Особенности памяти у детей с расстройствами аутистического спектра.
консультация (1 класс)

Башкирова Галина Викторовна

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события.

Нарушение процессов памяти является одной из особенностей познавательной сферы детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), это отмечено в исследованиях К.С. Лебединской, О.С. Никольской, С.А. Морозова и др. Имеются различия между памятью детей с РАС и памятью нормально развивающихся детей. Так, память детей с РАС существенно ослаблена: замедленный темп усвоения нового материала, сниженный объем запоминания, запоминание только значимых для себя событий и действий, зацикленность на них.

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Главным процессом считается запоминание – функциональная деятельность, направленная на усвоение новой информации, связывание ее с имеющимися знаниями и дальнейшее сохранение. Запоминание бывает двух видов: произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное). Исследователи отмечают у детей с РАС недостатки как произвольного, так и непроизвольного запоминания. Сниженная познавательная активность детей с ЗПР является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что дети с РАС хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Ребенок с РАС может запомнить большой объём материала, но он стремится пересказать его ровно так, как текст сформулирован в учебнике, а вот пересказывание своими словами вызывает у него затруднение.

Снижение произвольной памяти детей с РАС является одной из главных причин трудности обучения в школе.

Большинство детей с РАС не владеют приемами смыслового заучивания: группировкой материала, выделением опорных слов, составлением плана, установлением смысловых связей. Наиболее частым приемом мнемической деятельности, которым они пользуются, является механическое бездумное заучивание нового материала. Однако и этот способ вызывает затруднения из-за ослабленных механизмов памяти: невысокая скорость, полнота и точность запоминания.

Успешность запоминания также зависит от формы предъявления заучиваемого материала. У детей с РАС наблюдается преобладание наглядной памяти над словесной. Предъявляемый наглядный материал дети запоминают лучше, чем вербальный, при этом возможность им манипулировать создает наиболее благоприятные условия для запоминания.

Процесс сохранения у детей с РАС так же имеет ряд специфических особенностей. Получаемая детьми, информация сохраняется на короткий срок, а в ряде случаев еще и частями. Сохранение информации связано со всеми видами памяти, а так как у детей с РАС большинство видов памяти нарушено, информация поступает в искаженной форме и в таком же виде сохраняется.

На продуктивность произвольной памяти оказывает влияние активность ребенка при воспроизведении. Воспроизведение – процесс возобновления ранее воспринятых данных. К данному процессу относят и узнавание, которое осуществляется при повторной встрече с объектом.

Как и в запоминании, выделяют два типа воспроизведения: произвольное и непроизвольное. При непроизвольном воспроизведении воспринятая ранее информация «всплывает» сама собой, в большинстве случаев по ассоциации. Произвольное воспроизведение представляет собой целенаправленный процесс припоминания каких-либо данных.

У детей с РАС данный процесс характеризуется неточностью воссоздания полученной информации (воспроизведение отдельных деталей, которые могут быть второстепенными), трудностями воспроизведения данных даже с помощью ассоциаций. В процессе узнавания дети с РАС не узнают ранее встречавшиеся объекты и путают одни объекты с другими, если данный навык не был отработан.

Процесс забывания у детей с РАС протекает неравномерно: часть информации забывается сразу после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. В целом у детей с ЗПР процесс забывания проходит гораздо быстрее, чем у нормально развивающихся детей.

Несмотря на обширный спектр нарушений у детей с РАС есть достаточно высокие потенциальные возможности интеллектуального развития. Осуществляя целенаправленную коррекцию, у детей можно развить необходимые навыки мнемической деятельности, которые будут компенсировать недоразвитие процессов памяти. Основные коррекционные мероприятия должны быть направлены на формирование у детей с РАС специальных приемов запоминания, которые будут связаны с актуальными и сильными стимулами для каждого конкретного ребенка. Другое направление работы должно быть посвящено, организации повседневной деятельности, следованию четким схемам и расписаниям. Это позволит преодолеть свойственные детям с РАС неумение сосредоточить своё внимание, импульсивность и поведение.

Таким образом, процессы памяти у детей с расстройствами аутистического спектра существенно отличаются от процессов памяти нормально развивающихся детей. Нарушения памяти имеют сложный и специфический характер. Для коррекции недостатков, следует обратить внимание на индивидуальные возможности ребенка и подобрать правильную коррекционно-образовательную программу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 

Память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события.

Нарушение процессов памяти является одной из особенностей познавательной сферы детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), это отмечено в исследованиях К.С. Лебединской, О.С. Никольской, С.А. Морозова и др. Имеются различия между памятью детей с РАС и памятью нормально развивающихся детей. Так, память детей с РАС существенно ослаблена: замедленный темп усвоения нового материала, сниженный объем запоминания, запоминание только значимых для себя событий и действий, зацикленность на них.

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Главным процессом считается запоминание – функциональная деятельность, направленная на усвоение новой информации, связывание ее с имеющимися знаниями и дальнейшее сохранение. Запоминание бывает двух видов: произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное). Исследователи отмечают у детей с РАС недостатки как произвольного, так и непроизвольного запоминания. Сниженная познавательная активность детей с ЗПР является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что дети с РАС хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Ребенок с РАС может запомнить большой объём материала, но он стремится пересказать его ровно так, как текст сформулирован в учебнике, а вот пересказывание своими словами вызывает у него затруднение.

Снижение произвольной памяти детей с РАС является одной из главных причин трудности обучения в школе.

Большинство детей с РАС не владеют приемами смыслового заучивания: группировкой материала, выделением опорных слов, составлением плана, установлением смысловых связей. Наиболее частым приемом мнемической деятельности, которым они пользуются, является механическое бездумное заучивание нового материала. Однако и этот способ вызывает затруднения из-за ослабленных механизмов памяти: невысокая скорость, полнота и точность запоминания.

Успешность запоминания также зависит от формы предъявления заучиваемого материала. У детей с РАС наблюдается преобладание наглядной памяти над словесной. Предъявляемый наглядный материал дети запоминают лучше, чем вербальный, при этом возможность им манипулировать создает наиболее благоприятные условия для запоминания.

Процесс сохранения у детей с РАС так же имеет ряд специфических особенностей. Получаемая детьми, информация сохраняется на короткий срок, а в ряде случаев еще и частями. Сохранение информации связано со всеми видами памяти, а так как у детей с РАС большинство видов памяти нарушено, информация поступает в искаженной форме и в таком же виде сохраняется.

На продуктивность произвольной памяти оказывает влияние активность ребенка при воспроизведении. Воспроизведение – процесс возобновления ранее воспринятых данных. К данному процессу относят и узнавание, которое осуществляется при повторной встрече с объектом.

Как и в запоминании, выделяют два типа воспроизведения: произвольное и непроизвольное. При непроизвольном воспроизведении воспринятая ранее информация «всплывает» сама собой, в большинстве случаев по ассоциации. Произвольное воспроизведение представляет собой целенаправленный процесс припоминания каких-либо данных.

У детей с РАС данный процесс характеризуется неточностью воссоздания полученной информации (воспроизведение отдельных деталей, которые могут быть второстепенными), трудностями воспроизведения данных даже с помощью ассоциаций. В процессе узнавания дети с РАС не узнают ранее встречавшиеся объекты и путают одни объекты с другими, если данный навык не был отработан.

Процесс забывания у детей с РАС протекает неравномерно: часть информации забывается сразу после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. В целом у детей с ЗПР процесс забывания проходит гораздо быстрее, чем у нормально развивающихся детей.

Несмотря на обширный спектр нарушений у детей с РАС есть достаточно высокие потенциальные возможности интеллектуального развития. Осуществляя целенаправленную коррекцию, у детей можно развить необходимые навыки мнемической деятельности, которые будут компенсировать недоразвитие процессов памяти. Основные коррекционные мероприятия должны быть направлены на формирование у детей с РАС специальных приемов запоминания, которые будут связаны с актуальными и сильными стимулами для каждого конкретного ребенка. Другое направление работы должно быть посвящено, организации повседневной деятельности, следованию четким схемам и расписаниям. Это позволит преодолеть свойственные детям с РАС неумение сосредоточить своё внимание, импульсивность и поведение.

Таким образом, процессы памяти у детей с расстройствами аутистического спектра существенно отличаются от процессов памяти нормально развивающихся детей. Нарушения памяти имеют сложный и специфический характер. Для коррекции недостатков, следует обратить внимание на индивидуальные возможности ребенка и подобрать правильную коррекционно-образовательную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...

Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие огр...

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...

Особенности структуры урока для детей с расстройством аутистического спектра

В статье описывается структура урока для учащихся с расстройством аутистического спектра, методы и подходы к коррекции нежелательного поведения...

Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...