Мотивационный экспресс-тест для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Коновалова Юлия Александровна

Экспресс-тест для диагностики иерархии мотивов учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивационный экспресс – тест для детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это возраст «впитывания» и накопления знаний. Возраст, когда активно продолжается, начавшееся в дошкольном детстве, развитие личности ребенка, связанное со становлением самосознания и соподчинением мотивов. По мнению А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера – ядро личности [4]. Поэтому неудивительно, что вопросам развития мотивационной сферы младших школьник посвящено много исследований.

Так, по мнению Л.И. Божович, основное место в структуре мотивационной сферы младших школьников занимают учебные мотивы [1]. Которые, в свою очередь, можно разделить на две большие группы: познавательные мотивы и социальные мотивы. Познавательные мотивы включают в себя мотивы овладения новыми знаниями, мотивы ориентации в способах добывания знаний и мотивы самообразования. Социальные мотивы, по мнению Л.И. Божович, можно разделить на широкие и узкие [1]. Широкие социальные мотивы состоят в стремлении получения знаний на основе осознания социальной необходимости, стремлении занять новую позицию в обществе. Узкие социальные мотивы – в стремлении получить одобрение со стороны взрослых, уважение сверстников.

В исследовании Н.А. Степановой были выявлены существенные изменения в мотивационной сфере учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения в начальной школе [2]. Учебные мотивы младших школьников, по мнению автора, изменяются неравномерно. А наиболее интенсивные изменения наблюдаются у учащихся 3 – 4-х классов. Также Н.А. Степанова отмечала, что с возрастом более значимыми становятся мотивы достижения и саморазвития.

Однако на сегодняшний день взрослые (и родители, и педагоги) говорят о том, что дети не хотят учиться, не хотят вырастать, не хотят пробовать свои силы в новом деле. Им не важна оценка и не нужна похвала. И, бывает, что даже играть они не очень хотят. Тогда что же нужно и важно современным младшим школьникам? Чего они хотят? Именно такие вопросы чаще всего задают на консультациях родители и педагоги.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы разработали мотивационный экспресс – тест, позволяющий выявить преобладающие мотивы детей младшего школьного возраста среди шести групп мотиваций.

Основываясь на анализе литературы и опыте работы, мы выделили шесть групп мотивов, которые могут быть актуальными для учащихся начальной школы.

Первая группа – познавательные мотивы. Сюда мы включаем, в основном, мотивы освоения новых знаний и мотивы самообразования. Вторая группа – игровые мотивы, которые могут оставаться актуальными, особенно для учащихся 1 – 2-х классов. Третья группа – «цифровые» мотивы. Мы применили именно этот термин в связи с появлением в современном обществе таких понятий, как «цифровизация» и «цифровой аутизм». В отдельную группу данные мотивы были выделены в связи с тем, что, по нашим наблюдениям, дети, проявляющие устойчивый интерес к играм на гаджете, не всегда легко и с удовольствием включаются в другие виды игр. Четвертая группа – мотивы общения с одноклассниками. Пятая – мотивы общения со сверстниками. Эти две группы мотивов мы решили выделить в связи с тем, что дети, не проявляющие устойчивого интереса к общению с одноклассниками, могут иметь свою группу общения за пределами класса. Например, на каком – то кружке/ секции или в параллельном классе. С другой стороны, если учащийся имеет высокие баллы по мотивации «общение с одноклассниками», но низкие по «общению со сверстниками», это может быть поводом для дополнительного наблюдения или обследования личностных особенностей ребенка. Шестая группа – мотивы достижения успеха.

На наш взгляд, преимуществами предлагаемой методики является относительная простота и краткость как самой процедуры проведения обследования, так и обработки результатов. Методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. И также может быть проведена несколько раз с одним и тем же испытуемым в разном возрасте, чтобы проанализировать динамику развития мотивационной сферы учащегося.

Ниже представлено более подробное описание мотивационного экспресс – теста для детей младшего школьного возраста.

Цель методики: обследование особенностей мотивационной сферы детей младшего школьного возраста.

Возраст: 6,5 – 11 лет.

Стимульный материал: бланк в виде таблицы.

Утверждение 1

или

Утверждение 2

1.

Узнать в школе на уроке новую историю.

или

Научиться играть в новую игру.

2.

Взять в школу любимую игрушку и поиграть с ней.

или

Посмотреть мультфильм.

3.

