Профилактический урок «Ценность жизни: как справиться с трудностями»
план-конспект

Ковалевич Александра Евгеньевна

Профилактический урок «Ценность жизни: как справиться с трудностями»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskiy_urok_tsennost_zhizni.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактический урок «Ценность жизни: как справиться с трудностями»
Цель: Формирование у подростков ценностного отношения к жизни, развитие навыков конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций, повышение осведомленности о признаках суицидального поведения и способах оказания помощи.
Задачи:
Образовательные:
  • Расширить представления подростков о ценности жизни и ее многообразии.
  • Познакомить с различными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций.
  • Информировать о признаках суицидального поведения и способах оказания помощи.
  • Предоставить информацию о доступных ресурсах поддержки.
Развивающие:
  • Развивать навыки самоанализа, саморегуляции и эмоционального интеллекта.
  • Формировать навыки эффективной коммуникации и умение обращаться за помощью.
  • Способствовать развитию позитивного мышления и оптимизма.
Воспитательные:
  • Формировать ответственное отношение к своей жизни и жизни окружающих.
  • Способствовать развитию эмпатии и сочувствия.
Форма проведения: Интерактивный урок с элементами тренинга и дискуссии.
Целевая аудитория: Подростки (14-17 лет)
Оборудование:
• Мультимедийный проектор
• Компьютер с доступом в интернет
• Презентация
• Листы бумаги, ручки
• Цветные карандаши или фломастеры
• Музыка для релаксации
План урока:
1.
Организационный момент
   Приветствие, создание положительной атмосферы.
2.
Вводная часть
   Обсуждение темы урока: «Ценность жизни: как справиться с трудностями».
   Объявление целей и задач урока.
3.
Основная часть
  Актуализация знаний
:
  Вопрос к аудитории: «Что для вас значит жизнь? Какие ценности вы в ней видите?».
  Запись ответов на доске или большом листе бумаги.
  
Мини-лекция «Ценность жизни»:
    Обсуждение различных аспектов ценности жизни:
    1.Жизнь как уникальный дар.
    2.Значение человеческих отношений и поддержки.
    3.Возможность самореализации и достижения целей.
    4.Ценность опыта, как позитивного, так и негативного.
    5.Красота и многообразие мира.

     Включение видеоролика (3-5 минут) с мотивирующим содержанием (например, рассказы людей, преодолевших трудности, видео о красоте природы, вдохновляющие истории).
  
Интерактивное упражнение «Карта ресурсов» :
     Инструкция: «Представьте, что вы оказались в сложной жизненной ситуации. Какие ресурсы (внутренние и внешние) помогут вам справиться с ней?».
     Разделите участников на небольшие группы (3-4 человека).
     Каждая группа составляет список ресурсов:
     Внутренние: сильные стороны характера, навыки, интересы, увлечения.
     Внешние: друзья, семья, учителя, психологи, телефоны доверия, интернет-ресурсы.
     Каждая группа представляет свою «карту ресурсов» остальным участникам.
     Общее обсуждение и дополнение списка ресурсов.
4.
Практическая часть
  
Информационный блок «Распознавание признаков эмоционального неблагополучия и способы поддержки» :
    Обсуждение мифов и фактов об эмоциональных кризисах и психологическом благополучии.
    Перечисление признаков, указывающих на то, что человеку нужна помощь:
    Чрезмерно подавленное настроение, длительная грусть, апатия, утрата интереса к любимым занятиям. Частые разговоры о бессмысленности жизни, ощущение безнадежности и отчаяния. Неожиданная раздача любимых вещей, стремление закончить важные дела, как будто готовятся к долгому отъезду. Заметная отстраненность от близких друзей и семьи, избегание общения. Резкие и необъяснимые изменения в поведении, привычках, режиме сна и питания. Учащение случаев употребления алкоголя или других веществ для «успокоения» или «забытья». Нанесение себе случайных или преднамеренных порезов, ожогов, царапин. (Подчеркнуть, что это сигнал о сильной душевной боли).

Обсуждение способов оказания поддержки человеку, находящемуся в тяжелом эмоциональном состоянии:
Активное слушание без осуждения: дать понять, что вы рядом и готовы выслушать.
Проявление искренней заботы и поддержки, выражение понимания и сочувствия.
Аккуратное предложение обратиться за профессиональной помощью к психологу, психотерапевту или другому специалисту. (Подчеркнуть, что это не стыдно, а мужественно).
Обязательное информирование взрослых (родителей, учителей, школьного психолога) о ситуации, особенно если вы обеспокоены безопасностью друга. (Объяснить, что это не «стукачество», а проявление заботы).

   Ролевая игра «Поддержка друга» :
     Разделите участников на пары.  Предложите одному участнику в паре представить, что у него возникли
 признаки эмоционального неблагополучия.   Второй участник должен оказать ему поддержку, используя информацию, полученную ранее на уроке.
     После завершения ролевой игры проведите обсуждение: что было трудно, что помогло, какие стратегии оказались наиболее эффективными.
5.
Релаксация
   Включите спокойную музыку.   Предложите участникам закрыть глаза и представить себе что-то приятное и радостное. Проведите короткую медитацию, направленную на снятие напряжения и восстановление эмоционального равновесия.
6.
Заключительная часть
   Подведение итогов урока. Обсуждение полученных знаний и навыков. Выражение благодарности за участие. Телефоны доверия.
Пример презентации (краткое содержание слайдов):
1. Титульный слайд: «Ценность жизни: как справиться с трудностями»
2. Цель и задачи урока.
3. Что для вас значит жизнь? (вопросы к аудитории).
4. Жизнь – это… (различные аспекты ценности жизни).
5. Видеоролик.
6. Карта ресурсов (что помогает справиться с трудностями).
7.
 Распознавание признаков эмоционального неблагополучия.
8. Как оказать помощь человеку в кризисной ситуации.
9. Телефоны доверия и другие ресурсы поддержки.
10. Заключение: Жизнь – это ценность! Берегите себя и своих близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Ценности нашей жизни"

                                                ...

Профилактическая программа «Линия жизни»

Данная программа предназначена для младшего и среднего подросткового возраста (9-15 лет), что обусловлено особой ситуацией развития детей данного возраста. Существует необходимость найти точки соприко...

урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...

Как помочь ребёнку справиться с трудностями

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14020957","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]консультация  для родителей...

«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».

Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4  класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой  преподобный Сергий Радонежский -...