной работы

на дефектологических занятиях.

  • Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Развитие навыков каллиграфии;

Развитие артикуляционной моторики;

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие зрительной памяти и внимания;

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие представлений о времени;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

  • Развитие основных мыслительных операций:

Навыков соотнесенного анализа;

Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

  • Развитие различных видов мышления:

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, развитие умения выражать эмоции).    

      Основные требования к работе с детьми:

  • Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
  • Использование различных развивающих материалов (система Монтессори, дары Фребеля)
  • Сугубо индивидуальный подход связанный с личностью ребенка.
  • Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их.
  • Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
  • Использование игр.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития)

     

Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (ранний детский аутизм, болезнь  Ангельмана, сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении (спастичность конечностей). Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи. Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой.

Основные характерные особенности:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка:

навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.

  • Особенности психофизического развития:

нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.

  • Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы:

целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

  • Сформированность учебных навыков:

учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.

  • Речь:

Наблюдается мутизм, эхолалия или собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.


Общая характеристика предмета

В  коррекционный курс «Сенсорное и моторное развитие»  входит:

  • Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
  • Повышение энергетического потенциала
  • Отработка дыхательных упражнений , длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на  тренировку в управлении определенной  частью тела, в разном положении по показу и инструкции.  
  • Развитие моторики, графомоторных навыков
  • Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.  Сгибание бумаги.
  • Тактильно-двигательное восприятие
  • Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей).
  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов  
  • Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором.
  • Развитие зрительного восприятия
  • Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
  • Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
  • Развитие вкусовых ощущений.
  • Развитие слухового восприятия
  • Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука
  • Восприятие пространства
  • Ориентировка на собственном теле

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года  обучения: 1 класс - 4 класс по 66 часов, 2 раза в наделю.  Продолжительность каждого занятия в среднем 20-30  минут.

Планируемые  результаты освоения коррекционного курса

«Сенсорное и моторное развитие»:

  • фиксация взгляда на лице человека;
  • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);  
  • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка);
  • прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);  
  • прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;
  • узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);  
  • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);  
  • прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;  
  • локализация неподвижного удаленного источника звука;
  • соотнесение звука с его источником;  
  • нахождение одинаковых по звучанию объектов;  
  • адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;  
  • адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
  • адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;  
  • адекватная реакция на давление на поверхность тела;  
  • адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;
  • адекватная реакция на изменение положения тела;  
  • адекватная реакция на положение частей тела;  
  • адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
  • различение свойств материалов: холодный/горячий, гладкий/шероховатый, мокрый/сухой, жидкий/густой;  
  • адекватная реакция на запахи;  результат: узнавание/различение объектов по запаху;  
  • адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький/сладкий, кислый/соленый), консистенции (жидкий/твердый, вязкий/сыпучий);  
  • узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);  узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький/ сладкий, кислый/соленый).

Содержательный раздел.

 Программно-методический материал коррекционного курса «Сенсорное  и моторное развитие развитие» включает 5 разделов:  

  • «Зрительное восприятие»
  • «Слуховое восприятие»
  • «Кинестетическое восприятие»
  • «Восприятие запаха»
  • «Восприятие вкуса».

             Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

       Зрительное восприятие:  

  • Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.
  • Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.  
  • Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.
  • Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.  
  • Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.
  • Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

Слуховое восприятие:

  • Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.
  • Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.
  • Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.
  • Формирование умения соотносить звук с его источником.
  • Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Кинестетическое восприятие:  

  • Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.  
  • Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.  
  • Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.  
  • Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.
  • Формирование адекватной реакции на положение тела.
  • Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.
  • Формирование адекватной реакции на положение частей тела.
  • Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
  • Формирование умения различать свойства материалов.

Восприятие запаха:  

  • Формирование адекватной реакции на запахи.
  • Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

Восприятие вкуса.  

  • Формирование адекватной реакции на продукты.
  • Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.
  • Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов

Методические рекомендации

Зрительное восприятие:  

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

      ребенок учится удерживать взгляд на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки. Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса.  

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

      в работе рекомендуется использовать фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки и предметы, которые предъявляются на расстоянии до 1 метра. Необходимо учитывать размер предъявляемого предмета: чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен. Сначала ребенок удерживает взгляд на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается. При проведении упражнений в темной комнате нужно чередовать появление и исчезновение света. При работе с фонариком в затемненной комнате рекомендуется направлять луч света на стену и обращать внимание ребенка на световое пятно. Частота и продолжительность упражнений зависит от реакций ребенка. Если световое воздействие пугает ребенка и вызывает устойчивое повторяющееся противодействие (ребенок щурится, отворачивается), отрицательные эмоциональные реакции, то нужно прервать выполнение упражнения. Нельзя использовать световую стимуляцию при работе с детьми с эпиприступами.  