Поиграть на перемене с одноклассниками.

или

Быть выбранным «капитаном» в команде.

4.

Услышать похвалу от учителя перед всем классом.

или

Погулять вместе с друзьями.

5.

Поиграть в компьютер.

или

Рассказать одноклассникам на перемене смешную историю.

6.

Поиграть с ребятами во дворе.

или

Научиться делать какую – нибудь новую поделку.

7.

Поделиться с одноклассниками своими новостями и послушать их.

или

Поиграть в любимую игру.

8.

Научиться решать сложную задачу.

или

Сделать задание лучше всех в классе.

9.

На выходных съездить с друзьями в парк аттракционов.

или

Посмотреть видео на YouTube.

10.

Помечтать о новой игрушке, которую ты очень хочешь.

или

Сходить в гости к другу.

11.

Понять, почему в природе что – то происходит именно так.

или

Поиграть в игру на телефоне.

12.

Поболтать с соседом по парте во время урока.

или

Собраться с друзьями, поделиться секретами.

13.

Посмотреть интересные фото в интернете.

или

Получить «5».

14.

Поставить какой – нибудь научный эксперимент.

или

Поехать всем классом в какое – нибудь интересное место.

15.

Услышать от родителей похвалу: «ты умный! Многое умеешь!».

или

Придумать новую игру или новые правила к старой игре.

Инструкция: «Прочитай последовательно каждую пару утверждений. В каждой паре выбери утверждение, которое более привлекательно для тебя. Отметь его: поставь галочку, плюсик или обведи его».

Время выполнения 15 – 25 минут (зависит от скорости чтения учащихся).

Обработка результатов: за каждый положительный выбор начисляется 1 балл.

Виды мотивации

Обозначение

Номера утверждений

1.

Познавательная мотивация

П

1а, 6б, 8а, 11а, 14а.

2.

Игровая мотивация

И

1б, 2а, 7б, 10а, 15б.

3.

«Цифровая» мотивация

Ц

2б, 5а, 9б, 11б, 13а.

4.

Мотивация общения с одноклассниками

О1

3а, 5б, 7а, 12а, 14б.

5.

Мотивация общения со сверстниками

О2

4б, 6а, 9а, 10б, 12б.

6.

Мотивация достижения успеха

Д

3б, 4а, 8б, 13б, 15а.

Интерпретация результатов: после обработки результатов по каждому виду мотивации получается определенная сумма от 0 до 5 баллов.

1 балл – зона низкой выраженности мотивации.

2 балла – зона умеренной выраженности мотивации.

3 – 4 балла – зона средней выраженности мотивации.

5 баллов – зона высокой выраженности мотивации.

Результаты могут анализироваться как по каждому учащемуся индивидуально, так и по всему классу в целом.

Если результаты анализируются индивидуально, для каждого учащегося может быть составлена иерархия мотивов.

Если результаты анализируются по всему классу в целом, и мотивация общения со сверстниками у большинства учащихся выше, чем с одноклассниками, имеет смысл провести дополнительное обследование взаимоотношений внутри коллектива.

Если по классу в целом отмечается высокая игровая или «цифровая» мотивации, следует подумать о том, как их можно «включать» в ходе урока для повышения эффективности образовательной деятельности.

Анализ ответов по группе «мотивации достижения успеха» может показать, какой вид похвалы был бы актуален для каждого учащегося отдельно, и для класса в целом: 1) устная похвала от учителя; 2) похвала от имени родителей; 3) похвала оценкой; 4) приобретение определенного статуса в группе сверстников.

Таким образом, мотивационный экспресс – тест позволяет выявить основные мотивационные направляющие детей младшего школьного возраста как индивидуально для каждого учащегося, так и для всего класса в целом. Что позволяет повысить эффективность процесса обучения. А так же наметить основные векторы для развития детского коллектива.

Библиография

  1. Божович Л.И., Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972.
  2. Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. - М.: «Флинта», 2014.
  3. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы. – СПб, 2002.
  4. Леонтьев А.Н., Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1975.
  5. Матюхина М.В., Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

Консультация для родителей   «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...

Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ

материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...

Проект по ПДД для детей младшего дошкольного возраста

В презентации показана работа по проекту "Мы едем, едем, едем..." с детьми 3-4 лет СРЦН....

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года)С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взро...

Дипломная работа: "Создание условий в группе для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста"

Младший дошкольный  возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным усло...