Эти удивительные сталактиты
презентация к уроку (2 класс) на тему

Краева Татьяна Васильевна

Исследовательская работа посвящена изучению таких удивительных и загадочных природных образований как сталактиты и сталагмиты. В ходе исследований мы пытались найти ответы на вопросы: при каких условиях, как и из чего, вырастают сталактиты. Для опыта по выращиванию сталактита в домашних условиях была изготовлена оригинальная установка, которая имитировала падение капель воды в пещере. Эксперимент и наблюдения длились целых два месяца. Периодически мы проводили «фотосессию» роста сталактита. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_udivitelnye_stalaktity.rar640.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка Кировской области»

Экспериментально-исследовательская работа

ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ

 СТАЛАКТИТЫ

Автор:

Кузнецова Анастасия

            2 В класс.

Руководители:

Краева Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов,

Кузнецов Сергей Алексеевич.

Кирово-Чепецк

 2009

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………   3

1. Основная часть ……………………………………………………………… 4

2.  Практическая часть…………………………………………………………. 8

Заключение …………………………………………………………………… 10

Список используемых источников ………………………………………….. 11

Введение

Однажды папа показал мне фотографии из пещер, на которых были изображены сталактиты. Он сказал, что сталактиты состоят из обычного мела, растут очень медленно, и за жизнь одного человека могут вырасти всего на 1- 2 сантиметра. Сталактиты мне очень понравились. И так как сталактиты на фотографии были очень красивые и очень большие, папе я не поверила. Для того чтобы больше узнать о сталактитах, я выбрала их темой своей исследовательской работы.

Цель моей работы: доказать, что в домашних условиях можно

вырастить сталактиты.

Гипотезы:

1.  Сталактит в домашних условиях вырастет.

2. Скорость роста сталактита в домашних условиях будет больше, чем в естественных условиях пещер.

3.  Сталактит будет похож на известняковый класс сталактитов.

Задачи: 

  1. Изучить литературу и информацию из Интернета, и понять при каких условиях, как  и из чего, вырастают сталактиты.
  2. Провести эксперимент по выращиванию сталактита.
  3. Проанализировать полученные результаты.

Методы:

  1. Анализ литературы.
  2. Планирование экспериментов и наблюдений.
  3. Обобщение и выводы о справедливости гипотез.

1. Основная часть

        После изучения книг и энциклопедий, а также информации из Интернета я узнала, что многие сталактиты имеют имена. Например: «Дамоклов меч», «Крылья ангела»,  «Ведьмин палец», «Хрустальный дворец драконьего царя», «Мёртвая голова».

Ещё я узнала, что название сталактиты

произошло от греческого слова stalaktós - натёкший по капле. Сталактиты это натёчно-капельные образования, которые свешиваются в виде сосулек, трубок, бахромы с потолков и верхних частей стен карстовых пещер. Некоторые сталактиты растут в стороны и вверх точно так же, как и вниз.

Сталактиты возникают в результате процесса, который называют – карст (карстовый процесс). Суть процесса заключается в следующем: вода, просачиваясь под землю, постепенно размывает рыхлые горные породы, в первую очередь известняк. Образуются большие пустоты (пещеры), стенками которых являются более твёрдые и устойчивые к растворению породы.

Вода, насыщенная известняком, по мельчайшим трещинкам добирается до потолка уже созданной пещеры и повисает на нём. Постепенно, очень медленно, капля испаряется, а известняк оседает на потолке. Через некоторое время в это место приходит следующая капелька и опять откладывает известняк. Постепенно известняк накапливается на этом участке потолка, и образуются большие «сосульки» - сталактиты.

Но капли поступают неравномерно то с одной, то с другой стороны, и сталактит получается не совсем круглый. А если ещё на поверхности идёт дождь, вода становится грязной, сталактит темнеет. Дождь кончился, вода снова чистая, и следующий слой сталактита стал белого цвета. К тому же мельчайшие частички солей различных минералов, растворённые в воде, раскрашивают сталактиты в разные цвета: розовые, желтые, синие, красные, черные…

Но не весь известняк оседает на потолке и даёт рост сталактиту. Под собственной тяжестью часть капель падает на пол, и снизу навстречу сталактиту растет сталагмит (от греческого слова stalagma – капля). Когда сталактит и сталагмит соединяются и срастаются между собой, образуется колонна сталагнат.

