Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования.
презентация к уроку (1 класс)

Луц Елена Викторовна

Своевременное выявление детей с нарушенным слухом.

Определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.

Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушенным слухом основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. Луц Елена Викторовна

Слайд 2

Программа коррекционной работы Предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Слайд 3

Задачи коррекционной работы: своевременное выявление детей с нарушенным слухом; определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом; определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий, способствующих освоению детьми с нарушенным слухом основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

Слайд 5

Принципы формирования программы коррекционной работы: Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми. Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Слайд 6

Диагностическое Информационно- просветительское Коррекционно-развивающее Консультативное Направления коррекционной работы

Слайд 7

Направления коррекционной работы Программа коррекционной работы Краевого государственного общеобразовательного учреждения, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школы- интернат №1» на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание: Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Слайд 9

Содержание диагностической работы: Ранняя (с первых дней пребывания ребенка в КГБОУ ШИ1) диагностика отклонений в общем и речевом развитии и анализ причин трудностей адаптации; обследование слуха и речи. Комплексный сбор сведений об учащихся с нарушенным слухом на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития, выявление потенциальных возможностей обучающихся с нарушенным слухом.

Слайд 10

Наблюдение за развитием эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка Изучение адаптивных возможностей и качества социализации обучающихся. Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка с нарушенным слухом. Анализ качества коррекционно-развивающей работы.

Слайд 11

Содержание коррекционно - развивающей работы: В связи со спецификой обучения детей в Учебный план включены следующие учебные курсы: 1. Общеобразовательный курс включает набор основных учебных предметов и призван обеспечить соответствующий требованиям ФГОС уровень знаний, умений, навыков и сведений об окружающем мире, его социальном, естественнонаучном устройстве, нравственных ценностях, сформированности универсальных учебных действий. В области методики преподавания эти предметы адаптируются в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ι вида, приобретают коррекционно-развивающую направленность в связи с особенностями слухоречевого развития детей с нарушениями слуха.

Слайд 12

2. Коррекционный курс, который включает: индивидуальные и групповые занятия, представленные уроками по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, уроками фонетической ритмики, техники речи. Индивидуальные и групповые занятия призваны усиливать коррекционное воздействие на слуховой и речевой дефект, давать практическую слухоречевую подготовку детей формировать навык чтения с губ, внятную речь для успешной социализации, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, учить правильно и осмысленно читать, грамотно писать. Связно излагать мысли в устной и письменной форме. Назначение коррекционно-развивающих занятий - коррекция слухоречевых недостатков и сопутствующих недостатков, в том числе, нарушений мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения, а также ликвидация пробелов в знаниях, формирование универсальных учебных действий.

Слайд 13

Содержание и формы коррекционной работы учителя: наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, педагогом- психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушенным слухом при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка; составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе; формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя комфортно; ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.); организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Слайд 14

Содержание консультативной работы 1.Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с нарушенным слухом, единых для всех участников образовательного процесса. 2.Консультирование педагогов специалистами по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с нарушенным слухом. 3.Консультативная помощь родителям (законным представителям) в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушенным слухом.

Слайд 15

Содержание информационно – просветительской и социально -просветительской работы Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с нарушенным слухом. Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-психологических особенностей детей с нарушенным слухом. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Работа с родителями по повышению психолого-педагогической грамотности . Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Слайд 16

Этапы реализации программы коррекционной деятельности I этап – сбор информации и планирования коррекционной работы (сентябрь) Цель: планирование коррекционной работы на основе анализа оценки уровня и динамики развития обучающихся, специфики их особых образовательных потребностей. II этап – этап планирования, организации, координации (организационно – исследовательская деятельность) ( октябрь) Цель: организовать образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. III этап промежуточная диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды ( январь) Цель: определить характер динамики развития учащихся и причины трудностей в усвоении образовательной программы. I V этап - регулятивно – корректировочной деятельности ( май) Цель: определение дальнейших образовательных маршрутов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционной работы на основе оценки динамики развития учащихся.

Слайд 17

Механизмы реализации коррекционной программы ЧЕРЕЗ Взаимодействие специалистов ОО Взаимодействие специалистов с организациями и органами государственной власти Социальное партнерство

Слайд 18

Кадровое обеспечение Условия реализации программы коррекционной работы Материально –техническое обеспечение Информационное обеспечение Программно –методическое обеспечение Психолого – педагогическое обеспечение

Слайд 19

Планируемые результаты коррекционной работы имеет положительную мотивацию к школьному обучению; имеет сформированный познавательный интерес; способен к самоорганизации для решения учебных задач; способен к эмоциональной саморегуляции; произносит отработанный речевой материал внятно, достаточ­но естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, с ударением, реализуя умения соблюдения звукового состава слов, зная и соблюдая изученные орфоэпические правила; передает в речи различ­ные эмоциональные оттенки высказывания, от­бирая адекватные неречевые средства коммуникации (под кон­тролем учителя и самостоятельно); произносит отработанные слова слитно, по возможности соблюдая мелодический контур фраз (с помощью учителя и самостоятельно); правильно произносит новые слова, руководствуясь надстрочными знаками; передает пове­ствовательную, восклицательную и вопросительную интонацию, руководствуясь графическими знаками — точка, восклицательный знак, вопросительный знак (под контролем учителя и самостоятельно).

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ)....

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешатель...

Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации

Статья рассказывает об использование интерактивной доски при проведение индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной до...

Игровые технологии в логопедической работе с детьми после кохлеарной имплантации (семинар для учителей – логопедов и учителей – дефектологов)

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологи...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Осново...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения ...