Конспект индивидуально коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «Семейный ужин» (составление рассказа по серии
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Правова Людмила Алексеевна

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект коррекционного занятия46.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект индивидуально коррекционного занятия

                        по развитию речевого слуха

          и формированию произносительной стороны речи

         по теме: «Семейный ужин»  (составление рассказа по серии

                                                                                  сюжетных картин )

                                 Занятие проводилось с К.Ю., ученицей  4 класса

                                 Средняя потеря слуха: правое ухо - 100 дБ

                                                                        левое ухо   -  95 дБ

                                 Звукоусиливающая аппаратура:

                                                     слухоречевой тренажер «Соло» 01.

                                                 2023

Тема: Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;

- формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать и расширять словарь детей по теме;

- развивать речевой слух учащихся;

- работать над формированием произносительной стороны    речи;

- работать над слитностью речи и словесно-логическим  ударением;

- развивать у учащихся умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;

- упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;

- развивать у учащихся грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь, уважение и желание придти на помощь членам своей семьи.

Оборудование: серия сюжетных картин по теме «Семейный ужин», картинка с изображением пылесоса, ноутбук.

Ход занятия

  1. Психологическая настройка учащихся.

- [Добрый день, Юля.]                             -Добрый день, Людмила   Алексеевна

- [У нас сегодня гости], все рады тебе.

2. Организационный момент.

    Учитель предлагает прослушать фразы на слух, предъявляются фразы не более двух раз. Если ученик не воспринимает их, то учитель произносит фразы слухо-зрительно.

- [Аппарат работает хорошо? ]                           - Да, аппарат работает хорошо.

- [Как твое здоровье?]                                         - Спасибо, хорошо.

- [Ты готов к занятию?]                                      - Да, готов.

- [Какое сегодня число? ]                                   - Сегодня …

- [В классе все ребята сегодня?]                        - Нет Любы.  Она не пришла  

                                                                              сегодня в школу. Я думаю, она

                                                                              заболела.

 - [Как твое здоровье?]                                         - Спасибо, хорошо.

3. Целеполагание.

-[Сегодня мы будем составлять рассказ по    - Сегодня мы будем составлять картинкам.]                                                           рассказ по картинкам.

- [Ты будешь отвечать на вопросы.]                 - Я буду отвечать на вопросы.

- [Хорошо говори звуки, следи за

  ударением. ]                                                      - Я буду хорошо говорить звуки.

                                                                              Я буду следить за ударением.  

4.  Актуализация знаний.

Игра «Узнай по описанию»

- Прочитай и скажи кто это:

    На экране ноутбука появляются слова, характеризующие разных членов семьи, ученик читает и, узнав по описанию, называет кто это. Учитель следит за правильным произношением звуков и постановкой словесного ударения.

-Добрая, красивая, терпеливая, весёлая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная  …  кто это?

                                                                          -Это мама.

- Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый …        

                                                                           - Это папа.

- Старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая ..

                                                                            - Это бабушка.

- Старый, умный, строгий, добрый, седой, мудрый …

                                                                             - Это дедушка.

- Веселая, задорная, непоседливая, старшая (младшая), маленькая (большая)

                                                                              - Это сестра.

- Сильный, слабый, маленький (большой), старший (младший), умный, подвижный …

                                                                               - Это брат.

5. Создание проблемной ситуации.

а)

- Послушай и назови этих людей

одним словом: папа, мама, сын, дочка,

бабушка, дедушка.                                             - семья

б)

- Ответь на вопросы:

    Учитель выставил три первые картинки серии и одну предметную картинку с изображением пылесоса. Ученик читает появляющиеся вопросы на экране ноутбука и отвечает на них. По необходимости учитель помогает ребенку.

- Как выдумаете, какое время суток

нарисовано на картинках?                           - вечер

- Почему вы так думаете?                            - …                          

-Откуда вернулись домой Саша и Маша?  - Дети пришли из школы.

-А откуда пришли мама и папа?                 - Родители пришли с работы.

-Семья садится кушать вечером. Как

называется прием пищи в это время?        - ужин

-Что стала делать мама? Зачем?                 -  …

-Какую работу выполняет Саша?               - …    

-Что можно приготовить из картошки?      - …

-А чем занята Маша?                                   - …  

-Что она будет делать?                                 - …

-Кого вы не увидели в кухне за работой?   - …

-А почему здесь картинка с изображением

пылесоса?                                                       - Потому что нужно сделать  

                                                                          уборку в квартире.  

- Так какую работу выполнял папа?             - …

    После ответа на этот вопрос выставляется сюжетная картинка, на которой папа пылесосит.

- Когда все было готово, что сделал

семья?                                                             - Семья села ужинать.

- Как можно закончить наш рассказ?         - Все были рады, что они вечером  

                                                                      вместе за семейным ужином.

- Как вы думаете, чем были заняты

  родители и дети после ужина?                     - …

- Как можно назвать наш будущий рассказ?

6. Физкультминутка.

             Выполнение движений по тексту стихотворения. 

Сумку в руки мы берем,                   Наклоняется и берет  

                                                           воображаемую сумку.

В магазин с тобой идем.                   Шагает на месте.

В магазине же на полках    Поднимает руки вверх и отрицательно                                                             Не шарфы и не футболки.                покачивает головой.

Вкусно пахнет здесь всегда,             Поворот головы вправо, затем влево

                                                            с вдыханием воздуха.

В доме вкусная еда.                           «Дом» над головой.

7. Создание проблемной ситуации.

   Ребенок вместе с педагогом составляет рассказ из ответов, полученных на вопросы и печатает рассказ на ноутбуке.

                                        Семейный ужин

    Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

    Саша почистил картошку для картофельного пюре. Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковер.

    Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином. 

8. Итог занятия. Рефлексия.      

- [Как назывался рассказ, который мы

составляли по серии картин? ]                                - Семейный ужин.

- Как должны относиться члены семьи

друг к другу?                                                        - С заботой, с любовью

                                                                                  и уважением.

-Как можно назвать семью, о которой

говорилось в рассказе?                                       - Дружная, веселая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 «Б» класс

Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида составлена в соответствии с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи 2 Б класс

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 2Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи" 3 Б класс.

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 3Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации

Статья рассказывает об использование интерактивной доски при проведение индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной до...

Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной речи Тема: «Речевой материал, связанный с учебной деятельностью» 2 класс

Предлагется план-конспект открытого урока по развитию речевого слуха и формированию произносительной речи на Тему: «Речевой материал, связанный с учебной деятельностью» (для глухих об...