ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ учащихся младшего школьного возраста
рабочая программа
Формирование “умных эмоций” и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, задач воспитания, развития ребенка.
С раннего возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа № 9»
ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
учащихся младшего школьного возраста
Пояснительная записка
В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Формирование “умных эмоций” и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, задач воспитания, развития ребенка.
С раннего возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.
Сегодня у большинства младших школьников есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих – неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития детей, имеющих проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой показали ,что отличают от их ровесников произвольность форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер.
Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования.
Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики. Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию личности детей.
Целью программы является – развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников от 7-10 лет.
Задачи программы:
- Познакомить детей с основными эмоциями - радость, удивление, грусть, гнев (злость), страх, стыд.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
- Формировать умение устанавливать контакты.
- Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Формировать позитивное отношение к другим.
Организация занятий
Занятия проводятся с группой, состоящей до 7 человек. Длительность одного занятия — 30 минут в течение учебного года. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога.
Правила проведения занятий
- Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
- Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
- Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься.
- Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
- Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
- Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Методы и техники, используемые в программе:
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
- Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. - Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. - Функциональная музыка (для слабослышащих обучающихся).
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. - Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. - Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. - Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Программа базируется на следующих принципах:
- Уважительное, доброжелательное отношение к детям и детским потребностям. Не допускаются малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его самоценность, значимость, уникальность.
- Недопустимы эгоистичная позиция, упреки, порицания за неудачу.
- Занятия проходят в игровой форме, что отвечает потребностям ребенка.
- Успех переживается ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка малейшего достижения ребенка.
- Организация занятий должна соответствовать чувству безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему дети имеют возможность свободно выражать свои эмоции и чувства.
- Постепенность развивающего процесса, не предпринимая попыток его ускорить, так как у каждого ребенка свой срок и час постижения.
- При достижении положительных результатов, хороших владений игрой, приветствуется усложнения, добавление более сложных упражнений и игр.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в процессе реализации программы, знания, полученные детьми на занятиях, дадут представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным и адаптированным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам, они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, помогут более успешной социализации.
Диагностический срез осуществляется при помощи методик:
- Проективная методика «Несуществующее животное».
- Тест «Лесенка».
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
- Исследование социальных контактов – Социометрия.
- Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние.
- Экспресс-диагностика уровня развития обучающихся.
Литература
- Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.// – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
- Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. 1990. №6.
- Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция.)
Планирование работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников (1-4 классы)
Занятие | Тема занятия, направления работы | Цели занятия | Содержание работы |
Диагностическое занятие Комплексная диагностика уровня актуального развития. | Выяснить уровень развития обучающихся. | Экспресс-диагностика уровня развития. Результаты отображаются в картах развития в разделах «Психологическая информация» и «Рекомендации специалистов». | |
Создание благоприятного эмоционального фона | Знакомство с учащимся. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы | «Я – волшебник» | |
