Разработка рекомендаций по созданию специальных условий получения образования для обучающихся с ЗПР на ПМПК
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19 декабря 2014 г. N 1598 Федеральная адаптированная образовательная программа ДО для обучающихся ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 ) Федеральная адаптированная образовательная программа НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 ) Федеральная адаптированная образовательная программа ООО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025)
Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория обучающихся с ОВЗ По этой причине у детей с ЗПР отмечается значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать: органическая и/или функциональная недостаточность ЦНС; конституциональные факторы ; хронические соматические заболевания ; неблагоприятные условия воспитания ; психическая и социальная депривация
Проводя диагностику, специалисты ПМПК строго должны придерживаться следующих правил: Перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям Различные виды помощи ребенку строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования Каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение
Проводя диагностику, специалисты ПМПК строго должны придерживаться следующих правил: Длительность процедуры обследования должна учитывать психофизиологические особенности обследуемого. П ри первых признаках утомления необходимо сменить вид деятельности. Индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий ( легкие/трудные; вербальные/невербальные ; учебные/игровые) Инструкции следует использовать несложные по грамматическому оформлению, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания
При проведении диагностических процедур мы анализируем следующие существенные показатели способность ребенка организовать свою деятельность; способы работы, используемые ребенком при выполнении задания; способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их; способность ребенка руководствоваться образцом; отношение ребенка к результату своей работы; понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществить перенос показанного способа на аналогичное задание.
Результаты дифференцированной оценки обучающегося с ЗПР позволяют: конкретизировать особые образовательные потребности обучающегося осуществить выбор образовательного маршрута определить основные направления коррекционно- развивающей работы
Психолого - педагогическая характеристика детей с ЗПР Типологическая дифференциация вариантов развития детей с ЗПР* Группа А (легкая ЗПР) – это дети с задержкой психического развития, в структуре которой на первый план выступают трудности произвольной регуляции деятельности и поведения и признаки общей социально-эмоциональной незрелости . * Психолого-педагогическая типология Н.В . Бабкиной, И.А. Коробейникова (2017 г .)
Типологическая дифференциация вариантов развития детей с ЗПР Группа В (умеренная ЗПР) – это дети, у которых недостаточно развита не только регуляторная, но и познавательная сферы. Эта недостаточность может наблюдаться в разных пропорциях и проявляться сниженной умственной работоспособностью; существенными трудностями усвоения учебных дисциплин, связанными с локальными нарушениями в структуре высших психических функций ; различными поведенческими расстройствами , затрудняющими усвоение школьных норм и адаптацию к школе в целом. Психолого - педагогическая характеристика детей с ЗПР
Типологическая дифференциация вариантов развития детей с ЗПР Группа С (выраженная ЗПР) – характеризуется значительно более низким в сравнении с возрастной нормой уровнем интеллектуального развития , которое по качественным характеристикам своей структуры приближается к легкой умственной отсталости и имеет отчетливые признаки церебрально-органической недостаточности. Психолого - педагогическая характеристика детей с ЗПР
Данная типологическая дифференциация вариантов развития детей с ЗПР предназначена для определения образовательного маршрута ребенка и необходимых ему условий образовательной среды . Типологические варианты А, В и С различаются как качественными, так и количественными характеристиками Группа А (легкая ЗПР) Группа В (умеренная ЗПР) Группа С (выраженная ЗПР)
Как соотносятся типологические варианты ЗПР и варианты АООП НОО Группа А л егкая ЗПР Группа В у меренная ЗПР Группа С в ыраженная ЗПР Вариант 7.1. АООП НОО Вариант 7.2. АООП НОО Вариант 7.2. АООП НОО ( диагностическое обучение)
Дифференциация варианта ЗПР 7.1 7.2 Развитие мышления приближено к возрастной норме. Ошибки при решении мыслительных задач возникают преимущественно из-за недостатков регуляции, трудностей сосредоточения внимания, недостаточности волевых усилий к преодолению трудностей. Развитие мышления отстает от возрастной нормы. Дефицит познавательных способностей проявляется в пониженной или очевидно недостаточной обучаемости, недостатках аналитико-синтетической деятельности, недостаточной способности к опосредствованию познавательной деятельности. Типична определенная неравномерность в выполнении заданий (некоторые выполняет с помощью, а некоторые совсем не может выполнить), на лицо разнообразные недостатки понимания.
Дифференциация варианта ЗПР 7.1 7.2 Недостатки произвольной регуляции, отдельных школьно необходимых функций выходят в психологическом портрете на первый план, именно они являются причиной неуспешности. Социально эмоциональное развитие отстает от возрастной нормы, проявляясь в типичных признаках инфантилизма. О днако подобные инфантильные проявления обычно удается скорригировать. Недостатки произвольной регуляции, отдельных функций фактически соответствуют степени недостатков мышления и обучаемости. Неуспешность -следствие недостатков познавательной деятельности. Социально эмоциональное развитие отстает от возрастных нормативов фактически по всем позициям. Нарушается коммуникация со сверстниками, осознание проблем происходит с трудом, преобладают защитные личностные реакции, мотивация к преодолению трудностей часто полностью отсутствует.
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022) Формулировки вариантов заключений ПМПК для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФАОП Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития
Направления коррекционной работы педагога – психолога (ДО) 3года - формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков , развитие эмоциональной сферы, доступных игровых действий; 4 года – формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений , игровой деятельности; (или + регуляция: развитие произвольной регуляции деятельности и поведения ); 5 лет- коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственно-временных представлений, игровой деятельности; (или + регуляция: развитие произвольной регуляции деятельности и поведения); 6 лет- коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально- волевой сферы, пространственно-временных представлений, формирование элементов учебного поведения; (или + регуляция: развитие произвольной регуляции деятельности )
