ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья

Капустина Екатерина Сергеевна

В данной статье расскрывается понятие воображение, даётся характеристика функций и свойств воображений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В данной статье раскрывается понятие воображение, дается характеристика функций и свойств воображения. Рассматриваются особенности развития воображения детей  дошкольного возраста и средства его развития.

Ключевые слова: воображение, функции воображения, свойства воображения, средства развития воображения, особенности развития воображения дошкольников.

Экономические, социальные и научные изменения требуют от общества наиболее благоприятных условий  для создания и воспитания творчески активных личностей, которые будут обладать способностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в государстве и обществе.

Соответственно, возникает важная задача –  развитие  воображения детей дошкольного возраста как нового поколения, так как умения и способности к созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие именно этой психической функции.

Л.С. Выготский в своих работах подчеркивает, что воображение - центральное психологическое новообразование у детей дошкольного возраста. Отличительная особенность заключается в том, что оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит именно новые ряды из прежде накопленных впечатлений [1]. 

Как писала психолог О.М.Дьяченко, воображение –  это высшая психическая функция человека, овладение которой открывает для человека возможности самовыражаться и требует от него нахождения и исполнения своих собственных замыслов и потребностей [2].

Э.В. Ильенков отмечает, что, сущность воображения заключается в умении строить целостный образ предмета. Главная функция данного процесса, по мнению ученого, заключается в преобразовании оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи [3]. 

Л.Д Столяренко в своих работах пишет, что воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. То есть, человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать лишь образы предметов или явлений, с которыми он раньше не встречался. Автор уверен, что воображение характеризуется неопределенностью проблемной ситуации [7].

Рассмотрим основные функции воображения.

  1. Познавательная функция – функция, суть которой состоит в расширении и углублении знаний.
  2. Функция предвосхищения – функция, суть которой состоит в облегчении процесса предвиденного результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы.
  3. Регулирующая функция – функция, которая предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и способствуют развитию активности человека.
  4. Контрольно-корректирующая функция, суть которой заключается в возможности исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.
  5. Функция эмоционального воздействия – функция, которая оказывает стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, а также способствовать увлеченности работой или наоборот, сдерживать её [9].

На основе анализа научной литературы нами  выделены следующие свойства воображения:

  1. Яркость и отчетливость. Суть данного свойства заключается в том, что человек может представлять какой-то предмет или явление, в данный момент отсутствующее в поле его восприятия. Либо представлять его столь живо и ярко, что образ будет аналогичен реальному объекту.
  2. Реалистичность воображения – то есть, его приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей.
  3. Контролируемость. Под этим свойством воображения  понимается возможность менять содержание процесса воображения, а также влиять на отдельные параметры образов воображения, например, модальность, детали и др. по усмотрению самого человека.
  4. Степень активности образов. Данное свойство воображения определяется возможностью образов выступать в качестве регуляторов, а также мотивов деятельности и поведения [6]. 

На различных этапах возрастного развития воображение детей дошкольного возраста имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте ребенок легко объединяет разные представления и спокойно реагирует на полученные им комбинации. Он не создает ничего нового с точки зрения общественной культуры. Ребенок не задумывается о возможностях реализации созданных им самим образов на практике. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования и создания новых ситуаций, животных, событий, сказочных персонажей, которые имеют яркую эмоциональную окраску.

В младшем дошкольном возрасте воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом и не может ни коем образом его переименовать, если не манипулировал. Кроме того, сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Воображение ребенка младшего дошкольного возраста носит  непроизвольный характер. Предметом фантазии становится то, что сильно увлекло ребенка: увиденный мультфильм, новая игрушка или прочитанная сказка [4,10].