«Мое имя» | Знакомство с основными правилами на занятиях. Формировать позитивное отношение к своему «Я». Развивать внимание, наблюдательность. Учить принимать друг друга. | Ритуал приветствия «Поздороваемся по-разному». Игра «Мое имя». Игра «Назови свое имя ласково». Игра «Я люблю…. Я не люблю….». Рисование «Автопортрет». Игра «Будем хлопать и топать». Ритуал прощания. | |
«Удивительный мир эмоций и чувств» | Ознакомление обучающихся с разными эмоциями. Развивать умения правильно выражать свои чувства, эмоции посредством мимики. Развитие мелкой моторики. Снятие психомышечного напряжения. | Ритуал приветствия. Игра на разогрев «Встаньте те, кто…». Упражнение «Наши эмоции». Упражнение «Изобрази разные состояния»: Улыбнись как… Рассердись как… Как боится зайчик. Как плачет дождик. Как устала кошечка. Игра «Лягушки на кочках». Рисование «Выбери и нарисуй эмоцию». Ритуал прощания. | |
«Тайна моего Я» | Заинтересовать, настроить на занятие Принятие имени, самоуважение. Воспитывать сплоченность, дружбу Почувствовать внимание к себе. Принятие себя | 1. Беседа 2. «Мое имя» 3. «Клубочек» 4. «Расскажи мне обо мне» 5. Рисование своего имени | |
«Доверие» | Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений. Выделять уникальность каждого. Учить распознавать эмоции злости, обучать приемам регуляции и саморегуляции. Выход негативных эмоций посредством игр. Продолжать учить передавать заданное эмоциональное настроение, используя различные выразительные средства. | Ритуал приветствия. Упражнение «Назови эмоцию». Разрезные картинки из 4-6 частей «Сложи эмоцию». Игра «Обзывалки». Подвижная игра «Бой подушками». Игра на доверие «Поймай меня». Игра на успокоение и контакт между детьми «Расти мой цветочек». Релаксационное упражнение «Сон феи». Упражнение «Похвала». Ритуал прощания. | |
«Волшебный сон» | Тренировать владеть своими эмоциями, учить произвольности. Выход негативных эмоций посредством игр. Продолжать учить передавать заданное эмоциональное настроение, используя различные выразительные средства. Снятие телесных барьеров. Развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения. Снятие психического напряжения методом релаксации. | Ритуал приветствия. Игра на разогрев «Снежный ком». Упражнение «Угадай эмоцию». Изобрази: как сердится туча. хитрую лису. злого волка. добрые объятия. Игра подвижная «Снежки». Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». Релаксационное упражнение «Сон феи». Нарисуй доброе животное. Ритуал прощания, рефлексия. | |
«Мое настроение» | Развитие внимания, наблюдательности. Развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. Повышение уровня самооценки, умение хвалить себя и других, радоваться за других. Развитие умения передать свое настроение через рисунок. | Ритуал приветствия. Упражнение «Как зовут маму (папу)». Игра на ловкость и внимание «Поймай игрушку». Упражнение «Солнце, дождь и ветер». Игра «Узнай меня». Упражнение «Мое настроение». Рисунок своего настроения. Упражнение «Похвала». Ритуал прощания, рефлексия. | |
«Наши чувства» | Создание непринужденной психологической обстановки. Продолжать знакомство с разными эмоциями, чувствами людей. Определение по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развитие умения осознавать эмоцию. Формирование умения понимать эмоции свои и окружающих людей. Развитие дружеских отношений между детьми, находить контакт друг с другом. | Ритуал приветствия. Игра на разогрев «Найди свою обувь». Упражнение «Вспомни и назови эмоцию». Рассмотри картинку, какие чувства у героев? Игра «Кубик эмоций». Разрезные картинки «Сложи эмоцию». Игра «Веселые ладошки: кричалки, шепталки, молчалки». Упражнение – этюд «Изобрази чувства». Упражнение «Похвала». Ритуал прощания. | |
«Хорошие и плохие чувства» | Закрепление знаний об эмоциях и чувствах. Умение распознавать положительные и отрицательные эмоции. Тренировать умения владеть собой. Развитие внимательности и наблюдательности. Снижение агрессии, гиперактивности. | Ритуал приветствия. Упражнение «Вежливые и добрые слова». Разложи эмоции на хорошие и плохие. Кубик эмоций. Игра «Подушечные бои». Игра «Веселые ладошки: кричалки, шепталки, молчалки». Игра «Передай мяч тому, кто смотрит в глаза». Упражнение «Солнце, дождь и ветер». Упражнение «Пожелания». Рефлексия. | |
«Я и мой гнев» | Создание условий для обращения к личному опыту агрессии. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. | Ритуал приветствия. Игра «У птички болит крылышко». Игра « Маленькое приведение» Минутка расслабления « релаксация» Способы разрядки агрессии. Рефлексия | |
«Мои эмоции» | Создание условий для обращения к телесному опыту переживания эмоций. | Ритуал приветствия. Сказкотерапия Игра « Море волнуется раз» Видеофильм «Эмоции» Рефлесия | |
Чувства «полезные» и «вредные». | Создание условий для анализа амбивалентности эмоций. | Ритуал приветствия. Разминка «Найди плюсы и минусы» Упражнение « Польза и вред эмоций» Релаксация Ситуации с эмоциями | |
«Нужно ли управлять своими эмоциями?» | Создание условий для анализа необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора. Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами. Ознакомление с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального | Ритуал приветствия. Упражнение «Выбор настроения» Упражнения « Комплимент» Упражнения «Раскрась свои чувства» Упражнение «Пиктограммы» Упражнение «Виды чувств» Релаксация Рефлексия | |
«А что они обо мне подумают?» | Создание условий для обращения к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. | Ритуал приветствия. Упражнение «Чем мы похожи» Упражнение « Ассоциации» Упражнение «Комплименты» Упражнение «Ладошка» Рефлексия | |
«Я – наблюдатель» | Создание условий для анализа мимических признаков эмоций как средства их распознавания. | Ритуал приветствия. Этюд «Каждый цветок» Рефлексия | |
«Как справиться со злостью?» | Создание условий для обращения к личному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. | Ритуал приветствия. Игра «Поменяйтесь местами, те кто…» Упражнение «Алфавит» Упражнение « Собери разрезанную картинку» Беседа Упражнение «Продолжи предложение» Упражнение с воздушными шарами Дыхательная гимнастика Упражнение «Расшифруй фразу» Подведение итогов. Рефлексия | |
«Обида» | Создание условий для осознания психологической природы обиды. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту. | Ритуал приветствия. Мини-викторина «Угадай эмоцию» Вводная беседа Упражнение « Поведение обиженного» Упражнение «Копилка обид» Рефлексия | |
«Как простить обиду» | Создание условий для осознания психологической природы обиды и возможностей ее разрядки. | Ритуал приветствия. Упражнение на расслабление Работа с памяткой «Уходи, обида, прочь!» Игра « Я справился» Упражнение «Лопни шар» Подведение итогов. Рефлексия | |
«Ах, в чем я виноват» | Создание условий для понимания психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки. | Ритуал приветствия. Знакомство с понятием «Вина» Упражнение « Распределение слов по группам» Сказкотерапия Упражнение «Собери цветок» Рефлексия | |
«Я и мои поступки» | Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. | Ритуал приветствия. Обсуждение поступком учащегося Игра-лотерея «За что мы отвечаем» Решение проблемных ситуаций. Работа над пословицами. Работа с героями сказки. Разыгрывание сценок. Рефлексия. | |
«Я постараюсь …» | Создание условий для обращения к личному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. | Ритуал приветствия. Игра-тест «Как ты поступишь?» Игра «Составь пословицу» Упражнение «Лопни шар» релексия | |
«Я и другие…» | Создание условий для развития навыков выражать и принимать комплименты. | Ритуал приветствия . Упражнение «Пословицы» Упражнение «Поступки» Упражнение «Комплименты» Рефлексия | |
«Правила дружбы» | Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. | Ритуал приветствия . Упражнение «Пословицы» Упражнение «Поступки» Разбор ситуация Разработка правил дружбы. Рефлексия | |
«Тренировка Я – высказывания» | Создание условий для закрепления навыков формулирования «Я - высказываний». | Ритуал приветствия. Упражнение « Узнай себя» Упражнение « Выбирай себя» Упражнение «Проявляй себя» Рефлексия | |
«Язык общения» | Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап). | Ритуал приветствия. Разминка «Поприветствуй соседа» Беседа Загадки Упражнение «Чудесный ковер» Упражнение «Ветер дует на …» Рефлексия | |
«Язык общения» (продолжение) | Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап). | Ритуал приветствия. Упражнение «Барометр настроения» Упражнение «Продолжи предложения» Игра «Животный мир» Разбор слова «Общения» Рефлексия | |
«Язык общения» (закрепление) | Обобщение опыта и знаний об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). | Ритуал приветствия. Дискуссия «Способы общения» «Анаграммы» Упражнение «Мозговой штурм» Упражнение «Передать одним словом» Игра «Разыграй ситуацию» Рефлексия. | |
Страх оценки. | Создание условий для обращения к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. | Ритуал приветствия. Упражнение «Росточек под солнцем» Упражнение «Что я люблю…» Упражнение « Качели» Упражнение « Художники- натуралисты» Пантомима «Зайка-трусишка» Сказкотерапия. Рефлексия | |
Диагностическое занятие | Выявление динамики в развитии эмоционально-волевой сфере. | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнение «Назови эмоцию». 3. Кубик эмоций. 4. Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние по цветовому выбору Люшера. 5. Выставка рисунков. 6. Ритуал прощания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-211410-1364296168.jpg)
Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-234793-1365519928.jpg)
Родительское собрание "Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста"
материал к родительскому собранию...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425197-1395749660.jpg)
Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604817-1425746689.jpg)
Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
По предмету: основы невропатологии и психопатологии На тему: Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-851731-1479315583.jpg)
Особенности формирования когнитивной сферы детей младшего школьного возраста в логопедической работе
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-172671-1420404582.jpg)
Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью развития психических функций. Для детей этой категории характерна низкая познавательная активность, что проявляется в недостаточном функцио...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/16/picture-1448136-1673854443.jpg)
ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ учащихся младшего школьного возраста
Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста (6,5-10 лет), имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способст...