Круглый стол для родителей "Обмен опытытом по работе с детьми ОВЗ
методическая разработка

Анна Григорьевна Ельпина

Актуальность проведения «круглого стола» с родителями обусловлена ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), государственной социальной политикой РФ, нацеленной на максимальную социализацию детей с ОВЗ, и недостаточной компетенции родителей в вопросах педагогики и психологии. Ближе всего к ребенку и проблемам его воспитания и образования стоят педагоги-психологи, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития и социализации каждого ребенка с ОВЗ, повышении уровня компетенции родителей и степени их участия в воспитательно-образовательном процессе своих детей. Основное направление «круглого стола»: дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поделиться друг с другом опытом воспитания детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Олененок»

Круглый стол с родителями на тему

«Обмен опытом по работе с детьми ОВЗ»

Выполнила

Ельпина Анна Григорьевна

Педагог-психолог

МАДОУ детский сад «Оленёнок»

с. Саранпауль, 2023 год

Пояснительная записка

Актуальность проведения «круглого стола» с родителями обусловлена ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), государственной социальной политикой РФ, нацеленной на максимальную социализацию детей с ОВЗ, и недостаточной компетенции родителей в вопросах педагогики и психологии. Ближе всего к ребенку и проблемам его воспитания и образования стоят педагоги-психологи, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития и социализации каждого ребенка с ОВЗ, повышении уровня компетенции родителей и степени их участия в воспитательно-образовательном процессе своих детей. Основное направление «круглого стола»: дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поделиться друг с другом опытом воспитания детей.

Цель «круглого стола» – в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи «круглого стола»:

1. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения.

2. Расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Повышение самооценки родителей, умение проявлять чувство принятия и любви к ребенку.

Участники круглого стола: педагог-психолог, социальный педагог, родители (законные представители).

Примечание. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, выразившие желание участвовать в обсуждении со специалистами той или другой темы. Родители соглашаются на добровольной основе. Круглый стол сопровождаться просмотром видеоматериалов, игровыми моментами. Разбором ситуаций, возникающих с детьми, найти адекватные выходы.

Ход проведения

1. Организационный момент.

Здравствуй, уважаемые родители. Сегодня мы с Вами пообщаемся в тесном семейном кругу, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бейджики, чтобы все знали, как к Вам обращаться. Мне очень приятно вас видеть на сегодняшней встрече. Я благодарю вас за присутствие, за отклик на сотрудничество в таком важном деле как воспитание, обучение и развитие детей.

2. Основная часть.

Для каждого родителя его ребенок – это его малыш, независимо от возраста. Но отношение к малышу всегда будет разное. Родители детей с ограниченными возможностями, не всегда могут адекватно реагировать на эти особенности. Мы все люди:

  1. Мы можем уставать от проблем, связанных с ребенком. Действительно – это очень тяжело постоянно видеть своего ребенка не таким как все, слышать от окружающих комментарии, пытаться достойно реагировать.
  2. Мы можем злиться на кого-то или что-то за то, что наш малыш другой.
  3. Мы можем винить себя, стать жертвой в отношениях со своим ребенком: компенсировать его недостатки своей безграничной любовью, гиперопекой.
  4. Мы можем даже отказаться от малыша, от его проблем. Сделать вид что не такой уж он особенный, ведь есть тысячи других детей таких же, как и мой или с еще большими проблемами. Или можем дать себе тайм-аут – я подумаю об этом позже, ведь ребенок никуда не денется.
  5. Мы можем наоборот усиленно пытаться исправить малыша, помочь ему всеми возможными и невозможными способами.
  6. И, наконец, мы можем возвысить своего малыша на пьедестал особенностей – вон сколько знаменитых людей были с особенностями, мой обязательно будет знаменитым!

За всем этим стоит наш страх перед самим собой, перед обществом. Как реагировать на взгляды, на комментарии, на пожелания, даже на добро окружающих?

Самое главное это любить своего малыша любым: скромным, агрессивным, непоседливым, особенным. Говорить ему о своей любви. Ведь ребенку с физическими и психическими особенностями хватает пинков от социума. Им нужна ваша любовь. А ребенку с особенностями в поведении не хватает вашей любви – и потому они такие. Как ни посмотри, а любовь нужна всем. Чувствуя вашу любовь:

– застенчивые дети становятся уверенными,

– агрессивные дети учатся проявлению любви,

– непоседливые, гиперактивные – учатся в любви пониманию, сдержанности,

– особенные дети понимают, что и они достойны любви.

Главное, чтобы любовь была разумной. Чтобы помогала в жизни. Чтобы воспитывала человечность в душе малыша. Любовь в себе несёт одновременно: нежность и строгость легкое баловство и требовательность.

Давайте посмотрим видеоролик. Короткометражный фильм «Забыли» о том, как важно быть рядом с ребенком, принять его проблему, помочь преодолеть трудности, стать примером другим.

Видеоклип «Не молчи». О том, как важно быть понятым обществом. Но и важно понимать, что не нужно бояться особенностей детей, ведь в мире вы не единственные.

Обсуждение. Какое впечатление произвели на Вас видеоролики? Скажите в чем суть роликов.

