Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в начальной школе
план-конспект

Гевейлер Яна Александровна

Занятие для улучшения эмоционального фона учащихся 1-4 классов.

«Радуга настроения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа

№609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект коррекционного занятия

«Радуга настроения»

Педагог-психолог:

Гевейлер Я.А.

Санкт –Петербург

2023-2024 учебный год


Цели психокоррекционные:

  • Развитие эмоциональности  младших школьников;
  •  Коррекция эмоционального состояния детей;
  • Развитие умения различать эмоции других людей.

 

Оборудование: заготовки радуги, листы белой бумаги, карточки с изображениями детей, соль, мел, проволка, баночки, салфетки, презентация «Радуга настроения».

Ход   занятия  

1. Приветствие.

Дети сидят в кругу и по очереди здороваются со своими соседями, называя их имена в короткой ласковой форме и сообщить о своем настроении.

Например: «Привет, Света, у  меня сегодня хорошее настроение, потому что на улице хорошая погода ».

2.  Упражнение «Фотовыставка».

Цель: развитие умения распознавать эмоции

-  Ребята , вы уже знаете, что у людей бывает разное настроение. Давайте рассмотрим с вами фотографии детей и определим, какое же у них настроение. (Психолог по очереди демонстрирует фотографии детей с разным настроением: веселый, грустный, мрачный, сердитый, спокойный. Ребята называют, какое настроение у детей на фото).

3. Подвижная гимнастика.

Упражнение «Будь внимательным»

-   Ребята, мы с вами хорошо поработали. Молодцы! Теперь можем немного подвигаться. (Дети встают из-за столов.)

- Я буду показывать вам схемы с изображением настроений: радостный, сердитый и спокойный. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить это настроение. (Например: радостное настроение - дети прыгают, улыбаются; сердитый - топают ножками, хмурят брови, сжимают кулачки; спокойный - не двигаются, стоят или сидят. Психолог по очереди показывает пиктограммы в разном порядке. В завершение упражнения, демонстрируется пиктограмма покоя. Упражнение повторяется 2-3 раза.)

4. Сказкотерапия

Цель: развитие социально-приемлемого поведения, эмпатиии, закрепление знаний об эмоциях.

- Дети, усаживайтесь удобно в круг. Я расскажу вам сказку, которая называется «Слоненок с шариками». (Во время слушания дети периодически повторяют действие, которое происходит в сказке.)

«Сказка о Слоненке с шариками»

Жил-был маленький слоник. Мама и папа его очень любили. Они вместе гуляли, купались в реке и пускали фонтаны воды из своих длинных хоботков. Маленький Слоненок очень любил проводить время с родителями. Однажды, гуляя по парку с родителями, он увидел у Обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку очень понравился шарик, и он захотел такой ​​же.

- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите и мне такой же, пожалуйста!

Родители купили ему красивый желтый шарик. Слоненок был очень счастлив: везде ходил со своей шариком, а когда ложился спать, привязывал его к своей кровати. (Психолог спрашивает, какое настроение у Слоненка. Детям предлагается показать, как слоненок радуется новому шарику. Психолог вешает пиктограмму «Радость» на доску).

Гуляя в следующий раз с родителями по парку, Слоненок увидел у Мишки большой зеленый шарик и снова попросил родителей купить такой ​​же. Родители не хотели огорчать любимого сыночка и купили. Вскоре малыш захотел иметь красный, синий шарики, а потом еще и еще. У родителей не осталось денег, тогда Слоненок начал капризничать и кричать: «Купите мне шарик, купите, купите...» (Дети определяют настроение Слоненка и показывают, как он сердится и капризничает. Психолог вешает значок «Гнев» на доску.) Родителям пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать денег на новые шарики для сыночка. И чем больше он требовал шариков, тем дольше родители задерживались на работе. Они меньше проводили времени с сыном, а прогулки в парк совсем прекратились. Слонику стало грустно самому, и большое количество шариков его уже не радовало. (Дети показывают, как слоненок  тосковал. Психолог вешает пиктограмму «Печаль» на доску).

-  Почему Слоненку было грустно? (Ответы детей).

В комнате Слоника было столько шариков, что он не мог пошевелиться. Тогда он собрал все свои шарики и вышел во двор. Шариков было так много, что они стали его поднимать все выше и выше на небо. Слоненок испугался, что никогда не увидит своих родителей, и начало звать на помощь: «Помогите! Помогите!». (Детям предлагается представить, что они все летят, и в этот момент им очень страшно. Психолог вешает значок «Страх» на доску)

Прилетели вороны и начали своими клювами клевать шарики, которых становилось все меньше и меньше. Слоненок начал опускаться вниз. Спустившись, он задумался ...

Обсуждение сказки:

-  Как вы думаете, о чем подумал Слоненок? (Послушать мнение детей.)

Возможно, о том, как было хорошо гулять с родителями по парку, купаться в реке и пускать фонтанчики воды из хобота? Как чувствует себя сейчас Слоненок? (Дети определяют настроение героя. Изображают стыд. Психолог вешает на доску пиктограмму «Стыд»).

 (Дети обсуждают, что неправильно сделал Слоненок, и как ему можно помочь.)

Психолог. Молодцы! Вы помогли Слоненку понять, что он делал не так, и исправить ошибки. А теперь, посмотрите на доску. Давайте вспомним, как менялось настроение Слоненка течение сказки: радость, гнев, печаль, страх, стыд.Молодцы!

5. Релаксация «В лесу».

Цель: психоэмоциональная разгрузка.

- Ребята , вам понравилась сказка? Вы были очень внимательны, молодцы! Устали? Давайте отдохнем. Сядьте поудобнее. Я включу музыку.

Закройте глаза. Представьте лес: деревья, кусты, цветы ... В лесу стоит большой пенек. Сядьте на него. Вы слышите пение птиц, шелест травы. Солнышко через листочки своими нежными лучиками греет ваши щечки, ручки, ножки. Теплый ветерок как будто окутывает вас одеялом. Вам легко и приятно. Прислушайтесь к себе. Не спеша, открывайте глаза. Посидите несколько минут. Что вы чувствуете? Какое у вас настроение?

А сейчас я приглашаю вас на творческую мастерскую. Смотрите, на столах в баночках соль. Для чего ее можно использовать? Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел.  Выберите цвет мела который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Теперь заполняет наш сосуд в 4 цвета, высыпает первый слой в свою баночку, а остальные берем у своих одноклассников. Посмотрите чтоб в баночках цвета не повторялись. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в баночке у вас получится песок грязно - коричневого цвета. Итак, приступаем. Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка. Закрутите крышку.

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в баночке внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Что вы чувствуете? Молодцы  у Вас отличный получился сосуд радужного настроения

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

Рефлексия «Радуга»

Ребята, Если вам понравилось сегодня наша встреча, прикрепите красную полоску на радугу красного цвета, если понравилось и хотите еще продолжить наши встречи, возьмите зеленую полоску, если не понравилось, желтую полоску.

Спасибо ребята, Вы все молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.

Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...

Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения. План психологического сопровождения об...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ

Статья - "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ"...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...

Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".

Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...