Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"
план-конспект занятия (2 класс)
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математика. Тема занятия "Космическое путешествие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_kosmos.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Кретова Наталья Владимировна
Учитель-дефектолог, сурдопедагог
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
"Центр диагностики и консультирования "Диалог"
Технологическая карта занятия
Предмет: комплексное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи .
Возрастная группа: 7-9 лет.
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний.
Тема | Космическое путешествие |
Цели | Содержательная: Обобщение знаний обучающихся по пройденным темам: «Космос»( окружающий мир), «Сложение, вычитание в пределах 30.Умножение однозначных чисел», «Геометрические фигуры». (математика), «Род имен существительных и прилагательных» ( грамматика). Деятельностная: Развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной и коллективной работы. |
Задачи | Образовательные: -продолжать учить детей слушать инструкцию, осмысленно выполнять поручения, -закреплять умения отвечать на вопросы, -совершенствовать навыки редактирования короткого текста( вставлять пропущенные слова), -продолжать учить работать с вопросной схемой при составлении словосочетаний, -продолжать учить устно решать примеры , -продолжать обучение ориентированию в пространстве, -продолжать учить детей двигаться под музыку. Коррекционно-развивающие: -развивать слуховое восприятие обучающихся, -закреплять навыки правильного звукопроизношения, -следить и корректировать темп речи, внятность произношения, -продолжать учить считывать с губ знакомый речевой материал, -продолжать учить переносить полученные знания на жизненную ситуацию. Воспитательные: -воспитывать познавательный интерес к различным видам деятельности (работа по картинке, работа со схемой, работа с раздаточным материалом и пр.), -воспитывать активность и самостоятельность, -формировать навыки межличностного общения при решении единой задачи в условиях совместной коллективной работы, -формировать у учащихся чувство доброты, взаимопомощи, внимания друг к другу, -формировать у учащихся чувство любви и заботы к окружающему миру. |
Основные понятия | Космос, планеты, комета, звезда, небо, Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, маленькая, большая, горячая, холодная, красивая, быстрая, ракета, космонавт, камни, лёд, воздух, вода, облака, ураган, первая, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, восьмая. Читать, решать примеры, считать, отвечать на вопросы, выполнять поручения, играть, говорить. |
Оборудование: | Проектор, экран, магнитная доска, магниты, столы, стулья, компьютер с колонками для воспроизведения музыки, индивидуальные слуховые аппараты. Наглядные пособия: 1) презентация, 2) ленты цветные с порядковыми числительными, 3) набор картинок с изображением планет Солнечной системы + Солнца, 4)таблички с необходимым словарём , 5) разрезная картинка (напольная) «Ракета», 7) раздаточный материал - звезды, Материалы и инструменты для выполнения заданий: Ручки, карандаши, маркер. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
Этапы урока | Цели каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические приёмы | Система ожидаемых результатов УУД |
1.Организационный момент. | Создать положительный настрой детей на занятие. | Доброе утро! Сегодня я буду вашей учительницей. Давайте познакомимся. Как тебя зовут? Очень приятно! Начнем занятие. | Доброе утро, Наталья Владимировна. (дети читают имя) Меня зовут… Меня зовут… | Развитие слухового восприятия. | Коммуникативные: распознавать на слух фразы и отвечать на них. |
2.Формулирование темы и цели занятия (См.Приложение 1). | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Ребята, посмотрим план. Сегодня на занятии мы будем хорошо говорить, читать, отвечать на вопросы, играть, считать, выполнять поручения. Мы отправимся в путешествие в космос. | (Дети читают по плану вместе с учителем) Мы будем хорошо говорить, читать, отвечать на вопросы, играть, считать, выполнять поручения. | Целеполагание. Развитие слухового восприятия. | Коммуникативные: формулировать вопросы о ходе занятия в вариативной форме; распознавать на слух словосочетания. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
3.Фонетическая ритмика (См.Приложение 2). | Развивать речедвигательный анализатор, продолжать формировать правильное звукопроизношение на основе совершенствования уровня общих движений. | Встаньте в круг. Будем хорошо говорить. Сначала я скажу, потом вместе. С____ С с с ос-ос-ос кос-мос Мы ле-тим в кос-мос. | Дети слушают учителя, затем повторяют с движениями слоги, сочетания слов, слова и фразу. С____ С с с ос-ос-ос кос-мос Мы ле-тим в кос-мос. | Чтение с губ. Развитие слухового восприятия. Работа над дыханием, силой голоса, темпом речи, координацией движений. | Регулятивные: Контроль и качество своей речи, соотносить и сравнивать свою речь с образцом (речью учителя). |
4. Словарная работа по картинкам «Космос. Планеты». (См.Приложение 3). Презентация и таблички | Продолжить учить детей редактировать текст, вставлять пропущенные слова, необходимые по смыслу с помощью вопросов и опорных слов. | Это-Космос. В космосе есть: планеты, кометы, звезды. Это звезда Солнце. Планеты движутся вокруг Солнца. У каждой планеты есть пусть- орбита. Первая планета Меркурий. Она самая (какая?)…маленькая. Вторая планета Венера. Тут много (чего?) облаков. Третья планета Земля. На Земле живём мы. У Земли есть спутник (Как называется?)…Луна. Днём светит (Что?)…Солнце. Ночью светит (Что?)…Луна. Четвёртая планета Марс. Она (какая по цвету?)…красная Пятая планета Юпитер. Она самая (какая?)большая. Шестая планета Сатурн. У неё есть (что?)….кольца. Там камни и лёд. Седьмая планета Уран. Она самая (какая?)…холодная. Восьмая планета Нептун. Тут бывают ( что?)…ураганы. | Дети читают вместе с учителем, просматривают слайды презентации, отвечают на вопросы, вставляют нужные по смыслу слова. Маленькая, большая. Облаков, воды. Лена, Луна, Маша.