И сталактиты, и сталагмиты, и колонны бывают очень больших размеров — десятки метров в высоту и несколько метров в диаметре. Скорость их роста зависит от температуры и степени сырости в пещере, от  толщины слоя известняка над пещерой и от количества воды, попадающей в пещеру. 

По данным Книги рекордов Гиннеса самым длинным свободно свисающим сталактитом считается огромная каменная сосулька в Груга-до-Жанелао (Бразилия), длиной 12 м. А самым высоким сталагмитом в мире сейчас считается 63-метровый гигант в пещере Лас Вильяс (Куба). Времени на создание этой необыкновенной подземной красоты необходимо очень много. Учёные подсчитали, что в среднем сталактит нарастает по одной десятой миллиметра в год, за сто лет увеличиваясь всего на  1 сантиметр. Когда вода перестаёт попадать в пещеры, сталактиты перестают расти, а пещера считается «мёртвой».

Сталактиты могут образоваться из многих растворимых веществ, но самые распространённые это:

  1. Кальцитовые (известняковые) сталактиты/
  2. Гипсовые сталактиты.
  3. Соляные сталактиты.
  4. Ледяные сталактиты.

После того, как я прочитала книги о сталактитах в библиотеке, изучила всю доступную мне информацию из Интернета, я решила, что сталактит в домашних условиях вырастить можно. Но мама засомневалась и сказала, что дом не пещера, и у нас нет 100 лет, чтобы дожидаться результата. А папа меня поддержал, и мы с ним выдвинули гипотезу, что дома сталактит вырастет быстрее, чем в пещере,  по следующим причинам:

- в помещении влажность воздуха ниже, а температура выше, что приведёт к более быстрому испарению капли жидкости.

- количество падающих капель в домашних условиях будет больше.

- количество растворённого вещества будет максимальным (в нашем опыте мы будем использовать насыщенный раствор соды), что приведёт к более быстрому осаждению частичек сталактита.


2. Практическая часть

Этапы проведения эксперимента:

2.1. Для эксперимента по выращиванию сталактита папа изготовил установку, которая имитировала падение капель воды в пещере.

2.2. Приготовление насыщенного раствора соды. Для этого мы взяли чистую банку, налили в неё тёплой воды, а затем понемногу добавляли пищевой соды и размешивали для растворения. Соду добавляли до тех пор,  пока она не перестала растворяться.

2.3. Заполнение ёмкости. Через двойной слой марли мы профильтровали раствор соды и залили его в ёмкость.

2.4. Регулировка количества капель. Для того чтобы регулировать количество капель, падающих из ёмкости, мы оставили сверху большое отверстие, которое заткнули пластилином, а в нём делали отверстие того размера, который нам нужен. После регулировки наша установка обеспечила падение примерно 10 капель раствора в минуту.

2.5. Проведение эксперимента.  10 ноября 2007 года мы начали проведение эксперимента по выращиванию сталактита. По мере того как уровень жидкости  в ёмкости уменьшался, мы добавляли в неё раствор соды.

2.6. Контроль роста сталактита. Периодически мы контролировали рост

и  проводили «фотосессию» для нашего сталактита.

     

Фото 1:

10 ноября 2007 года – начало эксперимента.

Фото 3:

10 декабря 2007 года –           сталактит растёт

(прошло 30 дней)

Фото 2:

24 ноября 2007 года –

начался рост сталактита.          (прошло 14 дней)

Фото 4:

29 декабря 2007 года–

(прошло 50 дней)

                  рост продолжается.

Фото 5                     Фото 6

10 января 2008 года – окончание опыта

(прошло 62 дня)

2.7. Обработка результатов эксперимента. По окончании эксперимента мы провели исследования размеров и формы сталактита, результаты которых занесли  в таблицу 1.

Таблица 1.

Описание формы сталактита

Размеры большей части сталактита

Время роста

Выросший сталактит по форме ближе к гипсовым сталактитам;

цвет – белый; на ощупь – твёрдый, хрупкий; не имеет чёткого направления роста.

Наибольший размер сталактита составил примерно 10 мм.

Наш сталактит рос 62 дня.

