Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Мой гнев»
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)

Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._zan._po_korrektsii_gneva.docx127.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

«Мой гнев»

Описание работы: данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми младшего школьного возраста.

Цель: создание условий для осознания ребенком своего гнева, отношения к нему и выражения гнева конструктивными способами.

Задачи:

1. Проанализировать основную причину проявления гнева.

2. Снять эмоциональное напряжение, путем выполнения упражнений.

3. Обучить способам конструктивного отреагирования гнева.

4. Развивать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование:

Карточки с «вариантами» причин гнева.

Карточки с различными способами отреагирования гнева.

Плакат «Как я справляюсь со своим гневом».

Заготовка таблицы для описания гнева через сенсорные каналы.

Листы бумаги, ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры или краски.

Используемые, психолого-педагогические технологии: сказкотерапия

Ход занятия

Психолог: Я расскажу тебе одну очень интересную историю про одного мальчика (предложена психологическая сказка авторского сочинения из серии «Истории  Феи»).

В один из обычных учебных дней учительница поставила мальчику (как ему показалась) незаслуженно низкую оценку. Мальчик в ответ на это вдруг стал громко кричать, топать ногами, порвал тетрадь, толкнул соседку по парте, которая упала, больно стукнулась и заплакала, выбросил разорванную тетрадь в конец класса и, наконец, громко хлопнув дверью, выбежал в коридор. В коридоре уборщица мыла пол. Мальчик налетел на нее, уронив ведро с водой, да еще крикнул оскорбительные слова, забежал в туалет и закрыл за собой дверь. Он решил для начала умыться, подошел к раковине, а там увидел себя: лицо его было ярко красным, глаза лихорадочно блестели, волосы были всклокочены и растрепаны, а у рубашки оторвана пуговица. Увидев в зеркале такую картину, мальчик даже испугался, на кого он похож, он долго умывался и расчесывался, чтобы привести себя в порядок, а потом длительное время стоял и смотрел на себя в зеркало и не решался идти обратно в класс. Ему было стыдно за свое поведение. Когда он решился пойти забрать свои вещи, то из ребят в классе никого уже не было, а учительница, к счастью для мальчика, не стала его ругать, а только спросила: «Успокоился?». Мальчик понуро кивнул головой и поспешил домой, он уже знал, что дома его, скорее всего уже ждет сказочная Фея.

И, правда, едва он переступил порог своей квартиры, как увидел знакомое сияние из-под двери. Он очень обрадовался, что Фея не подвела его и в этот раз и начал скорее рассказывать, что же с ним произошло сегодня. Фея внимательно выслушала мальчика, помолчала немного, а потом сказала:

«Все это проявления гнева. Очень часто, когда нам страшно или мы беспомощны нами овладевает гнев, Он может проявляться в поведении человека и в словах. Именно это с тобой и произошло. Также, испытывая такую эмоцию, как гнев меняется и выражение лица человека, оно искажается в злобной гримасе, краснеют или бледнеют кожные покровы, учащается сердцебиение, руки непроизвольно сжимаются в кулак, мышцы напрягаются. Могут быть и другие и разные проявления гнева».

«Как ты думаешь?» - спросила Фея у мальчика – «Почему одни люди чаще впадают в гнев, а другие реже. Сейчас я назову тебе причины, по которым у людей возникает гнев, а ты выберешь  - одну которая больше тебе подходит».

Указание для психолога: перед ребенком выкладываются карточки с названием причин проявления гнева. Причины интерпретированы для восприятия ребенка из основных причин эмоционально-волевых нарушений.

Примеры для выбора причин ребенку:

•Мальчик не умеет управлять своим поведением;

•Мальчик не знает правил поведения и общения в обществе;

•У мальчика случилось что-то плохое, он рассержен, и он не знает, что ему делать;

•Мальчика не любят в классе и все постоянно с ним ссорятся;

•Мальчика все время обижают или обзывают другие дети;

•Так ведет кто-то дома из родителей мальчика;

•Мальчик увидел такое поведение в кино и поэтому решил попробовать вести себя также;

•Мальчика очень сильно ругают и постоянно за все наказывают дома родители;

•Мальчику, наоборот дома все разрешают делать, выполняют все его желания и просьбы и никогда не наказывают, и не ругают;

•Дома у мальчика очень трудное положение: у родителей очень мало денег и они не могут купить нужные мальчику вещи и игрушки;

•Мальчику очень трудно в школе дается учеба. У него ничего не получается.

Указание для психолога: Прежде чем назвать причину, которую выбрал мальчик из сказки, попросить ребенка попробовать угадать эту причину.  В результате проекции возможно названная причина и есть основная причина проявления гнева школьником.

Ребенок: выбирает (из предложенных на карточке) причину, которая вызвала гнев мальчика из сказки.

Психолог: Мальчик внимательно выслушал Фею и сказал, что, наверное, он просто не умеет управлять своим поведением.

Он грустно посмотрел на Фею и спросил: «Неужели с эти ничего нельзя сделать?»

- «Как ничего, можно», ответила Фея. «Я тебе расскажу и покажу несколько упражнений, которые помогают справиться со своим гневом и не дают ему разрастись в огромный костер.

Давай сначала опишем, какой он твой гнев» - предложила Фея мальчику.

Психолог: Давай и мы с тобой тоже выполним предложенное Феей упражнение «Мой гнев».

Ребенок: согласие на выполнение упражнений.

Указание для психолога: в упражнении ребенок должен проанализировать свои ощущения гнева через сенсорные каналы. Для этого попросите ребенка описать на какую геометрическую фигуру похож его гнев, какого цвета, какой на ощупь, на слух, на вкус.

Психолог: Еще Фея предложила мальчику рассмотреть вот такие карточки и рассказать, как можно делать, когда ты в гневе и как нельзя, выбранные карточки с правильным поведением необходимо разместить на плакате «Как я справляюсь со своим гневом».

Указание для психолога: карточки и плакат использованы из серии психологический инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Издательство «Речь», 2005г.

Указание для педагога: (если ребенок очень медлителен или устал следующие задания целесообразнее провести на следующем занятии или предложить в качестве домашнего задания).

Психолог: А еще Фея предложила мальчику сочинить сказку про гнев и нарисовать красками сказочный гнев.

Психолог: Мальчику очень понравились советы Феи, и он решил всегда ими пользоваться, если вдруг им снова начнет овладевать гнев.

Рефлексия:

Психолог:

- Тебе понравилось наше занятие?

- Что нового и полезного ты узнал для себя?

Ребенок: Ответы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.Задачи: Знакомство учащихся с понятием «память».Проведение упражнений на развитие памя...

План - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему "Цвет и форма"

План - конспект включает в себя технлогическую карту урока с индивидуальными заданиями...

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Конспект занятийпо теме: «Память» ФИО (полностью)         Кадуцкая Татьяна Михайловна.  Место работыМКОУ «Звериноголовская СОШ ...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цель коррекционно-развивающего направления: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.Можно выделить два направления коррекционно-ра...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее занятие учителя дефектологана тему "Развитие мышления"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...