Солнце, Луна, лампа.
Синяя, красная. Маленькая, большая. Кольца, квадраты. Горячая, холодная. Ураганы, снегопады. | Рефлексия. Создание проблемной ситуации.
Актуализация знаний детей. Использование наглядного пособия. | Коммуникативные: четко и слитно произносить предлагаемый речевой материал, использовать его в своей речи. Регулятивные: контроль за качеством своей речи, соотносить и сравнивать свою речь с образцом (речью учителя). Познавательные: уметь самостоятельно работать, ориентироваться в системе знаний. |
5. Игра-демонстрация «Парад планет». (См.Приложение 4.) Картинки с изображением Солнца и планет. Ленты с цифрами, прикрепленные к Звезде Солнце. | Повышать эффективность заучивания речевого материала - названий планет, их последовательности через демонстрацию действий в игре. | Ребята, мы будем играть. Вы будете планетами в космосе. Будем летать по орбитам вокруг Звезды Солнце. На Луне жил Звездочет, Четыре – Марс, | Дети тянут жребий ( порядковые номера планет). Я первый. У меня Меркурий. Я второй. У меня Венера Я третья. У меня Земля. И т.д. Ребята слушают , повторяют за учителем, строятся по порядку, берут в руки свою планету и ленту с необходимым номером. Далее под музыку идут по кругу, изображая движение планет вокруг Солнца, на разных расстояниях, в зависимости от порядкового номера. | Рефлексия. Создание проблемной ситуации. Использование наглядных пособий. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения своего действия и действий товарищей.
Познавательные: уметь применять на практике полученные знания. |
6. Человек в космосе. Ответы на вопросы. (См.Приложение 5). | Продолжать учить отвечать на вопросы. | Ребята ,посмотрите, это первый космонавт. Как зовут? Молодцы! Юрий Гагарин смелый. А вы смелые? А вы хотите полететь в космос? Ракета летит в космос. | Юрий Алексеевич Гагарин Да Да, хотим. | Актуализация знаний детей. Развитие слухового восприятия. | Интеллектуальные: уметь дать ответ на вопрос. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия. |
7. Упр.по математике «Космонавт-ракета» умножение. (См.Приложение7) У каждого ученика фигурка с космонавтом и пример, который необходимо решить. 20+5= 16-4= 3*0= 1*8= 15-3= (на доске будет 2-3 лишних ракеты с ответами, которые не верные) | Продолжать учить читать математические выражения. Повторить материал урока математики: сложение и вычитание в пределах 30, умножение на 1 и 0. | Ребята, нам нужно найти ракеты Вот они. А вот космонавты. У космонавта есть пример. Ответ есть на ракете. Сейчас будем решать примеры. Молодцы! Хорошо решили. | Сейчас мы будем решать примеры. (ребята решают примеры, затем подходят к доске и ищут свою ракету с правильными ответами, проговаривают решение) И т.д. | Создание проблемной ситуации. Развитие слухового восприятия. Рефлексия Актуализация знаний детей. Самопроверка выполнения задания. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия. Интеллектуальные: уметь анализировать, находить ошибки в работе. |
7. Пазл «Ракета». (См.Приложение 6) | Совершенствовать навык конструирования по образцу, умение ориентироваться на плоскости. | Вот фото нашей ракеты, а вот детали. Нужно собрать ракету. Помогите, пожалуйста! Молодцы. Вы собрали. Ракета готова. | Дети собирают ракету (на полу) из деталей , используя образец учителя. Мы собрали. Ракета готова. | Работа в группе. Создание проблемной ситуации. | Коммуникативные: формировать навыки межличностного общения при решении единой задачи при работе, следить за работой товарищей, помогать находить и исправлять ошибки. |
9.Игра «Земля-вода-воздух-солнце» | Развивать навык чтения с губ, слуховую память, внимание. Развивать сенсомоторные функции, улучшать координацию движений» | Молодцы! Слушайте внимательно слова. Делайте вместе со мной. Земля- маршируем на месте Вода-показываем плавные движения руками перед собой. Воздух – вытягиваемся вверх, встаем на мысочки, Какие вы молодцы! Внимательные! | Дети выполняют движения за учителем, повторяют 2-3раза. | Релаксация. Чтение с губ. Развитие слухового восприятия. Рефлексия. | Регулятивные: уметь соотносить правильность выполнения действия со словесной инструкцией и правильно оценить действия. |
