Предоставление педагогического опыта
материал

 

Тема педагогического опыта: «Применение сказкотерапии в сенсорной комнате для развития личностных особенностей у детей с нарушениями интеллекта»

Автор педагогического опыта: Ибрагимова Ирина Владимировна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Актуальность педагогического опыта

Последние несколько лет модернизация  воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей в системе образования. Обеспечиваются широкие возможности развития особенных детей. Современные подходы в системе школьного образования диктуют необходимость поиска эффективных форм коррекционной работы в любом учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, дети с интеллектуальными нарушениями,

Развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями отличается качественным своеобразием, Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие высших психических функций. Нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Развитие сенсорной сферы детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью, прерывистостью,  малой дифференцированностью.

В ходе работы, у меня возникла необходимость находить оптимальные подходы в организации  деятельности, чтобы не перегружать ребёнка, и тем самым не усугублять имеющиеся у него проблемы со здоровьем.

 

Основная идея педагогического опыта

Следствием поиска решения поставленных задач в процессе коррекционной работы стало широкое использование возможностей сенсорной комнаты, в которой можно органично сочетать процесс занятия с увлекательной для ребёнка игрой.

Сенсорная комната – это особая среда, в которой создана комфортная атмосфера. Она используется для формирования и повышения тактильной чувствительности, достижения положительных эмоций, восстановления работы вестибулярного аппарата. Занятия в сенсорном помещении являются одновременно развлекательными и развивающими, что обеспечивает всестороннее развитие детей с нарушениями интеллекта.

Теоретическая база опыта

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Освещение опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта посредством сказкотерапии представлено в трудах Астапов В.М., Микадзе Ю.В.

 

 

Новизна

Всем специалистам, работающим с детьми в сенсорной комнате, известно, что стимуляция осуществляется за счёт современного реабилитационного оборудования: это пузырьковая колонна, фиброоптические волокна, тактильные панно, проекторы и т.д. Но чтобы это оборудование использовалось максимально эффективно, его работу я органично сочетаю с интересными для детей развивающими заданиями, используя разнообразный дидактический и игровой материал.

Начальный опыт проведения занятий в сенсорной комнате показал слабую эффективность простого манипулирования, пассивного взаимодействия с реабилитационным оборудованием, что подтверждает одно из главных положений возрастной психологии: развитие психических процессов эффективно только в деятельности.

Именно в специально организованной для психологической работы сенсорной комнате взаимодействие между ребенком и интерактивной-сказочной  средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребенком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между психологом и учеником.

 

 

Технология опыта

Преимущества использования сказок в работе с детьми:

- наличие волшебства и тайны;

- отсутствие в сказках нравоучений;

- лёгкость восприятия информации;

- победа добра;

- подходит детям разного возраста, с различным уровнем интеллектуального и речевого развития.

Занятия проходят в виде увлекательного «путешествия» с определёнными ритуалами и со своим сюжетом, пронизанным общей нитью, с необходимостью решения ребёнком некой проблемной ситуации. Развитие сюжета, содержание занятия зависят от поставленных целей, программного материала. Использование здоровьесберегающих технологий на таком «занятии-путешествии» также вписывается в общую сюжетную линию сказочного сюжета.

Со сказками можно работать в различных направлениях:

- Анализ сказки, где необходимо интерпритировать то, что лежит в основе сказки, поведении героев.

- Рассказывание сказки, при котором ребенок рассказывает сказку от первого лица, третьего лица, сказочного героя.

- Переделывание сказок, например, переделать конец, или добавить нового сказочного героя.

Хотелось бы отметить, что проведение сказкотерапии всё же является методом терапии, следовательно имеет определённую структуру занятия:

1. Ритуал входа в сказку, который позволяет создать настрой на совместную работу и расположить ребёнка к себе.

2. Обогащение опыта ребенка через рассказывание сказки

3. Интеграция, которая показывает взаимосвязь нового опыта с реальной жизнью.

4. Ритуал выхода из сказки.

 

Результативность опыта

Хочется отметить положительное влияние занятий в условиях сенсорной комнаты, т.к. у детей опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность».

В заключение можно сказать, что в результате работы со сказкой в условиях сенсорной комнаты у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями снижается психоэмоциональное напряжение; формируются представления о положительных и отрицательных эмоциях; появляется уверенность в себе, а такжепостепенно накапливается сенсорный опыт, который впоследствии становится основой формирования разнообразных видов детской деятельности.

