«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»
занимательные факты

Пискунова Анастасия Дмитриевна

Любой социальный человек не может жить, удовлетворять потребности и заниматься любым видом деятельности без общения. Что касается младшего школьного возраста, для того, чтобы выстроить правильное общение с ним, нужно в первую очередь знать его психологические возрастные особенности. Переступив порог школы, младший школьник только еще начинает знакомиться с навыками общения, в это время устанавливается дружеский контакт со сверстниками и педагогами, появляется своя позиция и мнение в сфере реальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Эмблема школы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа Щёлково

141109 РФ, Московская область, г.о.Щелково, ул. Комсомольская, стр. 5А.

Телефон:8 (496)562-80-88 / факс: 562 – 54 – 36; e-mail: shel_school3@mosreg.ru

ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561

Доклад на тему:

«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Выполнила:

Пискунова А.Д.

Учитель начальных классов

 

Щелково, 2021

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ        4

1.1 Научные подходы изучения общения        4

1.2 Виды общения        6

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА        8

2.1 Взаимодействие младшего школьника со сверстниками        8

2.2 Влияние стилей общения учителя и родителей на младшего школьника.        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

ЛИТЕРАТУРА        18


ВВЕДЕНИЕ

Любой социальный человек не может жить, удовлетворять потребности и заниматься любым видом деятельности без общения. Что касается младшего школьного возраста, для того, чтобы выстроить правильное общение с ним, нужно в первую очередь знать его психологические возрастные особенности. Переступив порог школы, младший школьник только еще начинает знакомиться с навыками общения, в это время устанавливается дружеский контакт со сверстниками и педагогами, появляется своя позиция и мнение в сфере реальных отношений.

Младший школьный возраст является важнейшим этапом школьного детства. Именно в школьный период проявляется его высокая чувствительность, которая определяет его возможности путем учебной деятельности.

Актуальность данной темы в том, что при поступлении ребенка в школу, продолжается формирование его личности, такие как: ответственность, грамотность, умение выстраивать отношения не только со сверстниками и учителем, а также с окружающими его людьми, организация групповой деятельности, коллективное сотрудничество, усвоение правил и норм делового общения, формирование дисциплины – все это может послужить на дальнейший успех в учебе и в трудовой деятельности.

Понимание и применение средств общения, которое используется ребенком, характеризует его отношение с обществом. Поэтому хочется изучить характерные особенности общения детей в младшем школьном возрасте.


          ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

1.1 Научные подходы изучения общения

В современном мире, общение играет основную роль в жизни любого человека как средство передачи и обмена информации. Участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Взаимодействие зависит прежде всего: от участия в общественной жизнедеятельности, овладения профессией, освоения общепризнанных правил в коллективе; от приобретенного общественного навыка; от удовлетворения потребности в общении.

Для того, чтобы изучить искусство общения, человеку необходимо изучить закономерности и устройство этого процесса, овладеть определенными способами продуктивного общения, а также уяснить его пространство в непростой системе взаимоотношений. Основными исследователями, при изучении общения стали И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, целью которого было изучить общение со всех сторон. Также принимали участие в изучении общения – А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Роль общения, по мнению Б.Г. Ананьева, являлась важнейшей деятельностью общества.

Так, мыслитель Джон Дьюки говорил, что общество существует посредством коммуникации, людям трудно сотрудничать, пока они друг друга не понимают, и только лишь немногие полностью понимают позицию Дьюки. Он говорил, что общество и есть коммуникация.

Общение – взаимодействие человека с другими людьми как члена общества, в общении реализуется общественное отношение индивидов. Отечественные психологи ставят в центре внимания трудность общения. Процесс общения в онтогенезе рассматривается как фактор психологического совершенствования личности, нужда в постоянном контакте с другими людьми, понимание смысла общения для регулирования поведения личности, особенности психологических процессов при общении.

