Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
статья

Жаркова Мария Ивановна

Доклад посвящён актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов по проблеме инклюзивного образования. Модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию представляет собой процесс, обеспечивающий формирование ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного и личностного компонентов готовности, проявляющихся в виде комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_pedagov_k_rabote_v_usl_inkl._obr.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:


 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жаркова М.И.


PREPARATION OF TEACHERS FOR WORK IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Zharkova M.I.

       Аннотация. Доклад посвящён актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов по проблеме инклюзивного образования. Модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию представляет собой процесс, обеспечивающий формирование ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного и личностного компонентов готовности, проявляющихся в виде комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций.

      Annotation. The report is devoted to the urgent problem of improving the professional training of teachers on the issue of inclusive education.  The model of vocational training of teachers for inclusive education is a process that provides the formation of the value-motivational, cognitive, operational-activity and personal components of readiness, manifested in the form of a complex of professional and social-personal competencies.

      Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная компетенция, инклюзивная компетентность, профессионально-ценностная ориентация. 
      Keywords: inclusive education, professional competence, inclusive competence, vocational value orientation

      Внедрение инклюзивного подхода в обучении детей в учреждениях общего образования вносит существенные изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентирует педагогов на поиск специальных методов в обучении всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей

В 2013 г. принят профессиональный стандарт педагога, в котором определены трудовые функции современного педагога. Новые профессиональные компетенции связаны с его готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных возможностей и особенностей психического и физического здоровья; с готовностью к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; с умением составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального развития ребенка; с владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и др.

 Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает включенность".  Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.
    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Нормативное понятие «инклюзивное образование» определено п. 27 ст. 2 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ как доступное образование для всех детей, при котором учитываются особые образовательные потребности и индивидуальные возможности каждого ребенка.

В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).

Данное условие закономерно предполагает, что педагоги должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важную роль в системе подготовки практикующих педагогов отводится повышению квалификации педагогов. Для достижения успешности профессиональной подготовки необходимы новые педагогические модели, отражающие современные требования к уровню готовности педагога, реализующего инклюзивную практику.

Применение метода моделирования позволяет максимально объективно и всесторонне анализировать многие явления или процессы при минимальных потерях и риске.
Эффективным средством проектирования повышения квалификации педагогов выступает ее структурно-функциональная модель, описание которой представлено ниже. Основными структурными компонентами профессиональной подготовки педагогов (взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность) выступают целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент профессиональной подготовки предполагает единство основной цели и комплекса задач, направленных на достижение поставленной цели.

Целью разработки модели является подготовка педагога к работе в условиях реализации инклюзивного образования.

Основными задачами профессиональной подготовки педагогических работников выступают:

  1. формирование у педагогов ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в условиях совместного обучения детей с нормативным и нарушенным развитием;
  2. формирование у педагогических работников системы общих и специальных знаний для реализации инклюзивного подхода в обучении;
  3.  овладение педагогами необходимым комплексом педагогических умений и навыков для качественного обучения всех детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  4.  формирование у педагогов психологической готовности к процессу совместного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в среде нормативно развивающихся сверстников.

Комплексное решение указанных задач обеспечивает формирование профессиональной и психологической готовности педагога и определяет реализацию функций педагогической подготовки.

  1. Содержательный компонент модели повышения квалификации педагогов представляет собой систему теоретических, прикладных и методических знаний; аналитико-прогностических, проективных и коммуникативных умений, направленных на формирование ценностного отношения и повышение профессионализма в сфере инклюзивного образования.

Программа повышения квалификации состоит из модулей, каждый из которых призван решать задачи формирования у педагогов различных компонентов готовности к инклюзивному обучению.
Технологический компонент включает в себя использование современных ИКТ, личностно-ориентированных и проектных технологий, способствующих оптимальной организации процесса повышения квалификации педагогов. Процесс обучения носит динамичный и практико-ориентированный характер благодаря чередованию теоретических и практических видов деятельности, групповых и индивидуальных форм работы.
Реализация содержательного и технологического компонентов модели рассчитана на реализацию повышения квалификации на всех уровнях (региональном, муниципальном, школьном).

Основными функциями модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей являются: образовательная, воспитательная, развивающая, интегрирующая.
Образовательная функция профессиональной подготовки выражает ее направленность на овладение педагогами знанием основ общей и специальной педагогики и психологии, формирование у них системы аналитико-прогностических, проективных и коммуникативных умений и навыков.

Воспитательная функция профессиональной подготовки отражает ее позитивное влияние на формирование профессионально-значимых качеств личности педагога, потребности к самосовершенствованию, повышение мотивации педагогической деятельности в условиях реализации инклюзивного образования.

Развивающая функция педагогической подготовки заключается в том, что овладение специальными знаниями и умениями в области инклюзивного образования позволяет развивать профессиональное мышление и педагогические способности, необходимые для осуществления инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ.
Интегрирующая функция обусловлена необходимостью обеспечения междисциплинарного подхода к решению педагогами проблем при организации инклюзивного учебно-воспитательного процесса.

Все названные компоненты и функции модели находятся в единстве и взаимосвязи.
Таким образом, разработанная на основе компетентностного подхода модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию представляет собой процесс, обеспечивающий формирование ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного и личностного компонентов готовности, проявляющихся в виде комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Успешно работать с детьми, имеющими нарушения развития, не могут люди, не получившие специальное 
дефектологическое образование.

Следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников с целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития.

Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,  необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. (Профессиональный стандарт педагога)

Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:

  • признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения;
  • направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
  • осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
  • понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья— готовность к оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи.

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника (то есть деонтологический менталитет).

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Таким образом, разработанная на основе компетентностного подхода модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию представляет собой процесс, обеспечивающий формирование ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного и личностного компонентов готовности, проявляющихся в виде комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций.

                                                               Литература
1. Инклюзия в образовании – комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья / гл. ред.
И. А. Армеева. Вологда, 2014.

2.Инклюзивное образование / сост. С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. М., 2010. Вып.1.С.65.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н. URL: 
http://ug.ru/new_standards/6

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек. Федер. вып. № 303.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание банка игровых материалов для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Описание игрового материала, используемого в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР...

Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденци...

Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования

Специфика работы учителя-логопеда  образовательной школы в условиях инклюзивного образования...

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Статья раскрывает особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования.

Своевременное выявление детей с нарушенным слухом.Определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматри...