Предоставление собственного инновационного педагогического опыта "Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»
опыты и эксперименты на тему

 

Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому для достижения воспитательных целей важно уметь организовать разнообразную деятельность детей.

Группа продленного дня – это не только среда,  в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и  специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. В этом воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе, позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема: «Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»

Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому для достижения воспитательных целей важно уметь организовать разнообразную деятельность детей.

Группа продленного дня – это не только среда,  в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и  специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. В этом воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.

         Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе, позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.

                 Цели  моей педагогической деятельности.

1.Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста.

2.Развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

                   

                      Основная задача моей деятельности.

 1. создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива.

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного

педагогического

опыта (ИПО)

«Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»

1.

Актуальность и перспективность опыта

    В нашем современном  мире существуют  новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.

«Наше общество является развивающимся,  которому  нужны  образованные, нравственные и  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора».  Так говорится в концепции модернизации российского образования.     

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется воспитание гармонично развитой личности ребенка.  В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей.      

Методика моей работы строится на основе изложенных технологий:

1.Технология здоровьесбережения .

2.Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского .

3.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.

4.Игровые технологии,

5.ИКТ

         Почему остановилась   именно на  этих  современных  воспитательных    технологиях?.

1.Актуальность.

   Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс.

2. Универсальность. 

Технологии с  одинаковой  эффективностью  могут  быть  использованы,  как  в  учебном,  так  и  в  воспитательном  процессах.

3. Интегральность.

Современные воспитательные технологии  не  взаимоисключают, а  легко  дополняют  друг  друга, что делает  их  применение достаточно  мобильными  и  легкими  в  реализации.

 4. Здоровьесбережение.

 Обеспечение  сохранения  здоровья детей через  получение  положительных  эмоций, обеспечивают,  в  достаточной  мере,  двигательную  активность  учащихся.  А  это  важно  в  наше  время, тем более  в наш  век  компьютеризации. 

 5. Личностно –ориентированный подход. 

Позволяя  ученику работать  в  зоне  ближайшего  развития   и  давая  ему  право выбора   и  дифференцированный  подход  в  обучении  и  воспитании,  эти  технологии  способствуют  эффективному  развитию  способностей  и  возможностей  каждого  ученика.

 6. Оптимизация воспитательного процесса. 

Все  выбранные   и  применяемые  мной  технологии    делают воспитательный процесс  увлекательным  и  интересным. А  это  очень  важно в  наше  время,  когда  информационное  пространство  сегодня    настолько  возросло,  что  требует эффективных  средств воспитания и  воспитатель  вынужден  искать  такие  средства    воспитания,  которые  помогут    сделать  его  увлекательным  и  интересным  для  ученика. 

2.

Концептуальность.

Источником новизны является углубленная работа по воспитанию гармонично развитой личности учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня:

-- разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности.

-- использование методов, приемов, форм организации внеурочной, игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения.

-- создание психологически комфортной  обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность).

-- опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.

3.

Наличие теоретической базы

Опыт имеет теоретическое обоснование,  которое позволяет грамотно организовать процесс воспитания гармонично развитой личности младших школьников  в условиях группы продленного дня.

  Гармонично развитая личность   включает  в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).

  Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие. Есть много определений  - что такое «способность». Мне близко определение Б.М. Теплова. В понятии «способность», по его мысли, заключены три идеи:

1.Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;

2.Не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3.Понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

 

   Для развития гармонично развитой личности ребенка необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы заключает в

         Перед школой всегда стоит цель: создать условия для воспитания гармонично развитой личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное общество.

Моя воспитательская деятельность опирается на следующее :      

1.Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.

2. Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

3.Технологию природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.

4.Игровые технологии (Иванов И.П.).

5.Технологию развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.

Данные теоретического анализа , полученные в ходе работы с научными источниками, составили основу системного изложения теоретической части работы.

4.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий  для формирования  гармонично развитой личности, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника.

        В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию учащихся.

       Постоянно контактирую с учителями, посещаю уроки с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, это даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку.

        Эффективно использую словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы никогда не оставляют ребят равнодушными, вызывают повышенный интерес ко всему происходящему.

5.

Оптимальность и эффективность средств

           Эффективными  средствами в  воспитании гармонично развитой личности  в ГПД по моему мнению являются:

1. Игровая деятельность;

2. Библиотечные часы с иллюстрированием

3. Клубные часы с изготовлением различных поделок

       Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся. И первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, должностные обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации “Организация и режим работы группы продленного дня”.

        Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной.

        Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления:

- создание условий для личностного развития воспитанников;

- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной);

-  создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

       Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.

       Индивидуальную работу с учащимися строю на:

- изучении индивидуальных особенностей учащихся;

- установлении межличностных контактов с каждым ребенком;

- оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;

- взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития учащихся;

- диагностике результатов воспитания.

          Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органично внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в ежедневный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам.

6.

Результативность опыта

     Развитие гармонично развитой личности   происходит лишь в случае разнообразия  и цикличности занятий. Все направления деятельности имеют свою цель и задачи. Для их достижения я прорабатываю пути реализации, составляю тематическое планирование клубных часов на весь учебный год.

Мной определены пять основных направлений видов деятельности с соотношением к определенному дню недели.:

Понедельник – учебно- познавательное направление.

Вторник – нравственно- патриотическое направление.

Cреда – художественно- эстетическое направление.

Четверг-  трудовое направление.

Пятница- физкультурно- оздоровительное направление.

Вывод: для воспитания гармонично развитой личности школьников в условиях ГПД  созданы специальные условия:

1.Творческие мастерские разной направленности,

2.Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые,

3.Использование технологии КТД, проведение воспитательно - досуговых мероприятий, праздников,

4.Творческие задания познавательного характера,

5.Организация развивающей среды в ГПД,

6.Наблюдения, исследования, экскурсии,

7.Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.

7.

Возможность тиражирования

Основные положения опыта выставлены на сайтах:http://nsportal.ru/ivakhina-olga-ivanovna сайт воспитателя

ГПД

http://kushki.edurm.ru - сайт МБОУ « Основная общеобразовательная  школа "

   По моему мнению,  для каждого  воспитателя очень важно  видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способно

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

За время работы были созданы следующие приложения:

1.Разработки открытых  внеклассных мероприятий .

2. Доклады для выступлений на педагогических советах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...

Предоставление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МОБУ "Баевская НОШ" Шаляевой Светланы Николаевны

   Проблема над которой я работаю:  «Изучение и применение инновационных технологий как один из способов повышения эффективности образовательного процесса»...