Конец 19 – начало 20 века – первый этап возникновения психологии общения. Психологическое развитие человека и его влияние в коллективе, впервые затронул проблему общения исследователь В.М. Бахтерев. Общение на тот момент еще не являлся психологическим исследованием, в приоритете в большей степени стоял вопрос о том, как общение влияет на психические процессы индивида.

В.М. Бехтерев отмечал, что успех развития человека проявляется многообразностью и богатством общения с другими людьми. В начале 20 века, под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского исследователь В.Н. Мясищев организовал и поставил первый эксперимент для изучения общения в коллективе. В отличие от других исследователей В.Н. Мясищев рассматривал общение как целостную структуру, не просто как речевую коммуникацию, а как сам процесс взаимодействия определенных индивидов, непосредственно имеющие отношение друг к другу и воздействующих друг на друга.

Труды А.А. Леонтьева оказало не маловажное значение. Он указывал на самый главный недостаток западного направления в области исследования общения, где считал, что понимание коммуникации скорее, как сообщение, а не общение, что не только внешние взаимодействие между людьми дает понимание коммуникации, а также и духовное изменение человека, с помощью, чего происходит осуществление развития общества и постоянный контакт с ним.

По мнению Б.Г. Ананьева главной характерной чертой для человека является непосредственно построение отношений с другими людьми. Б.Г. Ананьев выделял, как изменяется психический мир человека посредством общения. Проблему, которую он поставил в том, что все зависимо и взаимосвязано внешними и внутренними факторами человека при общении, с проявлением состояний, свойств и психических процессов. В совокупности с трудовой и учебной деятельностью, общение характеризуется практическим взаимодействием людей. Для получения эффективного результата посредством общения, человеку необходимо постоянно контактировать с другими людьми, формировать совместный образ действий.

Общение показывает внутреннюю часть деятельности человека. Необходимость во взаимодействии интерпретируется социальным миром человека. Взаимодействие считается как отдельная жизнедеятельность, в чем человек воодушевленно заинтересован.

1.2 Виды общения

Общение непросто средство коммуникации – это высшая форма проявления, которая присуще всем живым существам. К общению относят некоторые аспекты: содержание, цель и средства. Под содержанием принято считать ту информацию, которая передается от одного субъекта к другому, например, сигналы об опасности. Под целью общения понимается, ради чего у человека возникает данный вид активности, например, мать, своим голосом или движением подает сигнал своему ребенку, что впереди присутствует опасность. Средство общения – это способ кодирования, передачи, обработки и расшифровки информации, которая передается в ходе общения от одного живого существа к другому.

Различают непосредственное, опосредованное, кратковременное, длительное, законченное и прерванное общение. При непосредственном общении происходит контакт лицом к лицу, каждый из участников беседы воспринимает другого, при котором используются все средства общения через различные каналы, при этом получая обратную связь и реакцию на содержание другой стороны.

Опосредованное общение – такой вид коммуникации, где помимо двух собеседников втесняются третьи лица.

Кратковременное общение имеет своеобразную структуру, так как общение с незнакомым человеком сильно отличается, нежели со знакомым, связано это с тем, что за короткий срок изучить человека в деталях не удастся, но запомнить личностные качества вполне возможно.

Длительное общение определяет путь к взаимопониманию, оно дает предпосылку к положительным и дружеским взаимоотношениям, следовательно, к психической совместимости, либо наоборот, несовместимости.

Законченное общение считается, когда содержание темы между собеседниками исчерпано, когда оба участника не видят никакого смысла в его продолжении.

Под прерванным общением понимается не доведение общего действия до результата, к которой каждая из сторон стремилась.

При общении у человека все больше увеличиваются цели, такие как передача и получение конкретных знаний о мире, воспитание и обучение, организация определенных действий в совместной деятельности, а также установление взаимопонимания и взаимоотношения как личных, так и деловых.


ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1 Взаимодействие младшего школьника со сверстниками

Общение младшего школьника весьма отличается от дошкольного возраста своей общительностью, так как в дошкольном возрасте, дети не выбирают себе собеседника для взаимодействия. Маленький дошкольник привязывается только к определенному объекту, где в основном играет их тесная дружба и возраст. А непосредственно в начальной школе, младший школьник может общаться практически с любым одноклассником и при этом находится в товарищеских дружеских отношениях.

