Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
методическая разработка

Алина Андреевна Клюева

 

1.  Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ;

2.  Нормативная правовая база;

3.  Общие положения интегрированного обучения;

4.  Система показаний для интеграции;

5.  Критерии отбора детей для интегрированного обучения;

6.  Психолого-педагогическое сопровождение детей;

7.  Материально-техническое обеспечение;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1

  1. Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ…………………………………………………………3
  2. Нормативная правовая база……………………………………………………5
  3. Общие положения интегрированного обучения……………………………..6
  4. Система показаний для интеграции…………………………………………...7
  5. Критерии отбора детей для интегрированного обучения…………………...8
  6. Психолого-педагогическое сопровождение детей…………………………...9
  7. Материально-техническое обеспечение……………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….11

Введение

По плану мероприятий реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь требуется создание специальных условий обучения в рамках образовательной среды массовой школы.

Интегрированное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов с нормально развивающимися детьми признаётся одной из стратегических задач развития специального образования, предусматривающей создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, воспитания и обучения, коррекции нарушений развития, социальную адаптацию.

По состоянию на начало 2010/2011 учебного года, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучалось: в обычных классах - 100,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционных классах - 119,7 тыс. детей. В рамках государственной программы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175, планируется к 2016 году в 10 тысячах обычных образовательных учреждений (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений) создать индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования, включая безбарьерный доступ, оснащение специализированным оборудованием и автотранспортом.

  1. Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ

Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества.

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учебные заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей закреплено законодательно. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.

Развитие инклюзивного образования обеспечивает: равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого - педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. В результате в ОУ будут созданы условия, гарантирующие возможность:

 достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися;

 использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

 адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей);

 индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

 целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

 выявления и развития способностей, обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;

 включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

 включение детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

 использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ.

  1. Нормативная правовая база

Федеральные нормативные правовые документы, являются основой организации интегрированного образования детей с ОВЗ.

1. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).

2. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации".

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"

4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

6. Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".

7. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

8. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

9. Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".

3. Общие положения интегрированного обучения

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:

- посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;

- путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения.

Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах организуется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При наличии в образовательном учреждении лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации дополнительное прохождение процедуры лицензирования и государственной аккредитации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не требуется.

4.Система показаний для интеграции

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

- имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

- имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

- имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

- имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:

- имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);

- имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

- имеющие умственную отсталость умеренной, глубокой степени;

- с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

5. Критерии отбора детей для интегрированного обучения:

1. Возможности ребенка: выраженность дефекта, зона ближайшего развития, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

2. Готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей интегрируемого ребенка, педагогов, родителей сверстников, обучающихся общеобразовательного учреждения).

3. Соответствие образовательной среды школы потребностям интегрируемого ребенка.

4. Разработка учебных планов и учебных программ. При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

6. Психолого-педагогическое сопровождение детей

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

7. Материально-техническое обеспечение

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство):

Изменений требуют вход в школу, внутреннее пространство, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение, специальное оборудование (по необходимости), гигиенические требования. Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

 санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно - тепловому режиму и т.д.);

 возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;

 санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в ОУ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка и т.д.);

 пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ,

В наших планах:

- на центральном входе установить пандус;

- произвести соответствующее переоборудование санитарной зоны;

- произвести соответствующее переоборудование территории школы.

Заключение

Интегрированное обучение гарантирует родителям право обучать ребенка с проблемами в развитии в общеобразовательных заведениях. Однако следует учитывать, что процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и школы будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения, сочетающегося с реальным знанием о возможностях детей со специальными образовательными потребностями, конкретной практической помощью во всех сферах его жизни.

С развитием интеграции в специальных школах будет уменьшаться количество учащихся. Школы будут вынуждены перестраиваться, учиться работать в изменившихся условиях. Должны будут измениться и функции общеобразовательных и специальных школ. Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка - что позитивного получит конкретный человек? Разумеется, нельзя не учитывать и интересов работающих там педагогов. После реорганизации специальной школы не должен утратиться бесценный опыт, накопленный в ее стенах. Он должен целесообразно использоваться в массовых учебных заведениях.

Каждая специальная школа могла бы создать программу интегрирования своих учащихся, чтобы дети, обладающие возможностями учиться в заведении общего типа, без особых формальностей могли бы в них интегрироваться. К этой же цели должны стремиться и общеобразовательные школы.

Воспитание детей со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу воспитания, однако ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей.

Доступная среда» представляет собой особое пространство, в котором инвалиды могут чувствовать себя без заметных ограничений.

Программа предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Специальные условия получения образования детей с ОВЗ"

Дети с ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....

Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ(презентация)

Материал к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Адресован учителям, начинающим работать с данной категорией де...

Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ

Материалы семинара "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Семинар адресован педагогам, начинающим работать с детьми с тяж...

Создание специальных условий, для детей с нарушением зрения, в условиях общеобразовательной начальной школы.

Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у школьника обнаруживается значительный дефицит словарного запа...

Создание специальных условий для детей с РАС

Все вы знаете, что при составлении   АОП, одним из её пунктов является создание специальных условий. Одно из таких специальных условий  есть визуализация.Она является одной из «си...

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...