Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: гласные звуки на материале темы «День рождения».
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Правова Людмила Алексеевна

Составление рассказа «День рождение» по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект индивидуального коррекционного занятия

                      по развитию речевого слуха

       и формированию произносительной стороны речи

по теме: гласные звуки на материале темы «День рождения».

                                Занятие проводилось с Л.И.,учеником 4 класса  

                                Средняя потеря слуха: правое ухо       - 95 дБ

                                                                      левое ухо        - 105 дБ

                                Звукоусиливающая аппаратура:

                                                   слухоречевой тренажер «Соло» 01                    

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\друзья день рождения.jpg

                                                2022

Тема: Составление рассказа «День рождение» по плану.

Тема: Гласные звуки. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.  

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей составлять рассказ по плану;

- учить логическому построению высказывания;

- закрепить правильное произношение звуков;

- использовать знания правил орфоэпии при построении высказываний и пересказе текста;

- тренировать учащихся в правильной постановке словесного и логического ударения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей навык самоконтроля за речью;

-воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время;

- воспитывать у детей дружеское отношение к товарищам.

Оборудование: ноутбук, картинка по теме занятия, таблички с заданиями.

Ход занятия: 

  1. Психологическая настройка учащегося.

У нас сегодня гости.

Улыбнись мне и гостям, не волнуйся.

Мы рады тебя видеть.

  1. Организационный момент. 

  Учитель предлагает прослушать фразы на слух (каждая фраза произносится два раза), если ребенок не воспринимает их, то учитель  произносит фразы слухо-зрительно.

[Доброе утро]                                                        Доброе утро.

[Тебе удобно?]                                                       Да, мне удобно.

[Как твое здоровье?]                                              Спасибо, я здоров.

[Ты готов к занятию?]                                            Да, я  готов.  

[Хорошо говори звуки.]                                           Я буду стараться.

  1. Целепологание.

    [Будем слушать, читать текст, отвечать на вопросы.]

                                                     Будем слушать, читать текст,

                                                     отвечать на вопросы.  

  1. Актуализация знаний.  

Послушай, что говорит учитель.

Прочитай слоги, слова, словосочетания.

Повтори.

а ________________         па______________        ла _____________

о________________          по _____________         ло _____________  

у________________          пу _____________         лу _____________

и ________________         пи _____________         ли _____________

Катя                      настроение                    танцевали

торт                      подарки                          поздравить

вкусный                угощение                       чудесный      

пришли                 праздник                        играли  

          день рождения

          вкусный торт

          сладкое угощение

          весело играли

          зажгли свечи

          незабываемый праздник

          чудесное настроение

          пришли поздравить

          хорошие друзья

          принесли подарки

          вкусный торт

          сладкое угощение

          весело играли

          зажгли свечи

          незабываемый праздник  

Работа по развитию слухового восприятия

  1. Создание проблемной ситуации.  

[Послушай текст.]

[Следи за звуками.]                           Я буду слушать текст.

                                                            Я буду следить за звуками.

    Учитель предлагает ученику прослушать на слух весь текст.

    Сегодня  Катя отмечает свой день рождения. У нее чудесное настроение. В этот день девочку пришли поздравить ее хорошие друзья. Ребята принесли Кате подарки. К праздничному столу был испечен вкусный торт и зажжены свечи. После сладкого угощения дети весело играли, пели и танцевали.

    Затем учитель спрашивает, что ученик понял. После этого ведется работа над деформированным текстом, который в виде разрезного текста лежит перед учеником.

    Учитель произносит каждое предложение два раза, если ученик не воспринимает предложение на слух, то учитель повторяет предложение слухо-зрительно.  

  В данной работе ученику помогает работать с текстом картинки, которые появляются на экране ноутбука.

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\девочка и торт.jpg

    Сегодня Катя отмечает свой день рождения.

У нее чудесное настроение.

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\iвсе поздравляют.jpg

В этот день девочку пришли поздравить ее хорошие друзья.

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\играли.jpg

Ребята принесли Кате подарки.

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\дети пришли.jpgC:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\подарки.gifC:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\подарки 2.gif

К праздничному обеду был испечен вкусный торт и зажжены свечи.

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\758758торт.jpg             C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\задуть свечи.jpg

После сладкого угощения дети весело играли, пели и танцевали.