Когда младший школьник поступает в начальную школу, для него основная функция становится школьная учебная деятельность, где он вырабатывает умения и навыки, параллельно, с чем может ребенок столкнуться помимо учебной деятельности – процесс взаимоотношения со сверстниками. В начальной школе, младший школьник приносит весь опыт общения с детского сада, который применяет его в новой сфере взаимодействия, он ищет себе подобных товарищей с похожим опытом, и примерно через четыре-шесть месяцев в 1 классе стабилизируется коллектив. Полностью стабильным его назвать нельзя, так как смена интересов (когда выбираются дети по принципу близости проживания или дружбы родителей), общих спортивных интересов проявляются на протяжении всего обучения в начальной школе.

Уже во втором полугодии 1 класса дети все больше начинают ориентироваться на оценку учителя, а приятельские отношения могут строиться с учетом популярности ребенка на основании его учебных успехов. Однако, современные дети более критичны по отношению к мнению взрослых (даже учителей), они окружены большим количеством информационных источников, оказывающих на них влияние, поэтому авторитет учителя должен быть очень силен, чтобы он мог оказать влияние на дружеское отношение. Такой сильный авторитет педагога, как правило держится на протяжении 1 и 2 класса, в 3 классе постепенно авторитет учителя ослабевает, и младшие школьники начинают больше ориентироваться на собственные предпочтения в выборе партнеров по общению. Если педагог не обладает сильным авторитетом, то школьники меньше ориентируются на его оценки одноклассников, а значит, он меньше влияет на формирование дружеских связей в группе. В целом, примерно к концу 3 началу 4 класса учащиеся начинают демонстрировать самостоятельность в выборе друзей, причем друзья постепенно начинают выбираться на основании личных предпочтений и интересов, и это могут быть дети не только одного пола.

На учебный период младшего школьного возраста, общение со сверстниками имеет определенную характеристику и закономерности. Когда у ребенка происходит адаптация к самой школе, их волнует социальный статус и новые условия жизни, поэтому зачастую не замечают своих сверстников и даже если спросить, кто с ним сидел за одной партой, они просто-напросто не вспомнят, так как погружены в новую атмосферу и новый мир, который им интересен. В этот период устанавливается дружеский контакт с группой сверстников и важная задача младшего школьника, приобретение навыков уметь заводить себе друзей и товарищей.

Если у младшего школьника к 9-10годам складываются дружеские отношения с кем-нибудь из сверстников, означает это, что он может спокойно наладить контакт со своим ровесником, продолжать долго поддерживать взаимоотношения, что общение с ним ему интересно и несет важную роль для него. Друзья для детей от 5-7 лет могут считаться только те, которые доставляют ему много позитивных эмоций, с которым ребенок играет, на уроке сидит за одной партой, которого видит намного чаще, при этом личностные качества одноклассника особой роли не играют, и в первую очередь, на что смотрит ребенок в этом возрасте – это поведение. Дружеские отношения, как правило, недолговечны и непрочны, они могут как быстро возникнуть, так быстро завершиться. К 8-10 годам младшие школьники считают друзьями тех детей, которые им всегда оказывают помощь, при этом отзывчивы на их определенные просьбы, а также которые имеют взаимные и общие интересы, где важные личностные особенности младшего школьника имеют такие качества как, честность, внимательность, доброта, уверенность в себе. Со временем, когда ребенок усваивает школьную реальность, у младшего школьника складываются личностное взаимодействие в группе, где важную функцию выполняют эмоциональные отношения, которые доминируют над другими. Межличностные взаимоотношения, которые складываются в классе, характеризует положение ученика разными факторами для разных возрастных групп, например, ученики, у которых большее число голосов, так называемые «лидеры», для сверстников, обладают хорошей фантазией, они общительны, у таких детей характер более ровный, отличаются своими способностями, имеют хорошие успехи в учебной деятельности. Группы детей, которые имеют неблагополучный социальный статус в классе, такие дети как правило, сталкиваются с трудностями в общении, они не уживаются в классе, обладают вспыльчивым характером, грубы, замкнуты, иногда в их характере встречаются такие черты, как жадность, ябедничество, многие дети в отличие от других, очень нерешительны и неаккуратны. Младшие школьники, имеющие высокий социальный статус в классе, для них характерными особенностями являются: хороший внешний вид, они готовы всегда поделиться своими вещами, всегда выступают активистами, ценятся хорошей успеваемостью по учебе. «Неинтересные дети» для одноклассников имеют особенности, как неуспеваемость в учебной деятельности, плохое поведение, они не участвуют в классном активе, постоянно находятся в стороне, неопрятны, более эмоциональны. Следовательно, младшие школьники оценивают одноклассников по внешним проявлениям.

