Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации
статья (1 класс) на тему

Статья рассказывает об использование интерактивной доски при проведение индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ahmedullina_rasulova.docx705.93 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ф. Ахмедуллина, педагог – психолог,

С.Ш. Расулова, учитель

КУ «Сургутская специальная (коррекционная)

начальная школа – детский сад I, V вида»

 г. Сургут, ХМАО-Югра

Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации

На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей [1].

Но, сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора кохлеарного импланта ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи [1].

Развитие всех этих навыков требует много лет, кроме того обучающийся нуждается в развитии других навыков, которые у глухих детей обычно развиваются с нарушениями: развитие общих представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания; развитие двигательной активности (крупная и мелкая моторика); развитие эмоционально-волевых качеств [2].

У младших школьников после кохлеарной имплантации потребность в визуализации информации очень высокая, развитие наглядно-образного мышления требует специальных ресурсов. Использование интерактивной доски (ИД) на уроках будет являться тем инструментом где в себе сочетаются традиционные формы предоставления данных (возможность показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, как на обычной доске), так и современные приемы (в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, развитие самостоятельной работы с материалом и ИКТ-грамотности). При индивидуальной работе с обучающимся после кохлеарной имплантации совмещение интерактивной доски с традиционными методами обучения дает положительный результат в усвоении образовательной программы и мотивации к занятиям.

Тема: Автоматизация звука «з-ж» на материале слогов, слов, текста.

Цели: Вырабатывать умение воспринимать текст на слух по предложениям.

Задачи развивающие:

  1. Личностные - формирование эмоционального настроя ученика на совместную деятельность с учителем-сурдопедагогом; воспитание интереса к зимним видам спорта; привитие интереса к занятию посредством использования ИКТ.
  2. Регулятивные - развитие мелкой моторики и координации движений, закрепление имеющихся навыков произношения.
  3. Познавательные - развитие зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  4. Коммуникативные - формировать умение повторять и договаривать фразу, развивать координацию речи с движением, пополнение словаря.

Дидактический материал: 

Таблички, карточки, презентация, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш. Сюжетные картинки: «Девочка катается на санках», Демонстрационная сюжетная картина «Зимние развлечения», «Ребята играют в снежки и лепят снеговика», «Ребята катаются на санках», «Дети катаются на лыжах», «Дети катаются на коньках».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Ученик проходит в кабинет, садится напротив зеркала и здоровается с учителем (через экран).

Учитель предлагает ученику настроиться на работу и выбрать карточку настроения (солнышко, тучка, тучка с дождем).

Из предложенных вариантов учащийся выбирает карточку настроения.

 Артикуляционная, дыхательная, голосовая гимнастика.

 Упражнения:

  • для губ: «Заборчик - Трубочка»
  • для языка: Улыбка, Расческа, Горка, Качели, Чашечка, Маляр. (Слайд 1. Изображение картинок на доске)
  • упражнения на дыхание: «Раздуй снежинки», «Задуй свечи на торте». (Слайд 2. Изображение мультимедийной картинки)

Произнесение на выдохе 5-6 слогов папапапапа.

Учитель (за экраном) - Что будешь делать на занятии?

Ученик - Я буду слушать внимательно, говорить хорошо, отвечать на вопросы.

II. Введение в тему.

Учитель - Сейчас будем продолжать закреплять произношение звука «З», будем работать с интерактивной волшебной доской.

1) Автоматизация звука «З» в слогах.

Профиль звука З (Слайд 3. Изображение профиля на ИД).

Учитель: - Посмотри на доску и расскажи, как правильно произносить звук?

Ученик: - Язык упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Чтение слогов с доски: за-зо-зу-зи (Слайд 4.)

2) Автоматизация звука «Ж» в слогах.

Автоматизация звука «Ж». Профиль звука и буквы Ж (Слайд 5. Изображение профиля на ИД).

Аналогично учитель просит рассказать о звуке «ж».

Ученик: - При произнесении звука Ж есть голос, язык вверху, боковые края прижаты к коренным зубам, кончик языка образует щель.

Чтение слогов с доски: жа-жу-жи-жо. (Слайд 6.)

3) Игра «Чудесный мешочек».

Учитель - А сейчас будем играть. В «Чудесном мешочке» много букв, тебе надо выбрать две уже знакомые тебе буквы.

Ученик – Букву З и букву Ж.

Учитель -  Достань из мешочка букву З и букву Ж.

Ученик достает из мешочка букву З и букву Ж называет их.

4) Составление слов из предложенных слогов. 

Учитель – Будем работать с карточками, которые изображены на доске. Тебе надо составить слова из написанных на карточках слогов. (Слайд 7. Работа с ИД с использованием маркера)

Словарный материал: Жи, лы, ки, сан, ток, ка.

Учитель: - прочитай, какие слова у тебя получились?

Ученик: - Лыжи, санки, каток, коньки.

5) Упражнение «Продолжи предложения». 

Учитель произносит второе слово предложения, учащийся подбирает подходящие слова (с опорой на картинки) и проговаривает предложение полностью. Словарный материал:

1. … катается … .  2. … катается ….

3. … играют … .  4… катается ... .

5… лепит … .  (Слайд 8-12. Составляет предложения используя ИД)

Ученик: - 1.Мальчик катается на лыжах.  2. Девочка катается на коньках.

3. Дети играют в снежки. 4.Мальчик катается на санках. 5.Мальчик лепит снеговика.

III. Физминутка. Зарядка для глаз. 

Движения глазами из стороны в сторону, 5 раз, затем сильно зажмуриться, а потом сильно удивиться.

IV. Словарная работа.

Учитель предлагает прослушать слова и словосочетания по теме за экраном.

Ученик повторяет.

1) Слова и словосочетания: зима, зимой, весело, ребята, ребятам, малыши, горка - на горке, пушистый снег, санки - на санках, лыжи - на лыжах, сугроб – сугробы.

2) Чтение текста: «Забавы зимой».

Учитель предлагает ученику прослушать рассказ «Забавы зимой» и ответить на вопросы по тексту (за экраном).

Учитель – Что ты будешь делать?

Ученик - Я буду слушать рассказ.

"Забавы зимой"

Пришла зима. Летит пушистый снег. На дворе большие сугробы. Сережа и Вася взяли коньки. Они побежали на каток. Ребята катаются с горки на санях и на лыжах. На дворе малыши играют в снежки, лепят снежную бабу. Весело ребятам зимой!

8.Работа с текстом.

Задания и вопросы к тексту: (Слайд 13-18. Изображение картинок)

1. Какое время года наступило?

2. Нарисуй сугроб.

3. Куда побежали Сережа и Вася?

4.Что делают малыши?

Ученик - Наступила зима.

Сережа и Вася побежали на каток.

Малыши лепят снеговика.

Учитель предлагает ученику составить из слов на карточках предложения.

Слова и словосочетания: зима; Пришла; снег; пушистый сугробы; На дворе большие; Летит.

Ученик из слов, написанных на табличках, составляет предложения.

IV. Окончание занятия.

Учитель предлагает ученику перечислить задания, которые он выполнял и вспомнить, самые интересные из них. Педагог просит ученика оценить свою деятельность и выбрать значок настроения по окончанию занятия.

Литература

1. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. –– СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007.

2. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. (Учебное пособие). – СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008, - 130с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 3 классе

Методическая разработка  индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 3 классе с ученицей имеющей IV степень нейросенсорной тугоухости....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 «Б» класс

Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида составлена в соответствии с...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ учебного предмета развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для 1 класса)

Предлагается ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для  глухих обучающихся 1 класса)...