Люшер
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЕТОДОМ ЛЮШЕРА
Исследование адаптации методом Люшера - определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.
Инструкция
1. Посмотри внимательно и ответь на вопросы, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.
2. А дома в выходные дни?
3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?
4. А когда отвечаешь у доски?
5. А перед контрольной или проверочной работой?
6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?
7. Когда с учителем разговариваешь?
А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).
Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям
При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.
При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.
При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).
При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение "позиции ребенка".
Определение эмоциональной самооценки ребенка
Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.
Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.
Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.
Интерпретация результатов
ЦВЕТ | Красный | Желтый | Зелёный | Фиолетовый | Синий | Коричневый | Чёрный | Серый |
Место цвета | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета | 3 | 8 | 2 | 1 | 5 | 7 | 4 | 6 |
Разность | 2 | 6 | 1 | 3 | 0 | 1 | 3 | 2 |
ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 +1 + 3 + 2= 18
20 < ЭС < 32 - преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
10 < ЭС < 18 - эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
0 < ЭС < 8 - преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
Анализ
При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях "самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем" - ставится 0 баллов.
При выборе черного цвета - 1 балл.
При выборе синего, зеленого, красного, желтого - 1 балл.
Высокий уровень адаптации: ответы ребенка оцениваются в 6-7 баллов - общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.
Средний уровень адаптации: ответы оцениваются в 4-5 баллов - возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.
Низкий уровень адаптации: ответы оцениваются в 0-3 балла - у ребенка преобладает негативное отношение к школе.
Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт практического применения теста Люшера в школе. Отдельные вопросы интерпретации результатов.
В статье приводится формула для рассчета коэффициента суммарного отклонения от аутогенной нормы. Дети с высоким коэффициентом нуждаются в индивидуальной работе (консультации невропатолога, психо...

Интерпретация цветового теста Люшера
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты л...

Цветной тест М.Люшера - для диагностики эмоционального состояния школьников
Цветной тест М.Люшера позволяет выявить эмоциональное состояние школьника....









