Возрастные и психологические особенности ребёнка в начальных классах
консультация

Возрастные и психологические особенности ребёнка в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные и психологические особенности ребёнка в начальных классах

Первый и самый ответственный этап в жизни детей — это начало обучения в школе. Младший школьный возраст, охватывающий период от 6-7 до 10-11 лет, представляет собой особый этап как для ребёнка, так и для его семьи.

Главная задача родителей — подготовить ребёнка к школе. Несмотря на искреннее желание идти в школу, не все дети оказываются готовы к обучению. Поэтому перед поступлением в школу важно, чтобы ребёнок прошёл собеседование у детского школьного психолога.

Когда ребёнок впервые отправляется в школу, семья сталкивается с определённым кризисом. Начало школьной жизни совпадает с кризисом семи лет, который знаменует переход к новой социальной ситуации, требующей нового содержания отношений. Прежние социальные связи, такие как детский сад, уже не удовлетворяют ребёнка, и он стремится поскорее вступить в новые отношения со сверстниками.

Течение кризиса во многом зависит от того, когда ребёнок пойдёт в школу и насколько он готов к обучению. Это важный аспект, поскольку многие родители недоумевают, почему их ребёнок ведёт себя по отношению к школе пассивно или агрессивно.

Даже если ребёнка научили читать и писать в 4 или 5 лет, это не всегда является гарантией его готовности к школе. Исключение составляют лишь одарённые дети.

Если ребёнок поступает в школу в возрасте 7,3-8 лет, он проходит через определённые фазы. Игра уже не занимает его так, как раньше, и отходит на второй план. Ребёнок стремится к продуктивной, значимой и оцениваемой взрослыми деятельности. У него начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Возможно появление негативной симптоматики, направленной в первую очередь на родителей. Когда ребёнок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется, и восстанавливается внутренний комфорт.

Семилетний ребёнок, поступивший в школу, сталкивается с серьёзными жизненными изменениями: возрастают психические, физические и эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляются новые заботы и обязанности. Большинство семилетних детей готовы к школе: их память достаточно развита, они умеют контролировать своё внимание и обладают богатым словарным запасом. Ученик первого класса способен производить в уме элементарные операции, понимать то, что слышит, и в определённых рамках управлять своими эмоциями и поступками.

У детей, которые пошли в школу рано, в возрасте 6-6,3 лет, наблюдаются иные фазы. Игра остаётся их ведущей деятельностью, и ребёнок продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к проблемам в учёбе и поведении. Он испытывает неудовлетворённость своим общественным положением и переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, проявляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей. Ребёнку приходится параллельно осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удаётся это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается, и негативная симптоматика сглаживается.

Многим детям трудно пережить первые несколько месяцев после поступления в школу. Родители обязаны приходить на помощь ребёнку, но не должны проявлять чрезмерной опеки. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у ребёнка появляются естественные желания обходиться без посторонней помощи. Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги и ревниво оберегая его от посильных нагрузок. Они оправдывают это тем, что хотят облегчить жизнь ребёнка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком и музыкой. Однако они не учитывают, что чрезмерная опека формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность и неумение преодолевать трудности.

Ещё в начальных классах ребёнок должен осознать, что труд — это первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи. Ребёнка необходимо научить уважать труд взрослых и привлекать к полезной деятельности в школе и дома.

Для учителя важнейшей задачей является установление контакта с детьми. Система «ребёнок — учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и к детям. Хорошие оценки и хорошее поведение исходят от учителя, и, конечно, от того, какие оценки он будет получать, зависят его отношения со сверстниками и родителями.

Обучение и воспитание школьника младшего возраста основывается на индивидуальном подходе к его личности, с учётом темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.

Между родителями могут возникать споры о том, как воспитывать школьника, как относиться к оценкам, к участию в школьной жизни, кто следит за выполнением домашнего задания и следит ли вообще за учёбой ребёнка.

Такие кризисы возникают на всём протяжении семейной жизни, начиная с момента вступления в брак, рождения ребёнка, первого похода в школу, подросткового и юношеского возраста и, конечно, вступления во взрослую жизнь.

Задача родителей — договориться. Ведь, конечно, разногласия между родителями не способствуют спокойной и успешной жизни их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учёт психологических особенностей ребёнка"

В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше),  которые плохо справляются с учёбой, при этом постоянн...

Возрастные и индивидуальные особенности ребёнка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, о...

Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.

Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах...

математика 3 класс "Школа России" тема «Приёмы письменных вычислений»При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников класса, все учащиеся которого имеют положительную мо

урок математики в 3 классе по теме "Приемы письменных вычислений".При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности...

Возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

В данной статье даётся краткая характеристика возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста и как, учитывая их, использовать в работе с детьми данной возрастной группы....

Возрастные и психологические особенности формирования читательской грамотности у младших школьников

Возрастные и психологические особенности формирования читательской грамотности у младших школьников...