2.2 Влияние стилей общения учителя и родителей на младшего школьника.

С началом учебной деятельности у младших школьников появляется целенаправленность в общении, средством которого является активное взаимоотношение не только со стороны учителя, но и со стороны сверстников. Чем младше школьник, тем меньше они самостоятельны и тем больше присутствует элемент подражания. Дети одинаково могут подражать и впитывать как хорошее, так и плохое, соответственно взрослому человеку нужно быть в первую очередь к себе требовательным и давать пример как в общении, так и в поведении. Если взрослый человек доверяет своему ребенку и предоставляет ему столько независимости в пределах разумного, тем быстрее он приучается быть независимым, тем самым рассчитывая на свои возможности, и наоборот, трепетная опека над ребенком тормозит развитие силы воли, при этом ребенок уже знает, что за его определенные действия отвечает внешний контроллер. Дети младшего школьного возраста с легкостью стараются действовать тем требованиям, которые оглашаются взрослым или учителем. Конечно, в начальных классах школьники зачастую не следят за своим поведением часто нарушают его, как правило, неосознанно, в силу импульсивной натуры ребенка. Соответственно, к середине года можно наблюдать, что в классе появляются дети, которые могут повлиять на поведение своих сверстников, взявшего обязанности организатора урегулирования поведения в классе, таких детей называют внутренним контроллером.

Для младшего школьника при поступлении в начальную школу, объектом взаимодействия становится учитель, который имеет соответствующий статус, где ребенку предстоит усвоить новую систему межличностных деловых взаимоотношений. Младший школьник несомненно находится в эмоциональной взаимосвязи с педагогом. У ребенка появляется такое желание, чтобы он для учителя стал обожаемым, чтобы его хвалили и им были довольны родители, а также хорошо относились сверстники.

Нужда в эмоциональных положительных чувствах от учителя определяет образ поведения ученика. Именно подобранный стиль общения с детьми характеризует их поступки не только в классе, но и в других местах для занятий.

Следуя инструкциям и традициям школы, учитель может применить различные формы воздействия на класс и на каждого ученика. При многообразии деятельности учителя выделяют стили общения педагога с учениками.

Императивный стиль подразумевает непосредственно подчинения в категоричной форме, где учитель применяет манипулятивные средства, направленные на класс, ставя определенную задачу, оказывая при этом психологическое давление на ребенка. Такой стиль общения способствует повысить дисциплину в классе, стремительно повысить поставленные задачи и их выполнение, но холодность учителя вызывает у учеников чувство покинутости, ощущая себя незащищенными, властный стиль лишает младшего школьника понять свои обязательства и права, при этом нарушается мотивация по управлению своим поведением. В большинстве случаев у ребенка усиливается негативное проявление внимания такого властного учителя. При императивном стиле младший школьник может выполнять задания и работать, но также нуждающийся в постоянной поддержке со стороны учителя и похвале за успешную деятельность.