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\поют и танцуют.jpg       C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\дети танцевали.jpg

    Праздник получился веселым и незабываемым.

C:\Documents and Settings\lekkar0000000\Рабочий стол\шары.jpg

    Учитель работает над произношением, над мелодико-интонационной стороной речи, над словесным и логическим ударением.

                                Послушай, как я скажу;

                                скажем вместе;

                                скажи сама;

                                поставь ударение правильно.  

  1. Физкультминутка

                  Игра  «Кошка»

Осторожно, словно кошка,                              Ученик выполняет действия

Я легко со стула спрыгну,                                по тексту (в помощь ученику

Спинку я дугою выгну.                                     текст представлен на ноутбуке)

А теперь крадусь как кошка,

Спинку я прогну немножко.

  1. Создание проблемной ситуации

Работа по развитию слухового восприятия

  1. Ответы на вопросы

[Послушай вопросы.]                                    Я буду слушать вопросы.

[Следи за звуками.]                                        Я буду следить за звуками.

    Все вопросы предлагаются ученику на слух. Учитель повторяет их два раза. Если ученик не воспринимает вопросы на слух, учитель повторяет их слухо-зрительно. В помощь ученику вопросы могут быть предложены на экране ноутбука.

[Какой праздник отмечает девочка?]

[Какое у Кати настроение?]                  

[Кто пришел поздравить девочку?]      

[Что ребята принесли Кате?]                

[Как ты догадался, что у нее день рождения?]                                                                

[Какое настроение у детей? Почему?]

[Что делали ребята у Кати на дне рождении? ]                                                                  

[Как обычно дети веселятся на дне рождении?]

  1. Далее работа ведется слухо-зрительно

Ответь на вопросы.                                            Я буду отвечать на вопросы.

Говори хорошо звуки.                                       Я буду говорить хорошо.    

    Ребенок отвечает на вопросы. Учитель работает над произношением, над мелодико-интонационной стороной речи.

    Если ученик затрудняется с ответом, учитель предлагает ему в помощь прочитать ответ на экране ноутбука. Ученик читает и повторяет.

Когда у тебя день рождения?                        У меня день рождения …

Кто приходил к тебе на день рождения?       Ко мне приходили друзья.

Какие подарки ты получил на свой день рождения?

                                                                    На день рождения мне подарили…

Чем ты угощал своих друзей?

                                                                    Мама купила вкусный торт, …

Что вы делали на дне рождении?              Мы с друзьями танцевали, играли …

Тебе было весело?                                      Да, мне было очень весело.  

    Учитель работает над произношением, следит за ударением  

 Послушай, как я скажу

Скажем вместе

Скажи сама

  1. выбери наиболее удачный заголовок:

«День рождения»

«На чудесном празднике»

«Подарки для девочки»

  1. Замени слова близкими по смыслу словами:

праздник –

отмечать -  

друзья –

чудесный –

  1. подбери имена прилагательные к словам:

праздник (какой?)   …, …, …

торт  ( …?)               …, …, …

угощение ( …?)       …, …, …

  1. составь из слов каждой строчки предложение

          у, сегодня, настроение, девочки, праздничное

         друзья, ее, поздравить, хорошие, пришли

веселым, получился, и, праздник, незабываемым

  1. напиши предложения правильно  

На столе лежит торт.

Друзья подарили подарки девочке.

  1. составь пересказ по плану
  1. Вступление

Какой праздник отмечает девочка?

  1. Основная часть.

Кто пришел поздравить девочку?

Что было приготовлено к празднику?

Как ребята веселились?

  1. Заключение.

Каким получился праздник?

  1. Итог урока. Рефлексия.

[Что ты делала на занятии?]                               Я слушала и говорила.

                                                                          Я отвечала на вопросы.

Как ты думаешь, какую отметку ты заслуживаешь?

                                                                         Я думаю, что я работала хорошо.

Да, правильно. Ты занималась хорошо, молодец,

у тебя пятерка.          

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Коррекционное занятие предназначено для детей с нарушенным слухом 3 класса II отделения....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Занятие предназначено для детей с нарушенным слухом 3 класса II отделения....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности

       Данное занятие призвано:- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); - отработать умение действовать по образцу на примере аппликации ...