Предоставление собственного инновационного педагогического опыта "Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»
опыты и эксперименты на тему
Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому для достижения воспитательных целей важно уметь организовать разнообразную деятельность детей.
Группа продленного дня – это не только среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. В этом воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе, позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема: «Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»
Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому для достижения воспитательных целей важно уметь организовать разнообразную деятельность детей.
Группа продленного дня – это не только среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. В этом воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.
Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе, позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.
Цели моей педагогической деятельности.
1.Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста.
2.Развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Основная задача моей деятельности.
1. создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива.
II. Сущностные характеристики опыта | ||
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД» | |
1. | Актуальность и перспективность опыта | В нашем современном мире существуют новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты. «Наше общество является развивающимся, которому нужны образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора». Так говорится в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется воспитание гармонично развитой личности ребенка. В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей. Методика моей работы строится на основе изложенных технологий: 1.Технология здоровьесбережения . 2.Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского . 3.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. 4.Игровые технологии, 5.ИКТ Почему остановилась именно на этих современных воспитательных технологиях?. 1.Актуальность. Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс. 2. Универсальность. Технологии с одинаковой эффективностью могут быть использованы, как в учебном, так и в воспитательном процессах. 3. Интегральность. Современные воспитательные технологии не взаимоисключают, а легко дополняют друг друга, что делает их применение достаточно мобильными и легкими в реализации. 4. Здоровьесбережение. Обеспечение сохранения здоровья детей через получение положительных эмоций, обеспечивают, в достаточной мере, двигательную активность учащихся. А это важно в наше время, тем более в наш век компьютеризации. 5. Личностно –ориентированный подход. Позволяя ученику работать в зоне ближайшего развития и давая ему право выбора и дифференцированный подход в обучении и воспитании, эти технологии способствуют эффективному развитию способностей и возможностей каждого ученика. 6. Оптимизация воспитательного процесса. Все выбранные и применяемые мной технологии делают воспитательный процесс увлекательным и интересным. А это очень важно в наше время, когда информационное пространство сегодня настолько возросло, что требует эффективных средств воспитания и воспитатель вынужден искать такие средства воспитания, которые помогут сделать его увлекательным и интересным для ученика. |
2. | Концептуальность. | Источником новизны является углубленная работа по воспитанию гармонично развитой личности учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня: -- разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности. -- использование методов, приемов, форм организации внеурочной, игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения. -- создание психологически комфортной обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность). -- опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. |
3. | Наличие теоретической базы | Опыт имеет теоретическое обоснование, которое позволяет грамотно организовать процесс воспитания гармонично развитой личности младших школьников в условиях группы продленного дня. Гармонично развитая личность включает в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев). Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие. Есть много определений - что такое «способность». Мне близко определение Б.М. Теплова. В понятии «способность», по его мысли, заключены три идеи: 1.Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека; 2.Не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3.Понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Для развития гармонично развитой личности ребенка необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы заключает в Перед школой всегда стоит цель: создать условия для воспитания гармонично развитой личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное общество. Моя воспитательская деятельность опирается на следующее : 1.Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая. 2. Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. 3.Технологию природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие. 4.Игровые технологии (Иванов И.П.). 5.Технологию развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С. Данные теоретического анализа , полученные в ходе работы с научными источниками, составили основу системного изложения теоретической части работы. |
4. | Ведущая педагогическая идея | Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования гармонично развитой личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника. В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию учащихся. Постоянно контактирую с учителями, посещаю уроки с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, это даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку. Эффективно использую словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы никогда не оставляют ребят равнодушными, вызывают повышенный интерес ко всему происходящему. |
5. | Оптимальность и эффективность средств | Эффективными средствами в воспитании гармонично развитой личности в ГПД по моему мнению являются: 1. Игровая деятельность; 2. Библиотечные часы с иллюстрированием 3. Клубные часы с изготовлением различных поделок Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся. И первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, должностные обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации “Организация и режим работы группы продленного дня”. Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной. Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления: - создание условий для личностного развития воспитанников; - создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной); - создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения. Индивидуальную работу с учащимися строю на: - изучении индивидуальных особенностей учащихся; - установлении межличностных контактов с каждым ребенком; - оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении; - взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития учащихся; - диагностике результатов воспитания. Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органично внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в ежедневный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам. |
6. | Результативность опыта | Развитие гармонично развитой личности происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Все направления деятельности имеют свою цель и задачи. Для их достижения я прорабатываю пути реализации, составляю тематическое планирование клубных часов на весь учебный год. Мной определены пять основных направлений видов деятельности с соотношением к определенному дню недели.: Понедельник – учебно- познавательное направление. Вторник – нравственно- патриотическое направление. Cреда – художественно- эстетическое направление. Четверг- трудовое направление. Пятница- физкультурно- оздоровительное направление. Вывод: для воспитания гармонично развитой личности школьников в условиях ГПД созданы специальные условия: 1.Творческие мастерские разной направленности, 2.Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые, 3.Использование технологии КТД, проведение воспитательно - досуговых мероприятий, праздников, 4.Творческие задания познавательного характера, 5.Организация развивающей среды в ГПД, 6.Наблюдения, исследования, экскурсии, 7.Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка. |
7. | Возможность тиражирования | Основные положения опыта выставлены на сайтах:http://nsportal.ru/ivakhina-olga-ivanovna сайт воспитателя ГПД http://kushki.edurm.ru - сайт МБОУ « Основная общеобразовательная школа " По моему мнению, для каждого воспитателя очень важно видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способно |
8. | Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися | За время работы были созданы следующие приложения: 1.Разработки открытых внеклассных мероприятий . 2. Доклады для выступлений на педагогических советах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Предоставление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МОБУ "Баевская НОШ" Шаляевой Светланы Николаевны
Проблема над которой я работаю: «Изучение и применение инновационных технологий как один из способов повышения эффективности образовательного процесса»...