Мандала, как способ саморегуляции
презентация к уроку

Остерникова Ирина Анатольевна

Применение мандал в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandala_kak_sposob_samoregulyatsii.pptx709.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мандала, как способ саморегуляции Остерникова И.А., педагог-психолог

Слайд 2

Мандала ( Mandala ) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой.

Слайд 3

Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника – мандала , клумба в сквере, радующая глаз - мандала , наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала , компас – мандала , снежинка под микроскопом и радужка человеческого глаза – также мандалы . Мандалы могут быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса. В зависимости от сюжета, мандалы могут иметь совершенно разные формы.

Слайд 4

В психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками мандалы можно применять: в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал - раскрасок) в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга) в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции) с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Слайд 5

Возможности применения мандал : П роблемы с самооценкой, О щущение внутреннего дисбаланса, Активизация ресурсных состояний личности, Страхи, тревожность, Р аздражение и агрессия, С ложность в отреагировании чувств, эмоций, При ощущение жизненного тупика Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные), Трудности в адаптации, Семейные ситуации, Психосоматические проблемы, Сплочение группы на основе духовного сближения, Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей), Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения.

Слайд 6

С покойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами, что очень важно. Р асслабляющий эффект оказывает прослушивание музыки во время рисования, так как это делает нас более восприимчивыми к нашему внутреннему ритму . Хорошее настроение, т.к рисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: человек должен работать без принуждения (будь то взрослый или ребенок). Предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению). Н е законченную работу над мандалой за один день лучше оставить и на следующий день начать заново. В работе с мандалами необходимо:

Слайд 7

А чем же полезны мандалы для детей ? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить правила работы педагога , психолога с ребенком при использовании мандалы : 1. Если это мандалы-раскраски , то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению. 2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно. 3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно. 4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой . 5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия. 6. Принцип избегания комментариев по поводу работы . 7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной , так и созданной. 8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату. Правила работы педагога, психолога с ребенком при использовании мандалы :

Слайд 8

Простой способ начать работу — это нарисовать круг. Он может быть на листе, и может быть вырезанным. Рекомендуется всегда начинать с круга, чтобы потом сконцентрироваться на этой форме или дополнить его, создав сложную игру линий и форм, геометрических фигур. Цвет, который мы наносим на одном участке, должен оставаться таким или измениться, создавая рисунок на всей мандале . Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал !

Слайд 9

Выбор цвета свободный: как только перед нами мандала в черно-белом цвете, мы выбираем цвет, который нас больше всего привлекает, стараясь не думать во время этого. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни. Черный цвет Базовая архетипическая ассоциация с чёрным цветом - это ассоциация с Тьмой, которая таит в себе угрозу и опасность для жизни человека. Ночь - это время Природы Враждебной, это не время людей. Ночь - время диких зверей, нежити и человеческого отребья - грабителей, убийц, маргиналов, отверженных. Красный цвет Красный цвет необходим для выживания, он символизирует здоровую кровь, струящуюся по здоровым жилам, агрессию, напор. Однако если красный цвет - в избытке, то это свидетельствует об агрессии, готовой вылиться в разрушительные действия. Отсутствие красного цвета в рисунке вообще - упадок жизненных сил, пассивность, неумение настоять на своём. О болезни свидетельствует розовый цвет в мандале . Это - первый признак физического недомогания. Розовый с чёрным - признак явных саморазрушительных тенденций у человека, склонности к суициду, девиантному поведению.

Слайд 10

Жёлтый цвет мандалы не имеет вообще никаких негативных аспектов. Его выбор - всегда признак полного благополучия. Оранжевый цвет всегда означает сверхамбициозность и некритически завышенную самооценку (в избытке), а у женщин - проблемные отношения с мужчинами. Светло-голубой цвет в мандале . Небесный (лазоревый) цвет как и жёлтый не имеет вообще никаких негативных аспектов. Он символизирует Чистые Воды как источник жизни. В христианской символике голубой цвет - символ Девы Марии. Если этот цвет темнеет, превращаясь в тёмно-синий - перед нами не проработанный конфликт с матерью. Густой тёмно-зелёный цвет - говорит о том, что человек ориентирован на оказание поддержки другим людям и всему окружающему миру (мать Тереза). Если такой цвет преобладает - перед нами человек склонный к гиперопеке , не дающий ступить шагу своим близким и отдающий свою жизнь для решения чужих повседневных дел и проблем. Светло-зелёный цвет или бледно-зелёный говорит о прекращении роста и ослабленном энергетическом потенциале.

Слайд 11

Вообще же зелёный цвет - цвет зрелости. Он показывает то, что человек готов стать или стал родителем и испытывает от этого только положительные эмоции. Тёмно-фиолетовый цвет , когда он расположен в самой сердцевине мандалы , укажет нам на очень сильную связь с матерью, вплоть до неспособности жить своей жизнью, патологическую эмоциональную зависимость. Серый цвет мандалы . Обилие серого цвета в рисунке мандалы - это самый тревожный симптом. Для того, чтобы было понятно, в каком состоянии находится человек, выполняющий рисунок с преобладанием серого - так рисуют героиновые наркоманы. Вообще же это признак утраты вкуса к жизни, усталости и прогрессирующей апатии. Сиреневый (лавандовый) цвет часто возникает на рисунках людей, страдающих удушьем, приступами астмы, испытавших асфиксию, удушение - в общем все проблемы с дыханием имеющие психосоматическую природу.

Слайд 12

Групповые занятия с использованием мандал с детьми и подростками в РЦ «Спасатель» Научить детей успокаиваться, сосредоточиваться, развивать мелкую моторику, воображение может помочь выкладывание мандал .

Слайд 13

Мандала — это нечто большее, чем просто рисунок, выполненный на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Творческая работа с мандалой для детей или взрослых — это способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира, восстановление равновесия и спокойствия. Это указывает нам, на большую ценность мандал , как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога.

Слайд 14

Благодарю за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста

Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала"  в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....

Способы саморегуляции эмоционального сотояния учителя

В материале представлена структура саморегуляции, описаны элементы самрорегуряции для учителя, упражнения для расслабления мышц лица и снятия напряжения....

Эмоциональное состояние и способы саморегуляции

Способы саморегуляции, не только для детей, но и для взрослых. Для занятия в сенсорной комнате...

Мастер-класс для педагогов: техника медитативного рисунка-мандала "Мандала желаний"

Цель: Коррекция эмоциональной сферы, нормализация поведения. Задачи: • создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. • снижение уровня эмоцио...

Мастер-класс для педагогов: техника медитативного рисунка-мандала "Мандала желаний"

Цель: Коррекция эмоциональной сферы, нормализация поведения. Задачи: • создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. • снижение уровня эмоцио...

"Саморегуляция - эффективный способ борьбы со стрессом у детей"

Примеры различных способов саморегуляции для детей младшего школьного возраста....