10.Игра «Звездопад». (словосочетания) (См.Приложение 8.) | Продолжать учить работать с вопросной схемой. Повторить материал урока грамматики: словосочетания Им.Прил.+ Им.Сущ., род имен существительных и прилагательных. | Ребята , откройте конверты. Посмотрите, что там? Звезды упали. Звезды потерялись. Прочитайте слова. Найдите правильные пары. Какой?Что? Какая?Что? Какое?Что? и отправьте домой. Какие слова у тебя ? Прочитай. Ты собрала? Что получилось? Да,верно. Молодец! | Дети получают конверты с индивидуальными заданиями ( по 6 слов у каждого ученика : 3 Им.сущ.+3Им.прил. М.р,Ж.р.,Ср.р.) Дети читают слова и собирают их в пары. Затем относят учителю и прикрепляют на магнитную доску.
Верно. И т.п. | Актуализация знаний детей. Использование индивидуальных карточек. Развитие слухового восприятия. Рефлексия. | Интеллектуальные: различать имена существительные и имена прилагательные, ориентируясь на окончания и вопросы к словам, уметь составлять словосочетания по схеме. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия. |
11. Итог занятия. (См.Приложение 9). | Создать положительный эмоциональный фон, подвести итоги | Звезды дома! Вы молодцы! Спасибо за помощь. Инопланетянин тоже отправляется домой. Наше путешествие заканчивается. Ребята, давайте вспомним. Что мы сегодня делали? Сегодня на занятии мы хорошо говорили, читали, отвечали на вопросы, много играли, считали, выполняли поручения. Вы большие молодцы! Мне очень понравилось с вами работать! Спасибо за занятие! До свидания. | Сегодня на занятии мы хорошо говорили, читали, отвечали на вопросы, много играли, считали, выполняли поручения. До свидания | Поощрение, похвала обучающихся. Мотивирование на признание и успешность. Анализ деятельности на уроке. | Коммуникативные: уметь проявлять взаимное внимание к товарищам. |
Приложение 1.
1.Будем хорошо говорить.
2.Будем читать.
3.Будем отвечать на вопросы.
5.Будем считать.
6.Будем выполнять поручения.
7.Будем играть.
Приложение 2.
С____
С с с
ос-ос-ос
кос-мос
Мы ле-тим в кос-мос.
Приложение 3.
Маленькая, большая.
Облаков, воды.
Лена, Луна, Маша.
Солнце, Луна, лампа.
Синяя, красная.
Маленькая, большая.
Кольца, квадраты.
Горячая, холодная.
Ураганы, снегопады.
Приложение 4.
Картинки Планеты, ленты с цифрами, таблички.
Приложение 5.
Презентация Фото
Приложение 6.
Пазл «Ракета».
Приложение 7.
У каждого ученика фигурка с космонавтом и пример, который необходимо решить.
20+5=
16-4=
3*0=
1*8=
15-3=
(на доске будет 2-3 лишних ракеты с ответами, которые не верные)
Приложение 8.
На доске 3 звездных домика.
1 2 3
Какой? Что? Какая ? Что? Какое? Что?
Таблички на звездах(слова):
1человек:
Пушистое облако,
сильный ветер;
2человек:
Маленькая планета,
Яркое солнце;
3 человек:
Холодный лёд,
Быстрая ракета,
4человек:
красивая комета,
чистый воздух;
5 человек:
Яркая звезда,
Смелый космонавт.
Приложение 9.
Доска и план
1.Мы хорошо говорили.
2.Мы читали.
3.Мы отвечали на вопросы.
5.Мы считали.
6.Мы выполняли поручения.
7.Мы играли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 4 «В» класс
Рабочая программа предназначена для работы с учащимися, которые кроме сниженного слуха имеют умственную отсталость. Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности....
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся 2 класса.
Методы и приёмы работы с неслышащими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи....
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида
онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".
В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...
Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО
Тема: Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке. Тема: Звук [т].Цель: авто...
Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.
Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...