Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации
статья (1 класс) на тему
Статья рассказывает об использование интерактивной доски при проведение индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ahmedullina_rasulova.docx | 705.93 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Ф. Ахмедуллина, педагог – психолог,
С.Ш. Расулова, учитель
КУ «Сургутская специальная (коррекционная)
начальная школа – детский сад I, V вида»
г. Сургут, ХМАО-Югра
Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации
На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей [1].
Но, сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора кохлеарного импланта ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи [1].
Развитие всех этих навыков требует много лет, кроме того обучающийся нуждается в развитии других навыков, которые у глухих детей обычно развиваются с нарушениями: развитие общих представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания; развитие двигательной активности (крупная и мелкая моторика); развитие эмоционально-волевых качеств [2].
У младших школьников после кохлеарной имплантации потребность в визуализации информации очень высокая, развитие наглядно-образного мышления требует специальных ресурсов. Использование интерактивной доски (ИД) на уроках будет являться тем инструментом где в себе сочетаются традиционные формы предоставления данных (возможность показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, как на обычной доске), так и современные приемы (в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, развитие самостоятельной работы с материалом и ИКТ-грамотности). При индивидуальной работе с обучающимся после кохлеарной имплантации совмещение интерактивной доски с традиционными методами обучения дает положительный результат в усвоении образовательной программы и мотивации к занятиям.
Тема: Автоматизация звука «з-ж» на материале слогов, слов, текста.
Цели: Вырабатывать умение воспринимать текст на слух по предложениям.
Задачи развивающие:
- Личностные - формирование эмоционального настроя ученика на совместную деятельность с учителем-сурдопедагогом; воспитание интереса к зимним видам спорта; привитие интереса к занятию посредством использования ИКТ.
- Регулятивные - развитие мелкой моторики и координации движений, закрепление имеющихся навыков произношения.
- Познавательные - развитие зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Коммуникативные - формировать умение повторять и договаривать фразу, развивать координацию речи с движением, пополнение словаря.
Дидактический материал:
Таблички, карточки, презентация, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш. Сюжетные картинки: «Девочка катается на санках», Демонстрационная сюжетная картина «Зимние развлечения», «Ребята играют в снежки и лепят снеговика», «Ребята катаются на санках», «Дети катаются на лыжах», «Дети катаются на коньках».
Ход занятия
- Организационный момент.
Ученик проходит в кабинет, садится напротив зеркала и здоровается с учителем (через экран).
Учитель предлагает ученику настроиться на работу и выбрать карточку настроения (солнышко, тучка, тучка с дождем).
Из предложенных вариантов учащийся выбирает карточку настроения.
Артикуляционная, дыхательная, голосовая гимнастика.
Упражнения:
- для губ: «Заборчик - Трубочка»
- для языка: Улыбка, Расческа, Горка, Качели, Чашечка, Маляр. (Слайд 1. Изображение картинок на доске)
- упражнения на дыхание: «Раздуй снежинки», «Задуй свечи на торте». (Слайд 2. Изображение мультимедийной картинки)
Произнесение на выдохе 5-6 слогов папапапапа.
Учитель (за экраном) - Что будешь делать на занятии?
Ученик - Я буду слушать внимательно, говорить хорошо, отвечать на вопросы.
II. Введение в тему.
Учитель - Сейчас будем продолжать закреплять произношение звука «З», будем работать с интерактивной волшебной доской.
1) Автоматизация звука «З» в слогах.
Профиль звука З (Слайд 3. Изображение профиля на ИД).
Учитель: - Посмотри на доску и расскажи, как правильно произносить звук?
Ученик: - Язык упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Чтение слогов с доски: за-зо-зу-зи (Слайд 4.)
2) Автоматизация звука «Ж» в слогах.
Автоматизация звука «Ж». Профиль звука и буквы Ж (Слайд 5. Изображение профиля на ИД).
Аналогично учитель просит рассказать о звуке «ж».