В среднем дошкольном возрасте происходит второй этап развития воображения. Ребенок уже становится активным участником ролевых игр, с большим интересом занимается художественной творческой деятельностью.  Дьяченко О. М отмечает, что у детей к 4- 5 годам способны планировать свои шаги: планирует один шаг, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. В возрасте 5 лет появляются ситуативные мечты о будущем, которые обусловлены эмоциональными событиями в жизни. Следовательно, воображение превращается уже в самостоятельную внутреннюю деятельность. К среднему дошкольному возрасту складываются предпосылки к развитию произвольной формы воображения [2].

Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития воображения. Именно на данном этапе  происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем и творческого. К 6 годам также возрастает целенаправленность воображения ребёнка и устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему. У детей старшего дошкольного возраста уже нет тесной зависимости от игрового материала, следовательно,  воображение может находить опору в таких предметах, которые совсем не похожи на замещаемые предметы. Образам воображения в этом возрасте присуще наглядность, яркость и подвижность. В старшем дошкольном возрасте воображение проявляется ярко и интенсивно. Воображение старших дошкольников в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность, играющую большую роль для подготовки ребенка к школе [5].

Основными средствами развития воображения детей дошкольного возраста является игровая деятельность и художественно-эстетическая деятельность.

Ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Но именно дидактическая игра используется педагогами, психологами и родителями как эффективное средство развития воображение у ребенка в дошкольном возрасте. Именно она позволяет шире приобщить детей к окружающей действительности в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как является и средством всестороннего воспитания и развития личности ребёнка. Она создает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей. Отметим, что одной из важных особенностей дидактической игры является ее обучающая функция.

Специфическими признаками дидактических игр являются: преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и планируемого результата.  Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры [8].

Эффективным средством развития воображения детей является художественно – эстетическая деятельность. Именно благодаря ей ребёнок способен выразить своё состояние на листе бумаги, осмыслено, а также рассказать о том, какой сюжет развивается на его картине. Рисование помогает ребёнку в полной форме раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном и творческом воображении.  

Занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка, в частности, воображения. Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть [9]. В процессе художественно-творческой деятельности у детей возникают желания создавать красивые изображения. Данный вид деятельности способствует эстетическому воспитанию дошкольников.

Еще одним средством развития воображения детей дошкольного возраста является сказка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. 

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочном воображении. 

Для успешного решения задач в развитии творческих способностей необходимо максимально использовать интерес детей, предоставлять им право выбора, что создаёт успех в работе ребёнка, а, следовательно, и в развитии воображения. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.  

Таким образом, воображение – способность человека к созданию или преднамеренному построению образовпредставленийидей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались. В дошкольном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла. Кроме того, оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазировании. Также ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте  – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 96 с.
  2. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. М.: Детство-пресс, 2013. – 52 с.
  3. Ильенков Э. В. Личность и творчество. Воображение. Самосознание. М.: Просвещение, 2009. 261 с.
  4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание. М.:Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 640 с.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Изд. 3 // под ред. Л.Ф. Обуховой. М.: Педагогическое общество России, 2015. – 275 с.
  6. Савенков А. В. Развитие средствами искусства. М.: ИНФРА, 2009. – 232 с.
  7. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.
  8. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. М.: Детство - Пресс, 2014. – 235 с.
  9. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции – СПб.: Заневская площадь, 2014. – с. 65-68.
  10. Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова.: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1053-1055.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мнемотаблицы (развитие речи детей дошкольного возраста)

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят  эффективнее воспринимать и перерабатывать зрит...

Влияние мультфильмов на развитие сознания детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные особенности развития дошкольников. Описывается, как  современные  мультфильмы влияют на  сознание детей....

ОПЫТ РАБОТЫ «Пластическое интонирование через музыкальные образы способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста »

Выявляет индивидуальные возможности и задатки ребенка на основе диагностических исследований. Создает благоприятные условия детям  для развития музыкально-творческих способностей, для самостоятел...

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

Особенности развития воображения младших школьников

Воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услыш...

Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Данная категория детей требует к себе особого внимания как в условиях семьи, так и в условиях детского сада....