Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
консультация (1 класс)

Петрова Елена Викторовна

Помочь родителям разобраться в основных аспектах адаптации первоклассника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_1_klass.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

664009 г. Иркутск, бульвар Рябикова 4 В, тел. 8(3952)300-411

E-mail:

Родительское собрание 1 класса.

Тема: Адаптационный период первоклассников.

Цель: помочь родителям разобраться в основных аспектах адаптации первоклассника.

Задачи:

-познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением;

-предложить практические советы по адаптации первоклассников;

-научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми;

-повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем родительском собрании. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности - учебная деятельность.

Обычно адаптационный период составляет от 1 до 3-4 месяцев. Дети, поступающие в 1 класс специальной (коррекционной) школы, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.

В физиологическом плане надо отметить, что 7-8 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

Упражнение «Снежинки» с листом бумаги:

  1. Сложить лист пополам.
  2. Оторвать правый верхний угол.
  3. Сложить получившееся ещё раз пополам.
  4. Оторвать второй раз правый верхний угол.
  5. Сложить получившееся в третий раз пополам.
  6. В третий раз, в последний, оторвать правый верхний угол.
  7. Развернуть листок и посмотреть, что получилось.

Несмотря на то, что задание выполняли вместе, следуя одним и тем же инструкциям, «снежинки» получились совсем разными. Это доказывает индивидуальность, неповторимость и непосредственность каждого человека.

И наши с вами дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. И у каждого адаптационный период разный.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни.

Первый год обучения в коррекционном образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в образовательное учреждение меняется многое:

- место ребенка в системе общественных отношений;

- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;

- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);

- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;

- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.

Адаптация к обучению в коррекционной школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям.

Я предлагаю провести небольшой тренинг. Вспомните как вы привели своего ребенка первый раз в школу. Перед вами находится цветок, на лепестках нужно написать разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые вы испытывали. После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. (Радость, усталость, тревога, переживание, возмущение, напряжение, безразличие, раздражение, подавленность, боязнь, волнение, впечатлительность, твердая уверенность, надежда, оптимизм, гордость, удовлетворенность, спокойствие, счастье, хороший настрой), напишите на листиках всё, о чём вы переживали, в чём вам было трудно.

Проблемы адаптации можно разделить на 3 группы:

Предлагаю вам поработать в микро группах, подумать и написать на карточках, как помочь вашему ребёнку адаптироваться к школе.

1 микро группа – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой коммуникации.

2 микро группа – подумайте и запишите, как можно помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой режима дня.

3 микро группа – продумайте и запишите, как помочь ребёнку, если он столкнулся с проблемой соблюдения школьных правил и норм.

Прочитайте ваши ответы. Вы написали много полезных рекомендаций.

Я тоже составила рекомендации. Хочу дополнить ваши ответы своим.

1. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

2. Утром будите ребёнка спокойно, с улыбкой.

3. Не торопите его.

4. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.

5. Если ребёнок огорчён - ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет всё сам.

6. Не торопитесь наказывать своего сына или дочь, особенно при учителе.

7. После школы необходимо 2-3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе. Лучшее время для дополнительных занятий - 15-17 часов.

8. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.

9. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником.

Сильное напряжение у первоклассника может привести к различным последствиям, среди них:

Ухудшение соматического здоровья. Ребёнок начинает часто болеть и пропускать школу. У него появляются «беспричинные» головные боли, боли в животе.

Появление раздражительности и агрессивности. Ребёнок становится излишне обидчив, огрызается даже на самые, казалось бы, безобидные фразы.

Рассеянность внимания. Ребёнок не может сконцентрировать своё внимание на выполнении задания.

Нежелание ходить в школу. На фоне сниженной мотивации это является признаком того, что ребёнку дискомфортно в школе.

Развитие неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Для профилактики стресса у первоклассников рекомендуется соблюдать правила, которые я вам раздала в виде памяток. А главное совместная работа педагога, узких специалистов и родителей.

И так хочу подвести итоги, что же такое адаптация? Адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения. 2. Установление контактов с учащимися, учителем. 3. Овладение навыками учебной деятельности.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителю и его требованиям)

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка. Поэтому совместная работа педагога и родителей, является главной составляющей.

Родительское собрание подходит к концу, пора подвести итоги, попрошу ответить вас на несколько вопросов:

#1055;онравилось ли вам родительское собрание?

#1063;то нового вы узнали?

#1063;то больше всего запомнилось?

Анкета обратной связи:

Ф.И.О.

#1055;онравилось ли вам родительское собрание?

#1063;то нового вы узнали ?

3. Что больше всего запомнилось?

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первоклассник и компьютер"

Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши гостиные, спальни, а иногда даже на кухне можно встретить компьютер в соседстве с телевизором. Если же пока в комнате вашего ребенка к...

родительское собрание "Первоклассник: "ХОЧУ" и "НАДО"

В беседе с родителями первоклассников разграничиваются эти понятия. даются советы родителям во воспитанию качеств ученика. прилагается памятка для родителей...

материал для родительского собрания первоклассников.

Собрание для родителей первого класса о внедрении ФГОС в начальном образовании....

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Родительское собрание первоклассников.Знакомство

Родительское собрание первоклассников.Знакомство...

Материал для родительского собрания "Первоклассники"

Шести-семи летние дети  – самые маленькие школьники. Первого сентября в их жизни совершается важное событие: они поступают в школу, как говорил Гегель «переходят в гражданское состояние». Готовы ...