Заключение

По результатам проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, что гипотезы №1 и №2 подтвердились: сталактит в домашних условиях вырос, и вырос гораздо быстрее, чем в естественных условиях пещер (наш сталактит вырос на 10 мм. всего  за 2 месяца, на что в пещере понадобилось бы около 100 лет). А гипотеза №3 оказалась ошибочной, так как выросший сталактит внешне похож на сталактиты из гипсового класса.

Во время выполнения исследовательской работы я узнала много нового и очень интересного о таинственном мире пещер. Я научилась выращивать сталактиты, научилась наводить раствор соды, узнала, как правильно оформлять исследовательскую работу.

В  будущем я хочу побывать в Кунгурской пещере, которая находится в Пермском крае, и увидеть настоящие сталактиты и сталагмиты. [7, фото в презентации]

Список используемых источников

  1. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь [Текст]: энциклопедия/ Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. – Режим доступа:

     http://www.slovopedia.com/10/209/981004.html, свободный.

  1. Давид Э. Портнер.  Пещеры. [Текст]: энциклопедия/ Давид Э. Портнер. - М: Слово/Slovo, 1997.
  2. Дублянский В.Н. Занимательная спелеология [Текст]: / Дублянский В.Н. Рожденные во тьме. – У: Урал LTD, 2000  глава 9. – Режим доступа:

     http://www.onixtour.com.ua/books/speleo/part09.htm, свободный.

  1. Иллюстрированный  энциклопедический словарь. / Энциклопедия  -  М: Ридерз Дайджест,  2002 – стр. 343
  2. Информация о сталактитах. – Режим доступа:

    http://home-edu.ru/user/f/00000608/Projects/Prokofev/Prokofev007.htm, свободный.

  1. Книга рекордов Гиннеса. – Режим доступа: http://gin.studentport.org/60.shtml#4, свободный.
  2. Кунгурская пещера// Фотогалерея. – Режим доступа:

    http://www.permonline.ru/custom/kungur/ledp.htm, свободный. – Загл. с экрана.

  1. Мальцев В.А. Ещё раз о сталактитах с «внутренним» и «внешним» питанием. [Текст]:/ Мальцев В.А. – Режим доступа:

     http://geo.web.ru/maltsev/liter/stalact/stal_r.htm, свободный.

  1. Энциклопедия для детей. // Геология. [Текст]:/ Энциклопедия  – М: АВАНТА+, 1995.
  2. Энциклопедия природы России. // Минералы и горные породы. [Текст]:/ Энциклопедия  -  М: ABF, 1998.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Флора. Эти удивительные растения"

На занятии дети получают сведения об интересных удивительных растениях, открываются большие возможности для их познавтельной деятельности. Предварительная подготовка к занятию учит детей самостоятельн...

Конспект занятия "Эти удивительные животные"

Материал рекомендован для обучающихся 1-4 классов, можно использовать как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.Направлено на расширение знаний об окружающей природе и её охране...

Удивительный мир бабочек

Презентация проекта по окружающему миру "Удивительный мир бабочек"...

конспект урока" Удивительный мир растений"

урок поможет узнать детям об удивительном мире растений...

Исследовательская работа "Этот удивительный мир рыб"

Исследовательский проект учащегося 3 класса. Тема исследования: изучение строения и особенностей рыб. Во время работы ребёнок проводил опыты, наблюдения, участвовал в экологических акциях....

Исследовательская работа по теме "Можно ли вырастить сталактиты?"

В работе описывается опыт,позволяющий вырастить сталактиты в домашних условиях....

Доклад "Что такое сталактиты и сталагмиты?"

Ученица 2 класса провела эксперимент по созданию сталактитов и сталагмитов в домашних условиях....


 

Комментарии

Красильникова Елена Павловна

Татьяна Васильевна,спасибо за  замечательную работу.Кому пришла такая интересная идея вырастить сталактит в домашних условиях?

Краева Татьяна Васильевна

Если я не ошибаюсь, в одном из конкурсов "Познание и творчество" было задание вырастить на нитке кристаллы соли или соды. Это было давно. Настя - девочка способная, и я родителям старые задания предлагала порешать. На ниточке у них не очень получилось, но папа человек творческий. Придумал прибор. В исследовательской деятельности с малышами очень много зависит от родителей.

Красильникова Елена Павловна

Я с Вами  очень согласна.Родители должны быть заинтересованны в деятельности своих детей.