Примечание. Надеюсь это ролик поможет Вам понять, что ваш ребенок нуждается в вас, вы как родители должны учиться принимать его проблему, помогать преодолевать трудности, стать примером другим.

«Мой прекрасный ребенок».

Цель упражнения: повышение самооценки родителей, умение проявлять чувство принятия и любви к ребенку.

Ход проведения. Я сейчас раздам каждому из Вам чистый бланк, на котором вам необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди каждый представляет своего ребенка. Начиная каждую характеристику со слов: «Мой ребенок прекрасен потому что…». После того, как каждый родитель презентует своего ребенка.

Начинается рефлексия упражнения. Было ли сложно отыскать положительные характеристики в своем ребенке? Как Вы можете объяснить трудности, которые возникли во время выполнения этого упражнения? Искренние ли Ваши характеристики, или же вы включили в список характеристики, которые Вы скорее хотели бы видеть в своём ребенке?

Примечание. В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Решение проблемных ситуаций.

Цель: Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения.

Ситуация. В школе обучается ребенок с ОВЗ по индивидуальной образовательной программе. Родители ребенка настаивают на упрощении заданий, но педагогический коллектив не идет на встречу родителям. Как должен поступить классный руководитель, родители и руководитель образовательной программы.

Примечание. Обсуждение ведется всеми участниками: педагогом- психологом, родителями, социальным педагогам. Психолог и педагог наводящими вопросами должны подвести родителей к принятию правильного решения.

3. Заключительный этап.

Я Вам сейчас раздам небольшие анкеты, заполните их и оставьте на столе, писать инициалы не нужно.

На сегодня, наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении важных для всех нас вопросов.

Примечание. В завершении круглого стола участники поделились своими впечатлениями и высказали свои пожелания, с ними было проведено анкетирование. По результатам анкетирования большинство родителей отметили высокий уровень проведения мероприятия, теплую, уютную и доброжелательную атмосферу. Участники высказали пожелание чаще проводить мероприятия подобного формата и увеличить их продолжительность. Родители расходились в хорошем настроении, обменявшись опытом и контактами. Ведь человеку в трудной ситуации очень важно знать, что он не один и что есть люди, имеющие похожую проблему, способные дать ему необходимую поддержку.

Самодиагностика педагога-психолога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках круглого стола.

  1. Приоритетные ценности (соблюдение субординации). Со взрослыми сразу установились психологические контакты, что позволило предотвратить коммуникативный барьер.
  2. Психо-эмоциональное состояние (эмоциональное состояние и его динамика в ответ на различные ситуации).

Доброжелательный эмоциональный фон поддерживался педагогом-психологом во время всего круглого стола. Настроение педагога-психолога передалось и поддерживалось всеми участниками мероприятия.

  1. Самооценка (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий).

Мероприятие готовилось по конкретному плану, каждый этап был заранее продуман, расписан. При возникновении непредвиденных ситуаций, они легко корректировались. Ведущий был точным, уверенным и обладал знаниями по обсуждаемой теме.

  1. Стиль ведения круглого стола (особенности поведения педагога-психолога, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с родителями). Общение с родителями соответствовало правилам профессионального этикета.
  2. Поставленные цели и задачи выполнены.

Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Сценарий мероприятия:

  1. Позволяет определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся

2

0

  1. Позволяет выявить цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить содержание мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить форму проведения мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить правовые основы организации конкретного мероприятия

2

0

  1. Позволяет определить механизмы (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс (в данном случае, в конкретное мероприятие)

2

0

  1. Позволяет выявить инструментарий включения родителей в образовательный процесс (в данном случае, в конкретное мероприятие)

2

0

  1. Предусматривает разработку инструментария обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей)

2

0

  1. Позволяет определить психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми людьми

2

0

  1. Предусматривает разработку инструментов самодиагностики педагога – психолога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия

2

0

Приложение 1

АНКЕТА

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, нам важно ваше мнение.

Анкетирование носит анонимный характер, подчеркните ответ, который Вы выберите.

#1059;довлетворены ли Вы работой круглого стола?

Да; частично; нет

2. Вы получили необходимую информацию по теме круглого стола?

Да; частично; нет

3. Необходимо ли проводить такие мероприятия?

Да; нет; затрудняюсь ответить

4. Вы будете принимать участие в следующих мероприятиях (круглых столах, семинарах, собраниях и т.д.)?

Да; нет; затрудняюсь ответить

5. Необходим ли обмен опытом по работе с детьми с ОВЗ?

Да; нет; затрудняюсь ответить

#1042;ы обратитесь за помощью и поддержкой к педагогу-психологу?

Да; нет; затрудняюсь ответить

Ваши предложения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Круглый стол учителей начальной школы ВАО - "Работа в информационном пространстве LEARNING"

Cоздание единого образовательного пространства, которое олицетворяет LEARNING, в общеобразовательной школе стало в последнее время достаточно популярной темой. Никто не отрицает, что электронные ресур...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Конспект круглого стола с педагогами «Психолого – педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения»

В данном материале представлен конспект круглого стола с педагогами работающими с детьми с РАС...

Методическая разработка .Круглый стол для родителей "Играйте вместе с детьми."

формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности;дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на разви...