Демократический стиль общения педагога пользуется популярностью и является самым продуктивным, где вызывает у детей только положительные чувства и эмоции, при этом ребенок ощущает себя более уверенным в себе. Учитель применяет такие средства общения, как объяснение, при этом учит их самостоятельно контролировать свое поведение на взаимодоверии и понимании, чтобы сообща достигнуть общих плодотворных результатов в классе, также у ребенка развивается чувство ответственности. Такой стиль общения построен на любви к детям и духовным и профессиональным качествам педагога. При демократическом стиле, младший школьник чувствует душевное спокойствие и комфорт, где с огромным удовольствием может завести разговор с педагогом и непосредственно пойти с ним на контакт.

Либерально-попустильский стиль общения является антипедагогичным. Отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей – нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Стиль общения не обеспечивает возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками.

В наши дни педагоги и психологи отметили тот факт, что общение детей строится на взаимоотношении в семье. Семья для школьника является фундаментом при построении взаимоотношений и общения. Выстраивание отношений в семье на доверии, любви, понимании, уважении, ребенок принимает те положительные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться в дальнейшей жизни. Если же имеются некоторые отклонения в семейных отношениях, негативно влияют на его психику, самооценку, характер, повышенную тревожность, недопонимание и трудности общения со сверстниками и взрослыми, ухудшение учебной успеваемости школьника.

Семья для младшего школьника несет особое влияние на формирование его личностных качеств. Было отмечено, что семьи с демократическим стилем общения, дети больше проявляют дружеские эмоции по отношению к окружающим, стараются больше доверять людям, у них больше проявляются способности к творческому делу, более целеустремленные и успешные в делах, чем дети с авторитарным стилем общения. В семье ребенок имеет место своего «Я», который находит общение среди людей, где может доверить свои мысли чувства другому человеку. Современная семья имеет некое отличие в настоящее время по отношению выполнения семейных функций, как поддержка своего ребенка, объяснение своему ребенку, как следить за своим поведением в соответствии с общественными нормами. Конечно такие изменения связаны в первую очередь с страхом самих родителей, факторами которых является не совершенствование как личность, неудовлетворением своей жизнью, несостоятельностью, не понимание и беспомощность как воспитывать ребенка правильно, родители не знают, каким бы они хотели видеть своего дитя в будущем и многое другое, соответственно, все негативные переживания, которые демонстрирует взрослый, отражаются на самом ребенке, которые влияют на его эмоциональное состояние и трудности в общении с семьей. Также может повлиять на общение ребенка с родителями – это постоянный контроль над ним, или наоборот, чрезмерная опека, которая связана с социальной нестабильностью и страхом за своего ребенка. Чем больше взрослые требуют подчинения, тем больше дети становятся непокорными и грубыми по отношению к взрослым, все это является нарушением взаимоотношений в семье. Нарушение дисциплины поведения в психологии называют парированным (отраженным) поведением, вызванное с уменьшением беспокойства, выступающий против контроля. Именно специально подобранные модели поведения в семье можно сформировать только с помощью диалога с ребенком. Смена ролей также затрудняет процесс взаимодействия младшего школьника в семье. В основном главным лидером в семье, является мать, которая подбирает определенный стиль воспитания, которая и наказывает, и поощряет своего ребенка, которая взаимодействует со школой. Авторитет отца не настолько велик в современной семье, так как в основном отец занимается финансовым обеспечением семьи и его благосостоянием. Следовательно, душевное состояние ребенка зависит, прежде всего от взаимосвязи матери с ребенком и их отношений, ее любви к малышу. Взаимоотношения родителей с детьми, отношения с родителями, их структура, семейная культура оказывают непосредственный авторитет для младшего школьника.

При выборе определенного стиля общения, рассматривают три вида активности младшего школьника:

1) физическая активность – необходимость в постоянном физическом движении ребенка, поддержка младшего школьника в тонусе, физическая нагрузка дает показатель здорового организма ребенка, а также выступает как условие психологического развития ребенка;

2) психическая активность выступает как необходимость познания самого себя, через рефлексию для умственного отдыха, посредством физкультминуток, игр, каких-либо движений под музыку, которые включаются в часть урока;

3) социальная активность выражается в поведении младшего школьника, которая целенаправленна на выполнение в поддержании правил, готовность помогать своим одноклассникам.