 

 

Список литературы

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.:Питер, 2008. 384с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2000. 310с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Тема педагогического опыта: «Применение сказкотерапии в сенсорной комнате для развития личностных особенностей у детей с нарушениями интеллекта»

Автор педагогического опыта: Ибрагимова Ирина Владимировна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

Последние несколько лет модернизация  воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей в системе образования. Обеспечиваются широкие возможности развития особенных детей. Современные подходы в системе школьного образования диктуют необходимость поиска эффективных форм коррекционной работы в любом учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, дети с интеллектуальными нарушениями,

Развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями отличается качественным своеобразием, Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие высших психических функций. Нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Развитие сенсорной сферы детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью, прерывистостью,  малой дифференцированностью.

В ходе работы, у меня возникла необходимость находить оптимальные подходы в организации  деятельности, чтобы не перегружать ребёнка, и тем самым не усугублять имеющиеся у него проблемы со здоровьем.

Основная идея педагогического опыта

Следствием поиска решения поставленных задач в процессе коррекционной работы стало широкое использование возможностей сенсорной комнаты, в которой можно органично сочетать процесс занятия с увлекательной для ребёнка игрой.

Сенсорная комната – это особая среда, в которой создана комфортная атмосфера. Она используется для формирования и повышения тактильной чувствительности, достижения положительных эмоций, восстановления работы вестибулярного аппарата. Занятия в сенсорном помещении являются одновременно развлекательными и развивающими, что обеспечивает всестороннее развитие детей с нарушениями интеллекта.

Теоретическая база опыта

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Новизна

Всем специалистам, работающим с детьми в сенсорной комнате, известно, что стимуляция осуществляется за счёт современного реабилитационного оборудования: это пузырьковая колонна, фиброоптические волокна, тактильные панно, проекторы и т.д. Но чтобы это оборудование использовалось максимально эффективно, его работу я органично сочетаю с интересными для детей развивающими заданиями, используя разнообразный дидактический и игровой материал.

Начальный опыт проведения занятий в сенсорной комнате показал слабую эффективность простого манипулирования, пассивного взаимодействия с реабилитационным оборудованием, что подтверждает одно из главных положений возрастной психологии: развитие психических процессов эффективно только в деятельности.

Именно в специально организованной для психологической работы сенсорной комнате взаимодействие между ребенком и интерактивной-сказочной  средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребенком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между психологом и учеником.

Технология опыта

Преимущества использования сказок в работе с детьми:

- наличие волшебства и тайны;

- отсутствие в сказках нравоучений;

- лёгкость восприятия информации;

- победа добра;

- подходит детям разного возраста, с различным уровнем интеллектуального и речевого развития.

Занятия проходят в виде увлекательного «путешествия» с определёнными ритуалами и со своим сюжетом, пронизанным общей нитью, с необходимостью решения ребёнком некой проблемной ситуации. Развитие сюжета, содержание занятия зависят от поставленных целей, программного материала. Использование здоровьесберегающих технологий на таком «занятии-путешествии» также вписывается в общую сюжетную линию сказочного сюжета.

Со сказками можно работать в различных направлениях:

- Анализ сказки, где необходимо интерпритировать то, что лежит в основе сказки, поведении героев.

- Рассказывание сказки, при котором ребенок рассказывает сказку от первого лица, третьего лица, сказочного героя.

- Переделывание сказок, например, переделать конец, или добавить нового сказочного героя.

Хотелось бы отметить, что проведение сказкотерапии всё же является методом терапии, следовательно имеет определённую структуру занятия:

1. Ритуал входа в сказку, который позволяет создать настрой на совместную работу и расположить ребёнка к себе.

2. Обогащение опыта ребенка через рассказывание сказки

3. Интеграция, которая показывает взаимосвязь нового опыта с реальной жизнью.

4. Ритуал выхода из сказки.

Результативность опыта

Хочется отметить положительное влияние занятий в условиях сенсорной комнаты, т.к. у детей опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность».

В заключение можно сказать, что в результате работы со сказкой в условиях сенсорной комнаты у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями снижается психоэмоциональное напряжение; формируются представления о положительных и отрицательных эмоциях; появляется уверенность в себе, а такжепостепенно накапливается сенсорный опыт, который впоследствии становится основой формирования разнообразных видов детской деятельности.

Список литературы

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.:Питер, 2008. 384с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2000. 310с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предоставление собственного инновационного педагогического опыта "Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»

Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в п...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

Предоставление педагогического опыта

Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личност...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...