Направления коррекционной работы учителя-дефектолога (ДО) 3года – формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной активности; 4 года – формирование и развитие предметно-практической и конструктивной деятельности , сенсорных эталонов , элементарных математических представлений, познавательной сферы 5 лет- коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций; 6 лет -коррекция и развитие познавательных процессов, мыслительных операций, формирование предпосылок учебной деятельности; Другие возможные направления работы : обогащение сенсорного опыта и стимуляция сенсорной активности; развитие крупной и мелкой моторики, пространственных и социально-бытовых ориентировок, сенсорных эталонов.
Направления коррекционной работы учителя-логопеда (ДО) С 3лет – развитие понимания обращенной речи; формирование активной подражательной речевой деятельности; накопление и активизация словаря; формирование простой фразы. С 4 лет – коррекция и развитие всех компонентов речи; коррекция и развитие темпо-ритмической организации речи, просодических компонентов речи; формирование простого произвольного речевого высказывания.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещени я Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023) Формулировки вариантов заключений ПМПК для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФАОП
ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023) Общая характеристика ФАОП НОО (вариант 7.2 ) ФАОП НОО, вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет . ФГОС и ФАОП, не противоречат друг другу. Как показывает практика, пролонгация может осуществляться в более поздних классах, если заключение ПМПК с определением варианта программы выдано позже (во втором классе, например )
Направления коррекционной работы педагога- психолога (НОО) ф ормирование и развитие учебной мотивации; к оррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы( +регуляция); р азвитие произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция и развитие пространственно-временных представлений; р азвитие познавательного интереса и познавательной активности; п омощь в адаптации к условиям школьной среды; р азвитие продуктивного взаимодействия; р азвитие эмоциональной сферы, коммуникативных и социальных навыков;
Направления коррекционной работы учителя- дефектолога ( НОО) к оррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала; р азвитие крупной и мелкой моторики; формирование и развитие продуктивной предметно-практической деятельности; ф ормирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений; ф ормирование пространственных и социально-бытовых ориентировок; формирование алгоритмов продуктивной учебной деятельности.
Направления коррекционной работы учителя-логопеда ( НОО) 1 класс- коррекция и развитие всех компонентов речи; п рофилактика нарушений письма и чтения; п омощь в формировании навыков письма и чтения; коррекция нарушений устной и письменной речи; к оррекция дефектов звукопроизношения, развитие фонематических процессов; к оррекция темпо-ритмической организация речи; к оррекция просодических компонентов речи; развитие понимания обращенной речи; н акопление и активизация словаря; ф ормирование простой фразы; ф ормирование произвольного речевого высказывания;
Формулировки вариантов заключений ПМПК для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФАОП Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)
Принципы и подходы к формированию АООП ООО ЗПР ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного общего образования. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП НОО является необходимым условием освоения обучающимися с ЗПР АООП основного общего образования . Срок получения основного общего образования при обучении по АООП ООО для обучающихся с ЗПР – 5 лет (5-9 классы ).
Направления коррекционной работы педагога- психолога (ООО) (при переходе с НОО на ООО) помощь в адаптации к условиям школьной среды; коррекция и развитие эмоциональной сферы; р азвитие навыков социального поведения; развитие продуктивного взаимодействия; адаптивных форм поведения; коммуникативных и социальных компетенций; к оррекция эмоционального состояния; к оррекция нежелательного поведения; социально нежелательного поведения; п рофориентация; р азвитие функций программирования и контроля; к оррекция и развитие компетенций коммуникативной, эмоционально-волевой и личностной сферы, навыков социального поведения; коррекция и развитие эмоциональной сферы
Направления коррекционной работы (ООО) учитель - дефектолог Коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, восполнение пробелов предшествующего обучения; Развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности; у читель-логопед к оррекция нарушений письменной речи
Направления коррекционной работы социального педагога м ониторинг социальной ситуации развития (для обучающихся под опекой и ЦССВ); п рофилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения обучающегося; п овышение уровня правовой грамотности обучающегося и его семьи;
Срок проведения обследования с целью уточнения/изменения ранее данных рекомендаций (повторная ПМПК): повторная ПМПК при переходе на следующий уровень образования; по рекомендации ППк ОО; повторная ПМПК с целью создания специальных условий сдачи ГИА; после 1 года обучения.
Спасибо за внимание ЦПМПК Московской области г. Москва, ул. Генерала Антонова, д. 6 А Email: cpmpk-mo@mail.ru Тел. +7(945)- 333-73-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Специальные условия получения образования детей с ОВЗ"
Дети с ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....

Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ(презентация)
Материал к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Адресован учителям, начинающим работать с данной категорией де...

Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ
Материалы семинара "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Семинар адресован педагогам, начинающим работать с детьми с тяж...

Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание специальных условий получения образования для обучающихся с ОВЗ
Нормативно-правовая база. На что обратить внимание в содержании АООП...

Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
1. Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ;2. Нормативная правовая база;3. Общие положения интегрированного обучения;4. Систе...

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...

"Особенности определения специальных условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР"
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость гобу...