ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
статья
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
А.А. Родионова,
Педагог-психолог, МБОУ СОШ №3 г. Торжка Тверской области
Психологическое консультирование – это диалог психолога с клиентом (индивидуальным или групповым), направленный на определение возможных причин возникших трудностей, определение психологической проблемы и целей желаемого состояния и совместной деятельности.
За консультированием обращаются очень часто: по поводу личных проблем в отношениях, собственного профессионального будущего или жизненных перспектив и смыслов, проблем с неконтролируемыми неадаптивными реакциями, невозможностью пережить какие-то тяжелые жизненные события.
Цель психологического консультирования – помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром. Психологическое консультирование в образовательном учреждении осуществляется в форме оказания психологической помощи при решении определенных проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация, предполагает активную позицию консультируемого, совместную работу над имеющимися проблемами, поиск эффективных способов их решения, и включает в себя следующие виды работ:
- выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, в форме, понятной и доступной для практической реализации;
- организация бесед c теми, кто нуждается в консультативной помощи;
- работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.[3]
Консультативная работа педагога-психолога проводится по следующим направлениям:
1) консультирование и просвещение педагогов;
2) консультирование и просвещение родителей.
Следует отметить, что тематика и содержание проводимых педагогом-психологом консультаций не должна выходить за рамки его профессиональных компетенций, и может быть связана c вопросами оптимизации образовательного процесса в учреждении и семье.
Основной целью психологического консультирования в образовательном учреждении является оказание помощи по проблемам межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в школе и семье в интересах ребенка.
-Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.( по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц)
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста.
Задачи психологического консультирования:
- Своевременное выявление детей c особенностями развития;
- Предупреждение психологических оcложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.
- Составление рекомендаций для родителей и педагогов по вопросам психолого-педагогической коррекции, проблемам воспитания и межличностного общения;
-Пcихологическое просвещение педагогов и родителей.
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.[2]
Сам процесс консультирования состоит из этапов с определенными функциями:
1. Прояснение проблемы. Назначение этапа - достигнуть правильной формулировки проблемы из жалобы или суммы жалоб, предъявляемых клиентом. "Прояснение проблемы" должно наступить не только у самого консультанта, но и у консультируемого. То есть, цель здесь не только в том, чтобы консультант понял проблему клиента, но и чтобы клиент продвигался в понимании своей проблемы до такой степени, чтобы с ней возможно было работать. Если проблема недостаточно четко сформулирована, работа с ней будет неэффективна.
2. Формулирование цели работы. Формулировка проблемы, как правило, носит негативный характер (например, я не умею..., я не способен..., у меня плохие оценки..., я не знаю, как мне решать проблему... и т.п.). Формулирование цели работы, принятие ее клиентом - важный этап в работе, т.к. он определяет, чем именно будет заполнено освобожденное психологическое пространство (например. вместо того, чтобы курить, я буду устанавливать близкие отношения с друзьями). Отрицательные формулировки цели не работают.
3. Центральная часть работы. Это непосредственно то, что делает психолог - консультант, для того, чтобы помочь клиенту решить проблему. По содержанию, по характеру используемых техник она может быть различна, в зависимости от того, какого психологического направления придерживается психолог, например, трансактного анализа, психоанализа, гештальт-терапии и т.п. В любом случае, независимо от предпочитаемого направления, консультант опирается на те техники, которые активизируют и используют ту часть личности, которая отвечает за решение проблемы в соответствии с существующей реальностью то, что в трансактном анализе называется "эго-состоянием взрослого".
4. Подведение итогов работы и получение обратной связи. Смысл этапа получить то, что в гештальт-психологии называется "завершением образа". Содержательно он включает: - проследить, что работа и сама ситуация встречи с психологом завершена для клиента (то есть, он получил ощущение психологической завершенности).[1]
Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» учителя или родителей проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.
Список литературы
1. Гусаковский В.Е., психолог, к.ф.-м.н., трансактный аналитик Европейской ассоциации ТА в контрактном обучении, Соковнина М.С., психолог, действительный член Европейской ассоциации ТА Опубликовано с сокращениями под заголовком «Психологическое консультирование в образовании – основное условие гуманизации учебно-воспитательного процесса» в сборнике: «Итоги ХХ века: гуманизация образования – проблемы и перспективы: Сборник научных докладов международной научно-методической конференции /под общ. Ред. А. П. Сманцера, Е. Е. Семенова. в 3 ч.- Витебск: ИПКиПРРиСО, 1998. - ч.1. - 146 с. 19-20 мая 1998 года. Г. Витебск
2.Василюк Ф. Е. Модель хронотопа психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 4. С. 26–49.
3.Содержание деятельности педагога-психолога: методические рекомендации [Текст] / автор-сост.: Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, И.В. Кузнецова и др.; под общей ред. И.В. Кузнецовой. – Ярославль: Канцлер, 2015. – 226 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования".
Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования....
Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.
В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...

Особенности психологического консультирования педагогов при работе с младшими школьниками
Рекомендации педагогам и родителям по работе с младшими школьниками....
Теория и практика психологического консультирования
Техники консультирования в различных теориях, таких как: Личностно-центрированное консультирование Карл Роджерс; Гештальт-консультирование Фриц Перлз; Консультирование по реализму Уилья...

Юлия Алешина "Индивидуальное и семейное психологическое консультирование"
Книги, подобные этой, часто читают с карандашом в руке, отмечая наиболее важные этапы работы. Перед Вами — краткое и толковое практическое пособие, описывающее основные техники и приемы психологическо...
Психологическое консультирование семей младших школьников с учебной неуспешностью.
Статья посвящена актуальной для большинства школьных психологов, педагогов начальной школы и многих родителей проблеме. Учебная неуспешность в начальной школе становится частым предметом психолого-пед...

Проведение психологического консультирования
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам школьной адаптации первоклассников является важной и актуальной. Поддержка родителей...