Все виды активности между собой взаимосвязаны, в настоящее время физическая активность имеет наибольшее значение для ребенка, именно она предопределяет успешное развитие социальной и психической активности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие в обществе несет определенную значимость для младшего школьника. Игровая деятельность дошкольного возраста сменяется на учебную деятельность младшего школьного возраста, которая более ответственная, более серьезная, где перед поставленными целями и задачами определяется результат ученика, которая влияет на его успешность в будущем.

Первое с чем сталкивается младший школьник, у него образовывается новая деятельность – учебная, осознавая тот факт, что он теперь ученик, оставляет отпечаток его на его психологическом поведении; второе – меняется его положение в обществе, третье – младший школьник осваивает новые правила поведения; четвертое – ребенок осваивает новые способы взаимодействия с взрослыми людьми и в том числе с одноклассниками; пятое – прошлые интересы сменяются на новые.

Конечно, многие факторы влияют на взаимодействие ребенка с окружающими людьми. Подтверждением этого является выбор стилей общения в семье, ее культура и отношение родителей друг с другом, которые закладывают в ребенка определенные стереотипы, поведение, манеры общения, воспитание, где ребенок использует в школьной деятельности. Чем больше родители ведут диалог и проводят воспитательные беседы с ребенком, тем больше ребенок будет чувствовать себя уверенным в себе, доверять людям, ценить и уважать чувства других людей.

Также подтверждением плодотворного взаимодействия определяется психологическим, физическим и социальными факторами ребенка, которые взаимосвязаны между собой и при отсутствии одного из факторов, происходит нарушение: душевное состояние ребенка прогнозируется различными заболеваниями, отсюда различные заболевания подвергаются нарушению физического здоровья ребенка, которая является ведущим фактором, и, следовательно, социальное взаимодействие с обществом ведет к нарушению дефицита в общении.


ЛИТЕРАТУРА

1.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. – во МГУ, 1988. – 432с. – с. 97–111.

2.Белинская Е.П., Тихомондрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 475с. – с. 150-151.

3.Блонский П.П. Психология младшего школьника / институт практической психологии: М.: Воронеж, 1997. – 574с. – с. 351.

4.Богословский В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А. Общая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Прсвящение, 1981. – 383с. – с.115-116.

5. Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 5-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с. – с. 251-255; с. 267–269.

6. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высших пед. учеб.заведений. В 3к. Кн. 1 Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвящение: ВЛАДОС, 1995. – 576с. – с. 432.

7. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с. – с.512–513.

8. Обухова А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавриатов / под общ.ред. А.С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 583с. – с. 34–35; с. 335–337.

9. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакциейАбульханова К.А., Васина Н.В., Лаптева Л.Г.,Сластенина В.А. – М.: Изд.-во «Совершенство», 1998. – 320с. – с.100-102.

10. Электронный ресурс: http://studme.org/49630/psihologiya/ metodologicheskie_aspekty_issledovaniya_obscheniya 04.03.2017.

11.Электронныый ресурс: http://reftrend/ru/761751.html 11.03.2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

статья "Особенности эмоционально - волевой сферы младших школьников"

Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."

Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...

"Особенности общения с детьми младшего школьного возраста"

 Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?   А.Эйнштейн: "Бол...

Рекомендации для межличностного общения учителя с родителями школьников.

Педагогам очень важно грамотно донести до родителей информацию о том, что происходит с ребенком в школе, и так, чтобы не оттолкнуть их от сотрудничества, а привлечь на свою сторону. Рекомендации предс...

Педагогическое взаимодействие учителя с младшими школьниками с учётом особенностей темперамента

Процесс общения людей - это всегда взаимодействие с миром другого человека и, в тоже время, открытие своего мира. Этот процесс связан с творчеством, а также с затратами энергии, с напряжением. Люди, к...