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

    при обучении фиксации взгляда на предмете первоначально предъявляемый ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, ярким, без лишних деталей, затрудняющих его целостное восприятие, и располагаться перед ним (справа, слева) на уровне глаз на расстоянии 45-50 см. После этого предмет предъявляется выше (ниже) уровня глаз. Если ребенок не смотрит на предъявляемый предмет, то учитель привлекает его внимание речью, например: «Посмотри: шарик». Если ребенок не понимает речь, то можно использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка. Если не удалось заинтересовать ребенка, то ему предъявляют более привлекательный для него предмет. В дальнейшем можно предъявлять предметы большего и меньшего размера и более сложные по конструкции (пирамидка, машинка, кукла и др.). Ребенок учится удерживать взгляд на предмете, начиная с 3-х секунд, с последующим увеличением времени фиксации взгляда.  

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметомпедагог предъявляет предмет на уровне глаз ребенка, после чего перемещает его в разных направлениях на расстояние от 30 см до 1 метра.  

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

        используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются в пространстве комнаты на расстоянии более 1 метра. Это могут быть люди, заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.  

Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

       ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета (такой-не такой), называть цвет заданного предмета.

Слуховое восприятие.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

педагог привлекает внимание ребенка появлением звука в тишине или неожиданным прекращением звучания. Используемые звуки должны быть при диапазоне силы звука, примерно, 55-60 дБ. При необходимости интенсивность звукового воздействия может меняться. В качестве источника звука используют музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании, например, трещетка и др. Источник звука ребенок не должен видеть. Когда ребенок локализует звук на уровне уха, источник звука должен находиться на уровне 25-30 см от уха. Максимальное расстояние до источника звука не более 1 метра. Важным для ребенка источником звука является человек. Говорящий с ребенком человек должен находиться рядом с ним. Сначала ребенок реагирует на обращенную речь в тишине, затем на фоне других негромких звуков. В работе с ребенком нельзя использовать резкие и очень громкие звуки.

Формирование умения соотносить звук с его источником.

      в работе педагог использует знакомые ребенку бытовые звуки (пылесос, телефон, будильник и др.), звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи. Звуковой материал рекомендуем использовать группами, например, звуки домашних животных, звуки бытовых приборов и т.д. Обучение проводится следующим образом: сначала ребенок знакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др. Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект (изображение).  

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

        в работе используют два одинаковых набора звучащих объектов: музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др. На занятие с использованием «шумящих» коробочек педагог выбирает внешне одинаковые коробочки с разными наполнителями, например, горохом и пшеном. Две коробочки (с горохом и пшеном) находятся у ребенка, и две таких же коробочки у педагога. Сначала ребенка знакомят со звучанием каждой коробочки. Затем учитель предъявляет ребенку звук, тождественный по звучанию одному из объектов, и просит найти такой же. Ребенок выбирает объект с таким же звучанием.

Кинестетическое восприятие.  

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

         для предупреждения появления у ребенка нежелательных влечений рекомендуем использовать в работе прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка. Педагог должен выявить, какие прикосновения приятны ребенку, а что вызывает у него отрицательную реакцию. Когда ребенку неприятны прикосновения – он избегает воздействия раздражителя (отдергивает руку, вздрагивает, отодвигается, капризничает и т.д.). Если у ребенка стойкая отрицательная реакция на данный вид воздействия, то нельзя его продолжать. Если ребенку нравятся ощущения, он стремится к их продолжению (подставляет руку, вокализирует в случае прекращения тактильного воздействия и т.д.). Начинать работу следует с более легких прикосновений, которые учитель сопровождает спокойной, негромкой речью. При этом важно помнить, что доминировать должны возникающие у ребенка тактильные ощущения, а не слуховые. Эмоционально окрашенная речь (даже если ребенок не понимает обращенную речь) помогает ему принимать и положительно реагировать на ощущения, которые у него возникают. Постепенно прикосновения становятся разнообразнее и интенсивнее. Если ребенок возбужден, то прикосновения должны быть нежными, успокаивающими. Если же ребенок вялый, пассивный, то энергичные действия взрослого (похлопывание, растирание и т.д.) должны стимулировать его активность.  

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

      педагог погружает руки ребенка в материал и помогает ему ощупать его. Рекомендуем установить у ребенка факт наличия  или отсутствия порога чувствительности при соприкосновении с теми или иными материалами. Воздействие должно быть щадящим, не резким, чтобы не напугать ребенка, не вызвать у него негативную реакцию.  

Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

рекомендуется начинать работу с использования вибрирующих игрушек, массажеров без звука. В дальнейшем можно применять бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло, область гортани человека и др. Воздействие должно быть щадящим, непродолжительным по времени, не вызывающим у ребенка негативную реакцию. Нельзя прикладывать вибрирующие предметы в область живота.  

Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

        рекомендуем начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы для того, чтобы у ребенка была возможность прислушаться к своим ощущениям. Воздействие на поверхность тела должно быть щадящим, не резким, чтобы не вызвать у ребенка негативную реакцию. Интенсивность воздействия постепенно увеличивается и чередуется: сначала более легкие, затем сильные надавливания и наоборот. В работе используются различные предметы, например, мячи с разными поверхностями, массажеры и др.  

Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

       с учетом психоэмоционального состояния ребенка на момент проведения занятия выбирается задача: либо успокоить ребенка, либо активизировать его. В качестве поверхностей используются: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, водный бассейн и т.д. На начальном этапе следует ограничить время соприкосновения тела с поверхностью несколькими минутами. За это время ребенок должен успеть прислушаться к ощущениям своего тела. Для большей сосредоточенности на ощущениях рекомендуется выполнять упражнение в отдельной комнате, в тишине, желательно с закрытыми глазами. Положение тела может быть разным: сначала ребенок ложится на живот, затем на спину, на бок. Одежда у ребенка должна быть удобной, эластичной, не сковывающей движения частей тела.  

Формирование умения различать свойства материалов.

        работа с ребенком проводится в игровой форме с использованием различных материалов, например: жидкий/густой клейстер, холодная/горячая вода и т.д. Ребенок знакомится со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними (погружает руки в материал, зачерпывает, переливает, гладит по поверхности и др.). Ребенок учится играть в такие дидактические игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?» и т.п. Сначала ребенок рассматривает, называет и ощупывает один предмет (материал) с открытыми, а затем закрытыми глазами. Он запоминает ощущения, возникающие от соприкосновения с этим предметом (материалом). На другом занятии ему сразу предлагают ощупать предмет (материал) с закрытыми глазами и назвать его или выбрать такой же из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими предметами (материалами). Упражнения на определение свойств различных материалов могут проводиться как в естественных ситуациях, так и на специально организованных занятиях. Ребенку предлагают потрогать материалы (объекты) и определить их свойства. Для определения отдельного свойства материала необходимо использовать один и тот же материал, например, для определения температуры используют холодную и горячую воду, для определения фактуры материала, например, гладкую и шероховатую деревянные доски.

Восприятие запаха.  

Формирование адекватной реакции на запахи.

      источник запаха должен находиться в непосредственной близости от носа, при этом педагог удерживает источник запаха на расстоянии 10-15 см. Важно помнить, что длительное воздействие на обонятельный анализатор может вызвать пресыщение. Предлагаемые ребенку запахи должны быть не резкими. Рекомендуется использовать фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др.  

Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

ребенку предъявляют объект и дают его понюхать. Запахи пищевых продуктов желательно подкреплять вкусовыми ощущениями. Начинать работу следует со знакомых ребенку запахов: фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту и др. Сначала ребенок рассматривает, называет и нюхает один объект и запоминает его запах. На другом занятии ему предлагают понюхать объект с  закрытыми глазами и назвать его или выбрать из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими объектами.

Восприятие вкуса.  

Формирование адекватной реакции на продукты.

      начинать работу нужно со знакомых продуктов, предпочитаемых ребенком в еде. Ребенку дают один и тот же продукт (небольшими кусочками), но разный по вкусовым качествам, например, сладкое яблоко, кислое яблоко. В дальнейшем необходимо использовать продукты, редко употребляемые ребенком, предлагая их сначала малыми дозами.  

Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

сначала ребенка учат соотносить один продукт с его вкусом. Затем ребенку показывают и дают попробовать два продукта, вкус которых ему знаком (например, яблоко и колбаса). После этого ему дают попробовать кусочек одного из продуктов (не показывая его). Ребенок должен узнать по вкусу продукт.

Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

       ребенку малыми дозами предлагают попробовать продукты с различными вкусовыми качествами, при этом учитель называет их. Затем ребенок пробует и сам называет вкусовое качество продукта. Если ребенку доступно освоение более сложного учебного материала, его учат различать дополнительные вкусовые качества продуктов: острый, фруктовый и др.


                                                       

 

Критерии оценки по предмету

Программа не предусматривает критериев оценок, поскольку цифровая отметка на коррекционных занятиях учащимся не ставится.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам дефектологического обследования сформированности сенсорных и моторных процессов, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в протоколах диагностического обследования учащихся и итоговом отчете учителя-дефектолога  за год.

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение

.

  • «Дары Фребеля»
  • Дидактические материалы М. Монтессори
  • Детские музыкальные инструменты
  • Дорожки с различным покрытием
  • Конструкторы деревянные и пластмассовые
  • Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность
  • Наборы муляжей овощей и фруктов
  • Настенный модуль с кранами и замками
  • Мозаики
  • Трафареты
  • Игрушки.  
  • Шнуровки
  • Календарь природы
  • Набор для аромотерапии
  • Набор для пескотерапии
  • Набор «Театр на липучках»
  • Развивающая программа «Мультикид»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...