Ученик: - При произнесении звука Ж есть голос, язык вверху, боковые края прижаты к коренным зубам, кончик языка образует щель.
Чтение слогов с доски: жа-жу-жи-жо. (Слайд 6.)
3) Игра «Чудесный мешочек».
Учитель - А сейчас будем играть. В «Чудесном мешочке» много букв, тебе надо выбрать две уже знакомые тебе буквы.
Ученик – Букву З и букву Ж.
Учитель - Достань из мешочка букву З и букву Ж.
Ученик достает из мешочка букву З и букву Ж называет их.
4) Составление слов из предложенных слогов.
Учитель – Будем работать с карточками, которые изображены на доске. Тебе надо составить слова из написанных на карточках слогов. (Слайд 7. Работа с ИД с использованием маркера)
Словарный материал: Жи, лы, ки, сан, ток, ка.
Учитель: - прочитай, какие слова у тебя получились?
Ученик: - Лыжи, санки, каток, коньки.
5) Упражнение «Продолжи предложения».
Учитель произносит второе слово предложения, учащийся подбирает подходящие слова (с опорой на картинки) и проговаривает предложение полностью. Словарный материал:
1. … катается … . 2. … катается ….
3. … играют … . 4… катается ... .
5… лепит … . (Слайд 8-12. Составляет предложения используя ИД)
Ученик: - 1.Мальчик катается на лыжах. 2. Девочка катается на коньках.
3. Дети играют в снежки. 4.Мальчик катается на санках. 5.Мальчик лепит снеговика.
III. Физминутка. Зарядка для глаз.
Движения глазами из стороны в сторону, 5 раз, затем сильно зажмуриться, а потом сильно удивиться.
IV. Словарная работа.
Учитель предлагает прослушать слова и словосочетания по теме за экраном.
Ученик повторяет.
1) Слова и словосочетания: зима, зимой, весело, ребята, ребятам, малыши, горка - на горке, пушистый снег, санки - на санках, лыжи - на лыжах, сугроб – сугробы.
2) Чтение текста: «Забавы зимой».
Учитель предлагает ученику прослушать рассказ «Забавы зимой» и ответить на вопросы по тексту (за экраном).
Учитель – Что ты будешь делать?
Ученик - Я буду слушать рассказ.
"Забавы зимой"
Пришла зима. Летит пушистый снег. На дворе большие сугробы. Сережа и Вася взяли коньки. Они побежали на каток. Ребята катаются с горки на санях и на лыжах. На дворе малыши играют в снежки, лепят снежную бабу. Весело ребятам зимой!
8.Работа с текстом.
Задания и вопросы к тексту: (Слайд 13-18. Изображение картинок)
1. Какое время года наступило?
2. Нарисуй сугроб.
3. Куда побежали Сережа и Вася?
4.Что делают малыши?
Ученик - Наступила зима.
Сережа и Вася побежали на каток.
Малыши лепят снеговика.
Учитель предлагает ученику составить из слов на карточках предложения.
Слова и словосочетания: зима; Пришла; снег; пушистый сугробы; На дворе большие; Летит.
Ученик из слов, написанных на табличках, составляет предложения.
IV. Окончание занятия.
Учитель предлагает ученику перечислить задания, которые он выполнял и вспомнить, самые интересные из них. Педагог просит ученика оценить свою деятельность и выбрать значок настроения по окончанию занятия.
Литература
1. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. –– СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007.
2. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. (Учебное пособие). – СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008, - 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 3 классе
Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 3 классе с ученицей имеющей IV степень нейросенсорной тугоухости....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 «Б» класс
Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида составлена в соответствии с...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ учебного предмета развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для 1 класса)
Предлагается ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для глухих обучающихся 1 класса)...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «М.В.Ломоносов»
Тема: Звук М. Работа над мелодико-интонационной стороной речи. Тема: Учебные вещи. Поручения....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: гласные звуки на материале темы «День рождения».
Составление рассказа «День рождение» по плану....
Конспект индивидуально коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «Семейный ужин» (составление рассказа по серии
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)....